Цели:
- Закреплять состав числа восьми, соотношение между целым отрезком и его частями, сравнение выражений;
- Повторить сложение и вычитание на числовом отрезке;
- Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбки ваши располагают к приятному общению.
Вступление.
Ребята, к нам приехал почтальон Печкин, который будет следить за вашим поведением. Он сообщил, что на уроке математики нас ждёт сюрприз. А сейчас.... Ой! Что такое? Кто это возится?
- Вот какой сюрприз приготовил Печкин. (Под столом учителя герой - Матроскин). Ребята к нам в гости пришёл кот Матроскин. Ему почтальон Печкин рассказал, как мы путешествуем на уроках и ему захотелось с нами. Мы сегодня отправляемся в плавание на корабле “ Юный математик”. Вы согласны? А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие условия: быть очень внимательным, правильно выполнять задания, стараться не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение; регулярно выполнять физминутки.
- Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны сказать волшебные слова:
Плыви, плыви кораблик,
На север, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
2. Актуализация знаний.
1) “Весёлый счёт”.
Мы большущая семья,
Самый младший – это я!
Мы по улице идём -
Сразу нас не перечесть.
Маня есть и Ваня есть,
Нюра, Шура, Клаша, Даша
И Наташа тоже наша
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей? (8)
2) Заранее вкладываю в тетради некоторых детей, но так, чтобы они не знали, вырезанные из бумаги героев “Мышки”, а на них написаны задания.
Ребята, я знаю, что на нашем корабле раньше жили мышки, а сейчас, как появился кот Матроскин, они исчезли. Видимо мышки испугались кота и спрятались. И мне кажется, что они где-то у вас. Посмотрите! Нашли? Как хорошо! Так берите мышек и читайте задание.
Индивидуальные задания: “Составить равенства”
1 ученик | 2 ученик | 3 ученик |
2 .....6 = 8 | 7.... 1 = 8 | 5..... 3 = 8 |
2 + 6 = 8 | 7 + 1 = 8 | 5 + 3= 8 |
6 + 2 = 8 | 1 + 7 = 8 | 3 + 5 = 8 |
8 – 2 = 6 | 8 – 1 = 7 | 8 – 5 = 3 |
8 – 6 = 2 | 8 – 7 = 1 | 8 – 3 = 5 |
В это время остальные решают устно.
4 ученик. Счёт до 20 прямой и обратный счёт.
Ответ ученика: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19 и обратно.
5 ученик. Счёт через один до 20.
Ответ ученика: 2,4,6,8,10,12,14,16,18.
6 ученик. Счёт через два до 20.
Ответ ученика: 3,6,9,12,15,18.
7 ученик. Счёт через три до 20.
Ответ ученика: 4,8,12,16.
- Мышки помогли нам поработать над составом числа 8, провести счёт до 20. Кот Матроскин пообещал их не обижать.
3) Конкурс капитанов.
Мы уже далеко от родного берега, а кораблей так много. Видимо был шторм, и корабли сбились с курса. Надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. Кто быстрее проведёт свои корабли, т.е. найдёт ответ к каждому примеру своего столбика, тот становиться капитаном.
- К доске выходят три ученика (по одному с каждого ряда). Решают пример, находят кораблик с соответствующим ответом, записанным на парусе и ставят его.
4 + 2 = | 4 + 3 = | 4 + 4 = |
8 – 1 = | 8 – 2 = | 8 – 3 = |
6 – 5 = | 7 – 5 = | 8 – 5 = |
- Кот Матроскин мне подсказывает, что каждый из ребят будет капитаном на своём ряду.
- Фронтальная работа.
Математическая разминка.
1).
Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трёх окуней,
Рыбак Евсей – четырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки? (7)
2).
Саша с Колей рыб удили,
Девять рыбок наловили.
Кот к рыбам подобрался
Одну схватил и умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей,
Сколько осталось рыб у друзей.(8)
3).
В речку упал Серёжа,
А за ним – Алёша,
А за ним – Иринка,
А за ней – Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько в речке ребят? (5)
- Поплыли дальше. Хором говорим.
Плыви, плыви кораблик,
На север, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
- Всё ли на море спокойно, капитаны? На море лёгкий ветерок, плещутся рыбы, качаются на волнах чайки. Давайте и мы отдохнём.
3. Проведём физминутку.
Рыбки весело плескались
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- Присядем столько раз, сколько рыб здесь у нас! (на доске 6 штук)
Сколько чаек у нас? (5 штук)
Столько мы подпрыгнем раз!
4. Локализация затруднений.
–У нас на пути встретился остров “Весёлые друзья”. Вы узнаете их, если откроете учебник на странице 15 №4. Да это Вини-пух и Пятачок. Был сильный ураган и ветер унёс буквы из синих клеток. Пятачок так расстроился, что делал всё наоборот:
Хрюкал, хрюкал:
Надоело ему хрюкать!
Стал он как котята мяукать.
-Давайте, поможем ему.
1. Самостоятельная работа по учебнику.
Задание: составьте буквенные равенства, раскройте соотношения между целым отрезком и его частями.
2. Сравните собственную деятельность с эталоном (на доске).
- а = б + в + г + д
- а – б = в + г + д
- а – г –д = б + в
- а – б – в – д = г
5. Построение проекта ликвидации затруднений.
Помощь учителя: подводящий диалог.
1). Назовите целое и части.
2). Чему равно целое? (целое равно сумме частей)
3). Как найти часть? (надо из целого вычесть другую часть)
- Если из целого а вычесть часть б, то останутся части в, г, д.
6. Обобщение затруднений.
Проговаривание причин затруднений.
А). Нельзя к целому прибавлять часть.
Б) Нельзя из части вычитать целое.
7. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже, руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим.
Раз, два - выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо присесть.
Раз подняться, подтянуться.
Два согнуться – разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
8. Повторение.
– Поплыли дальше. Скажем волшебные слова:
Плыви, плыви кораблик,
На север, на восток.
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
1).Мы плывём к берегу. Нам необходимо выполнить задание №5. Проверьте своё рабочее место, сядьте поудобнее. Постарайтесь задание выполнить быстро и аккуратно.
Задание: поставьте знаки >,<,=.
Проверка с объяснением.
- За ум, быстроту и технику выполнения Печкин объявляет благодарность матросам нашего корабля.
2). Страница 14 №2. Работа с числовым лучом по вариантам (взаимопроверка).
9. Итог урока.
Путешествие наше успешно подошло к концу. Благодаря дружной работе команды, мы снова на родной Земле.
- Понравилось вам наше путешествие?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Печкин внимательно следил за вами, а сейчас он предлагает вам выразить своё настроение, изобразив весёлую улыбку, недовольную или безразличную (детям раздаются листочки с изображением лица).
- Урок окончен. Спасибо.