Задачи:
- Обобщить тему “Имя существительное”; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении этой темы;
- Развивать умение применять полученные знания на практике; развивать орографическую зоркость, навыки самостоятельной работы; письменную и устную речь;
- Воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение работать в группах, положительную Я-позицию
Оборудование: учебники, карточки, интерактивная доска, наглядный материал (иллюстрации корабля, бухт“Несклоняемые имена существительные”,“Существительные общего рода”,“-е и –и в безударныхпадежных окончаниях существительных”,“Не с существительными”, бутылка с посланием)
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по морю Имя существительное. 3 группы- это 3 корабля. Каждая группа выбирает капитана, юнгу, название корабля.
Итак, в путь! Поднять якоря! (звучит запись “Звуки моря”)
II. Обобщение и закрепление изученного материала
Чтобы попасть в это необычное море, надо отгадать пароль. На карточках вопросы, ответы на них – это и есть пароль.
- 1 карточка: Что называется именем существительным?(на какие вопросы отвечает, что обозначает)
- 2 карточка: Перечислить постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного
- 3 карточка: Синтаксическая роль имени существительного
(во время ответов учеников на интерактивной доске выводится запись определения имени существительного и его признаков ).
Итак, во время путешествия мы будем останавливаться в бухтах для пополнения наших запасов. Посмотрите, ребята, впереди неизвестный остров, и на нём, по-моему, нас ждут. (На интерактивной доске появляетсяиллюстрация острова и туземцев) Они передали нам послание, давайте его прочитаем. (Учитель достаёт бутылку с посланием, читает его ученикам)
“Дорогие путешественники! Помогите нам! Уже много лет мы живём на этом острове, и с нами случаются разные беды. Дух Острова будет нам помогать, если мы отгадаем его имя.”
Но что, ребята, поможем несчастным туземцам? Тогда давайте послушаем их песенку и попробуем разгадать название острова.
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя –
Необразованным было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород поддерживает пламя.
Над тем, как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
Итак, ребята, что вы заметили в этой песенке? (Есть разносклоняемые слова) Значит, как же называется этот остров? Разносклоняемые имена существительные.
- А почему они так называются? (повторение правила)
- Я ещё раз прочитаю песенку, а вы запишите разносклоняемые имена существительные.
- Какого ещё существительного здесь не хватает? (путь)
- Составьте с этими существительными предложения.
(Вариант задания: можно дать одной из сильных групп задание:
- сочинить стихотворение с этими существительными, или
- дать на интерактивной доске следующие предложения:
Ярким пламенем горит рябиновый куст. Нам с наукой по пути, мы хотим скорей расти. У нового отряда ещё не было знамени. Татьяна, о имени твоём слагают песни и стихи. Придёт время – прорастёт и семя.Списать, выделить в разносклоняемых существительных окончания, определить падеж.)
Впереди первая бухта “Несклоняемые имена существительные”
Скажите, какие имена существительные называются несклоняемыми?
Приведите примеры. Запишите 4 словосочетания с этими словами, определите род.
Проверка.
Обобщение: Несклоняемые имена существительныепреимущественно относятся к среднему роду. К ним относятся слова иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -е, -у, -ю и с конечным ударным –а.
Запасы наши пополнены. В путь!
(Устная работа. Учитель перечисляет географические названия, а на интерактивной доске появляются их фотографии)
Ребята, а сейчас вам понадобятся знания по географии. Мы будем проплывать различные географические объекты, а вы должны определить их род (повторяем правило).
Ребята, посмотрите, мы проплываем Ямал. Определите род (полуостров-м.р., значит Ямал- м.р.)
А вот Гоби (пустыня – ж.р.)
А вон вдалеке – Риони (река- жюрю)
На горизонте _ Баку (город – м.р.)
Вывод: Итак, род несклоняемых имён существительных географических названий определяется родом тех имён нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены.
Физкультминутка
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
(Движения выполнять соответственно тексту)
Ребята, впереди следующая бухта, но чтобы в неё зайти, нужно выполнить задание.
На интерактивной доске появляются рисунки(или на плакате –грязные мальчик и девочка; мальчик и девочка едят конфеты, шоколад; плачущие мальчик и девочка и т.п.)
Рассмотрите рисунки. Какие имена существительные здесь изображены? (Существительные общего рода.Переворачиваю круг сназванием бухты“Существительные общего рода”.Повторяемправило)
Задание: Запишите к иллюстрациям 2-4 предложения с именами существительными общего рода.
Проверка.
Задание для юнг:
Морфемный разбор слов (море, бухта, путешественник) Ребята делают разбор на доске. Остальные разбирают слова: мореход, рыболов, пароход.
Проверка
А вот и новая бухта. Прочитайте её название “-е и –и в безударныхпадежных окончаниях существительных”
Я вам сейчас прочитаю стихотворения, а вы запишите только существительные и вставьте безударные падежные окончания–е или --и. Но сначала вспомним правило(работа с таблицей “Правописаниебезударных падежных окончаний -е –и существительных”)
Морской ёжик
Живёт на дне колючка –
Угрюмый Ёжик – злючка.
За камушки цепляется,
Морской травой питается.
Осьминог
Бедный-бедный Осьминог
Нынче утром сбился с ног.
Перепутались во сне,
Словно нитки, ноги все.
Море
Мы едем на море,
Мы едем на море,
Мы с морем любимым увидимся вскоре.
***
Море шепчет не грусти,
Лучше в гости приходи.
Подарю тебе ракушку,
Ласково шепну на ушко,
Искупаю в пене даже,
Полежишь со мной на пляже.
***
Морю живётся несладко на свете,
Морю достались нелёгкие дети.
Ветры, что дуют из разных сторон,
К морю слетаются все на поклон.
Задание для капитанов
Морфологический разбор существительных (остальные ребята работают в тетрадях)
А вот и последняя бухта “Не с существительными”. Чтобы войти в неё, надо вспомнить правило.
Работа по карточкам(задания дифференцированы)
1 карточка: Замените имена существительными синонимами с приставкой не-
1. Нельзя терпеть ложь. (неправду)
2. Его не сломило горе. (несчастье)
3. Болезнь портит настроение. (нездоровье)
4. Испытания закаляют характер человека. (невзгоды)
5. Рабство для всех горько. (неволя)
2 карточка: Подберите слова с противоположными значениями (антонимы), присоединив приставку не-
Удача, ловкость, приветливость, доверие, усидчивость. Удобство, постоянство, здоровье, знание, внимание
3 карточка: Подберите синонимы с приставкой не-
Вымысел (небылица), возмущение (негодование), рыболовная сеть (невод), изъян (недостаток), опрометчивость (неосторожность), сюрприз (неожиданность)
Проверка, на интерактивной доске правильные ответы
III. Итог. Рефлексия
Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что повторили и закрепили? Если понравилось и на уроке всё получилось, раскрашивают вырезанные заранее рыбки, ракушки в зелёный цвет. Если не всё получилось – в жёлтый цвет. Если не понравилось, ничего не получилось – в красный. Затем фигурки прикрепляются к кораблю
IV. Домашнее задание (на выбор):
Упр. из учебника
К каждой бухте – правилу записать свои примеры
Творческая работа. Написать мини-сочинение о путешествии, используя слова на повторённые правила