Многие плоские изделия, если не в своем конечном виде, то на одной из промежуточных операций изготовления с успехом могут использоваться для изучения осевой и центральной симметрии
Цели урока:
- закрепить знания по теме “Осевая симметрия”;
- учить находить симметрию в окружающих предметах;
- формировать умение использовать знания, полученные на уроках математики, в других учебных дисциплинах и в жизни;
- ознакомить учащихся с операцией сверления древесины с помощью сверлильного станка, приёмами её выполнения и правилами безопасности;
- сформировать навыки и умения сверления древесины на сверлильном станке;
- развивать наблюдательность, чувство гармонии и красоты;
- развивать абстрактное мышление;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность в работе;
- учить бережному отношению к оборудованию и инструментам.
Объект работы. “Бабочка” из фанеры.
Оснащение занятия: Напечатаны слова “симметрия”, “перпендикуляр”, образец изготавливаемого изделия (для демонстрации), перовые свёрла диаметром 10 и 15 мм, измерительные линейки, треугольник, шило, щётка, таблицы с техническими картами отдельных операций по изготовлению детали, заготовки для выполнения работы по сверлению.
Ход урока
1). Актуализация опорных знаний.
Учитель математики:
Слово “симметрия” пришло к нам из Греции и первоначально оно обозначало соразмерность, неизменность чего-либо относительно его преобразований. В математике - это свойство геометрических фигур. Любая симметрия сохраняет расстояние, а это значит, что геометрические фигуры не изменяют свои размеры и формы.
Повторить названия геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник), найти их оси симметрии (фигуры заранее приготовлены, вырезаны из картона, с помощью указки учащиеся показывают, как можно провести ось симметрии).
Работа с учебником:
Стр.52, рис.13. Найти пары симметрично расположенных предметов.
Рисунок 1
Стр.53, рис.15. Почему окружности, с центрами б) А и А1; в) В и В1 не являются симметричными относительно осей симметрии К1 М1 и К2М2 (ответы учащихся). Какие условия обязательно должны выполняться, чтобы можно было утверждать, что окружности симметричны относительно оси симметрии? Рис.15, а) Р и Р1;
Рисунок 2
- Прямая, соединяющая центры окружностей, должна быть перпендикулярна оси симметрии.
- Расстояние от оси симметрии до центра первой окружности должно быть равно расстоянию от оси симметрии до центра второй окружности.
- Радиусы окружностей должны быть равны.
< Фотография 1>
2). А сейчас немножко отвлечёмся и посмотрим вокруг. Мы с вами на уроке математики работаем с фигурами на плоскости. Вот на плоскости я нарисовала человечка. Присмотритесь к нему внимательно. Может у него тоже есть ось симметрии? (ищут). Оказывается, тело человека внешне тоже симметрично. Ну а мы с вами живём в пространстве и вокруг нас много предметов, имеющих ось симметрии. Протянули вперёд правую руку, есть ли у каждого из вас симметричная ей? Да, левая. Приложите ладошки друг к другу, проверьте. Левое ухо - симметрично правое (показывают) ...
Как вы думаете, на каких уроках можно использовать симметрию относительно оси? (перечисляют). А сегодня мы будем применять наши знания на уроке трудового обучения, и я передаю слово учителю трудового обучения.
Учитель трудового обучения;
3). Подготовка заготовки к сверлению.
Сейчас мы переходим к практической части нашего урока.
Каждому из вас на верстак положена заготовка из фанеры (Рисунок 1). Посмотрите, на что она похожа (на бабочку)?
По технологической карте объясняется учащимся порядок выполнения практической работы, а также напоминается устройство сверлильного станка и правильные приёмы работы на нём. В процессе объяснения напоминаются требования безопасности, которые необходимо соблюдать при сверлении древесины.
Первое что вы должны сделать - найти ось симметрии (каждый ученик показывает). Проведите с помощью линейки и карандаша ось симметрии вашей бабочки (операция №1). Следующим шагом мы должны украсить нашу бабочку. Для этого необходимо симметрично оси симметрии отметить центры отверстий, которые мы должны будем в дальнейшем просверлить. Для этого берём треугольник, прикладываем его под прямым углом к нашей оси симметрии (операции №2, №3), проводим линию, перпендикулярную оси симметрии (слово “перпендикуляр” на доске, можно его проговорить), отмечаем точки, на одинаковом расстоянии от оси симметрии по разные стороны. Повторяем эту операцию два раза: на верхней части крылышек бабочки и на нижней, согласно размерам. Затем учащиеся берут шило и накалывают места, где будут расположены центры будущих отверстий (операция №4). Учитель математики помогает тем учащимся, которые испытывают затруднения.
4). Инструктаж по охране труда при сверлении древесины.
Ученики самостоятельно рассказывают правила безопасной работы на сверлильном станке.
5). Работа на станке.
< Фотография 2>
Учащиеся самостоятельно, при контроле учителя, сверлят отверстия, соблюдая необходимые требования безопасности (закреплена деталь, плавно подается сверло, выключение станка и т.д.). При необходимости проводится повторный опрос по устройству сверлильного станка, основных его элементов, технологии сверления.
6). Шлифовка готовой детали.
< Фотография 3>
Учитель математики.
7). Дополнительные вопросы:
- Что можно сделать с нашим изделием? (художественное оформление)
- Где и как его можно использовать? (подарок, новогодняя игрушка...)
- Найдите в мастерской предметы имеющие ось симметрии (оба учителя проверяют находки, учащиеся свободно перемещаются по мастерской в поисках, где специально дополнительно расставлены предметы, имеющие ось симметрии)...
8).Итог урока:
< Фотография 4>
Сегодня мы, используя знания осевой симметрии, своими руками изготовили бабочку. В окружающем нас мире люди часто применяют знания симметрии: для изготовления мебели, в строительстве зданий, при пошиве одежды, при изготовлении украшений, игрушек, как мы с вами сегодня. Когда вы подрастёте, тоже будите использовать полученные знания в своей профессии и при благоустройстве своего дома...
Выставление оценок.
Приложение
Рисунок 3
Технологическая карта «Изготовление “бабочки”»
Рисунок 4 | Заготовка из фанеры. | ||
№ операции | Операция | Эскиз | Оборудование, инструмент и приспособления. |
1. | С помощью карандаша и линейки провести ось симметрии “бабочки”. | Рисунок 5 |
Линейка, карандаш. |
2. | Симметрично относительно оси отметить центры отверстий на нижней части крылышек “бабочки”. | Рисунок 6 | Треугольник, карандаш. |
3. | Симметрично относительно оси симметрии отметить центры отверстий на верхней части крылышек “бабочки”. | Рисунок 7 | Треугольник, карандаш. |
4. | Разметить с помощью шила центры отверстий на заготовке. | Рисунок 8 | Шило. |
5. | Сверление отверстий. | Смотри рисунок 4 | Сверла диаметром 10 мм и 15 мм. |
6. | Шлифовка детали. | Смотри рисунок 4 | Наждачная бумага. |