Числа от 1 до 8. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Закреплять состав числа восьми, соотношение между целым отрезком и его частями, сравнение выражений;
  • Повторить сложение и вычитание на числовом отрезке;
  • Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбки ваши располагают к приятному общению.

Вступление.

Ребята, к нам приехал почтальон Печкин, который будет следить за вашим поведением. Он сообщил, что на уроке математики нас ждёт сюрприз. А сейчас.... Ой! Что такое? Кто это возится?

- Вот какой сюрприз приготовил Печкин. (Под столом учителя герой - Матроскин). Ребята к нам в гости пришёл кот Матроскин. Ему почтальон Печкин рассказал, как мы путешествуем на уроках и ему захотелось с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле “ Юный математик”. Вы согласны? А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательным, правильно выполнять задания, стараться не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение; регулярно выполнять физминутки.

- Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:

Плыви, плыви кораблик,
На север, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.

2. Актуализация знаний.

1) “Весёлый счёт”.

Мы большущая семья,
Самый младший – это я!
Мы по улице идём -
Сразу нас не перечесть.
Маня есть и Ваня есть,
Нюра, Шура, Клаша, Даша
И Наташа тоже наша
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей? (8)

2) Заранее вкладываю в тетради некоторых детей, но так, чтобы они не знали, вырезанные из бумаги героев “Мышки”, а на них написаны задания.

Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас, как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите! Нашли? Как хорошо! Так берите мышек и читайте задание.

Индивидуальные задания: “Составить равенства”

1 ученик 2 ученик 3 ученик
2 .....6 =  8 7.... 1 = 8 5..... 3 = 8
2 + 6 = 8 7 + 1 = 8 5 + 3= 8
6 + 2 = 8 1 + 7 = 8 3 + 5 = 8
8 – 2 = 6  8 – 1 = 7 8 – 5 = 3
8 – 6 = 2 8 – 7 = 1 8 – 3 = 5

В это время остальные решают устно.

4 ученик. Счёт до 20 прямой и обратный счёт.

Ответ ученика: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19 и обратно.

5 ученик. Счёт через один до 20.

Ответ ученика: 2,4,6,8,10,12,14,16,18.

6 ученик. Счёт через два до 20.

Ответ ученика: 3,6,9,12,15,18.

7 ученик. Счёт через три до 20.

Ответ ученика: 4,8,12,16.

- Мышки помогли нам поработать над составом числа 8, провести счёт до 20. Кот Матроскин пообещал их не обижать.

3) Конкурс капитанов.

Мы уже далеко от родного берега, а кораблей так много. Видимо был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. Кто быстрее проведёт свои корабли, т.е. найдёт ответ к каждому примеру своего столбика, тот становиться капитаном.

- К доске выходят три ученика (по одному с каждого ряда). Решают пример, находят кораблик с соответствующим ответом, записанным на парусе и ставят его.

4 + 2 = 4 + 3 = 4 + 4 =
8 – 1 = 8 – 2 = 8 – 3 =
6 – 5 = 7 – 5 = 8 – 5 =

- Кот Матроскин мне подсказывает, что каждый из ребят будет капитаном на своём ряду.

- Фронтальная работа.

Математическая разминка.

1).

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трёх окуней,
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки? (7)

2).

Саша с Колей рыб удили,
Девять рыбок наловили.
Кот к рыбам подобрался
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей,
Сколько осталось рыб у друзей.(8)

3).

В речку упал Серёжа,
А за ним – Алёша,
А за ним – Иринка,
А за ней – Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько в речке ребят? (5)

- Поплыли дальше. Хором говорим.

Плыви, плыви кораблик,
На север, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.

- Всё ли на море спокойно, капитаны? На море лёгкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнём.

3. Проведём физминутку.

Рыбки весело плескались
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

- Присядем столько раз, сколько рыб здесь у нас! (на доске 6 штук)

Сколько чаек у нас? (5 штук)
Столько мы подпрыгнем раз!

4. Локализация затруднений.

–У нас на пути встретился остров “Весёлые друзья”. Вы узнаете их, если откроете учебник на странице 15 №4. Да это Вини-пух и Пятачок. Был сильный ураган и ветер унёс буквы из синих клеток. Пятачок так расстроился, что делал всё наоборот:

Хрюкал, хрюкал:
Надоело ему хрюкать!
Стал он как котята мяукать.
-Давайте, поможем ему.

1. Самостоятельная работа по учебнику.

Задание: составьте буквенные равенства, раскройте соотношения между целым отрезком и его частями.

2. Сравните собственную деятельность с эталоном (на доске).

  • а = б + в + г + д
  • а – б = в + г + д
  • а – г –д = б + в
  • а – б – в – д = г

5. Построение проекта ликвидации затруднений.

Помощь учителя: подводящий диалог.

1). Назовите целое и части.

2). Чему равно целое? (целое равно сумме частей)

3). Как найти часть? (надо из целого вычесть другую часть)

- Если из целого а вычесть часть б, то останутся части в, г, д.

6. Обобщение затруднений.

Проговаривание причин затруднений.

А). Нельзя к целому прибавлять часть.

Б) Нельзя из части вычитать целое.

7. Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже, руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим.
Раз, два - выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо присесть.
Раз подняться, подтянуться.
Два согнуться – разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.

8. Повторение.

– Поплыли дальше. Скажем волшебные слова:

Плыви, плыви кораблик,
На север, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.

1).Мы плывём к берегу. Нам необходимо выполнить задание №5. Проверьте своё рабочее место, сядьте поудобнее. Постарайтесь задание выполнить быстро и аккуратно.

Задание: поставьте знаки >,<,=.

Проверка с объяснением.

- За ум, быстроту и технику выполнения Печкин объявляет благодарность матросам нашего корабля.

2). Страница 14 №2. Работа с числовым лучом по вариантам (взаимопроверка).

9. Итог урока.

Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды, мы снова на родной Земле.

- Понравилось вам наше путешествие?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Печкин внимательно следил за вами, а сейчас он предлагает вам выразить своё настроение, изобразив весёлую улыбку, недовольную или безразличную (детям раздаются листочки с изображением лица).

- Урок окончен. Спасибо.