Урок-обобщение "Формулы сокращенного умножения". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель:

  • обобщить знания учащихся по темам “Квадрат суммы и квадрат разности”, “Разность квадратов”;
  • закреплять навыки применения формул квадрата суммы и квадрата разности, разности квадратов на практике;
  • развивать вычислительные навыки учащихся, логическое мышление, сообразительность, навыки работы в группах, парах;
  • воспитывать чувство товарищества, ответственности.

Оборудование: интерактивная доска Smart, карточки с заданиями, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня мы с вами обобщим знания, полученные при изучении формул сокращенного умножения, закрепим навыки применения формул при выполнении практических заданий. (слайд 1)

Сегодня вы будете работать и в группах, и в парах. А урок проведем в форме дружеского соревнования. (слайд 2)

II. Основная часть.

1. Актуализация опорных знаний.

- Каждой команде надо записать по две формулы сокращенного умножения: 1-й команде – формула квадрата разности двух выражений и формулу разности квадратов; 2-й команде – формулу квадрата суммы двух выражений и формулу разложения разности квадратов на множители. Команды проверяют друг друга. (слайд 3, 4)

  • (a –b)2 = (a2 – 2ab + b2)
  • (a +b)2 = (a2 + 2ab + b2)
  • (а – b)(a + b) = a2 – b2
  • a2 – b2 = (a – b)(a + b)

- Устная работа. Следующее задание: вместо звездочки вставь одночлен так, чтобы выполнялось равенство (слайд 5)

1 команда 2 команда
(у + 3х)2 = * + 6ху + * (2а – 3b)2 = * - 12ab + *
(* - 4x)2 = 9 - * + * (5a + *)2 = * + * + 36
(7m2 – *) (7m2 + *) = * - 81n2 (* - 6x3)(* + 6x3) = 100y2 - *
* + * + 25b2 = (2a2 + *)2 9m4 - * + * = (* - 8n)2

2. Работа в группах.

Каждой группе дано задание: найдите значения выражений, каждому ответу соответствует своя буква, выберите нужные буквы и составьте слово. Группа поделена на подгруппы. Для каждой подгруппы приготовлена карточка с заданиями. Более слабая группа выполняет три примера, сильная – пять примеров, причем проверяет работу слабой группы. (слайд 6)

В Н И М А Н И Е
               

 

З Д О Р О В Ь Е
               

Карта для слабых и сильных уч-ся:

(a -1)(a + 1)

(2x – y)2

(3m – n)(3m + n)

(x – 2)(x + 2)

(3a + b)2

(5m – n)(5m + n)

(5b2 + 6)(6 – 5b2)

(7x + 2y)2

(8a + b2)(b2 – 8a)

(-8a – b)(-b + 8a)

100x2 + y2 + 20xy

(1 – 3b2)(3b2 + 1)

(8a – 2b)2

(5x + y2)(y2 – 5x)

(-5x –y)(-y +5x)

14ab + b2 + 49а2

 

a2 – 1 Р   x2 – 4 В
4x2 – 4xy +y2 З 9a2 +6ab + b2 М
9m2 – n2 Д 25m2 - n2 И
36 – 25b4 О 1 – 9b4 Н
49x2 +28xy +4y2 Ь 64a2 –32ab + 4b2 Н
b4 – 64a2 О y4 – 25x2 А
b2 - 64a2 В y2 - 25x2 Е
(10x + y)2 Е (b + 7a)2 И
m2 – 9n2 У 4 – y2 О
(10y + x)2 М (7b + a)2 Т
36b4 + 25a2 А 25x4 – y2 Р

- Что же за слова у вас получились? Почему именно эти два слова были объединены в пару? Правильно, ведь наше здоровье зависит от того, какое внимание мы ему уделяем, следим ли за осанкой, вовремя ли питаемся, какие продукты употребляем, много ли двигаемся и т. д. (слайд 7)

3. Физкультминутка. Давайте выполним упражнения.

Руки за голову, делаем наклоны влево – вправо.
В том же положении прогнулись назад, наклонились вперед.
Махи руками вверх-вниз.

4. Подготовка к ГИА. (слайд 8)

На доске видите выражение. Необходимо найти его значение. Данное задание взято из сборника для подготовки к ГИА автора Лысенко Ф.Ф.

(b + 1)2 - 2b(3b+ 1) 1 – 5b2
(a – 2)2 + 2(2a -2) a2

5. Самостоятельная работа. После работы осуществляется взаимопроверка. Команды получают карточки с одинаковыми заданиями. За определенное время нужно решить как можно больше примеров. За каждое правильное решение команде присуждается один балл. Во время проверки команды сверяют свое решение с решением   другой команды. (Слайд 9)

Выполнение задания разного уровня сложности. Задания разделены на по трем уровням сложности: для слабых, средних и сильных учащихся. Причем слабые и средние выполняют по одному примеру парами. Сильные по одному самостоятельно, контролируя работу своей группы. (слайд 10)

III. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

- Ребята, каждый из вас может выставить оценку товарищу из вашей группы и только один раз. На карте напишите фамилию того, кому вы выставляете оценку и поставьте оценку.

IV. Домашнее задание. (слайд 11)