Задачи:
- Познакомить учащихся с символами страны: флагом, гербом, гимном.
- Воспитывать чувство любви к своей стране, чувство гордости за нашу страну.
Ход беседы
1. Оргмомент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
И о символах страны
Все ребята знать должны.
Нужно быть внимательными,
Послушными и наблюдательными.
Ну, приступим! В добрый час!
Все получится у вас!
– Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Но очень важный для каждого из нас.
(Читаю тему урока. Слайд №1)
– Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах государства. Задумаемся над тем, как мы относимся к своей Родине, любим ли мы ее?
– Как называется наша страна? ( Россия)
– Что такое столица? (Главный город в стране, где находится правительство)
– Какой город является столицей нашей страны? (Москва) (Слайд №2)
– Кто стоит во главе нашего государства? (Слайд 3).
– Молодцы, а сегодня мы продолжим знакомство с нашей страной. (Слайды с 4 по 13).
Учитель читает стихотворение:
Если долго-долго-долго в самолете нам лететь
Если долго-долго-долго на Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы, ленты рек, озера, горы.
Мы увидим степь без края, тундру, где звенит весна.
И поймем тогда какая наша Родина большая.
Необъятная страна.
Во время чтения стихотворения появляются слайды с изображением рек, морей, гор, лесов, тундры, степи.
Нет в мире ни одной страны, которая была бы больше России. У каждой страны есть свои отличительные знаки. Вы знаете их? (Флаг, герб, гимн.)
– Сегодня вы узнаете о символах России .
У каждого независимого государства есть свои знаки отличия – символы. Герб, флаг, гимн – это государственные символы. Каждый человек обязан знать символы своей страны. Чтобы представить, как жила и развивалась его Родина.
2. Знакомство с гербом РФ.
Познакомимся с первым символом государственной власти – гербом. Гербы создаются по четким правилам. Обычно гербы имеют форму щита.
Герб России (Слайд 14) четырехугольный с заострением внизу.
– Какого цвета герб России? (Красного.)
Красный цвет обозначает храбрость и мужество.
– Что еще изображено на гербе?
На гербе изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьем змея. Георгий Победоносец является защитником от всякого зла.
Двуглавый орел – символ непобедимости и силы, держит в лапах скипетр (жезл) – символ власти и державу (земной шар) – это символ могущества, независимости и мощи страны. Но почему у орла две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что наша страна живет по законам чести и справедливости. Российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.
Что такое скипетр? Это жезл – посох, украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти.
Что такое держава? Это золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами царской власти. (Слайд № 15)
Физминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети. Не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
3. Знакомство с флагом РФ.
– Следующий символ государственной власти – это флаг. Флаг России трехцветный (Слайд 16 - 17).
– Назовите его цвета? (Белый, синий, красный).
Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство. Синий – небо, верность, веру. Красный – героизм, отвагу, самопожертвование.
4. Знакомство с гимнами РФ и РТ.
– Третий символ государства – это гимн.
– Что такое гимн?
Это песня, которая исполняется в особых случаях. Это главная, торжественная песня страны.
– Когда вам приходилось слушать гимн? (Во время подъема государственного флага, торжественных собраний, национальных праздников, спортивных соревнований.)
Слова гимна написал известный детский писатель Сергей Михалков
(Слайд 18 - 19).Давайте его прочитаем.
Гимн слушаем стоя и молча всегда: его нам включают в момент торжества!
– Как слушают гимн страны? Мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Прослушивание гимна России.
Физминутка.
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
5. Итог.
Какие вы сегодня молодцы: внимательно слушали,
правильно отвечали на вопросы. Давайте вспомним,
о чём мы с вами сегодня говорили.
Как называется флаг, окрашенный в три цвета?
(Слайд № 20)
Молодцы! Спасибо вам за работу.