Несмотря на появление и постоянное совершенствование в современной образовательной среде информационных и интерактивных технологий живое слово педагога остаётся одним из ведущих методов обучения и воспитания детей различных возрастов. В процессе коммуникативного взаимодействия педагога и учеников происходит передача учебного материала, формирование умений и социально желательных качеств подрастающего поколения, развитие навыков общения и познавательных процессов. Однако полноценное речевое общение взрослого с детьми может осуществляться только в том случае, если педагог сам знает нормы речевого поведения, владеет средствами речевого общения и обладает благозвучным, мелодичным, выразительным голосом.
Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок; однако голос — это не просто физическое свойство организма, это звучание души, тонкое орудие, удивительный инструмент самовыражения, состоящий из множества «струн». В его мелодичности отражается внутренняя свобода и открытость человека. В его изломах и неестественности — неудовлетворенность собой. Чем богаче интонации и выразительность голоса, тем легче доносить до маленького слушателя существо мысли и оттенки чувств [2]. Голос, будучи одним из структурных компонентов речи, является средством её слышимости, выразительности, эмоциональности, поэтому любые его нарушения существенно влияют на коммуникативную функцию речи и осуществление педагогом своих профессиональных функций. Система органов, служащая для образования звуков голоса сложна и чувствительна, её надо уметь щадить и беречь.
Анализ специальной литературы и особенностей педагогического процесса в различных образовательных учреждениях позволяют выявить ряд условий, необходимых для хорошего становления и работы голоса педагога:
- Важно поддерживать постоянно голосовую форму: выполнять простые упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, «разогревать» и «остужать» голос в течение рабочего дня.
- Необходимо научиться отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды от неправильного голосообразования.
- Недопустимо самолечение простудных и других заболеваний, оказывающих влияние на голосо-речевую систему, а также бесконтрольное применение медикаментозных препаратов.
- Важно знание и соблюдение правил психологической гигиены, включающей мероприятия, укрепляющие и охраняющие нервную систему педагога.
- Надо исключить курение и употребление алкоголя особенно в период большой голосовой нагрузки.
- Необходимо планировать своё рабочее время так, чтобы создавать «периоды отдыха» голосового аппарата в течение дня, например посредствам письменных работ или самостоятельного изучения материала учениками по дидактической литературе, а также применения тихих игр в досуговой деятельности.
- Нужно научиться снижать голосовую нагрузку на уроках и в процессе занятий, применяя больше наглядных методов, «героев заместителей», проводя интерактивные уроки, но, при этом, не снижая общее качество учебно-воспитательного процесса.
- Говорить нужно динамично. Голос должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс. Нельзя кричать, злоупотребляя твёрдой атакой звука, а также часто использовать шёпотную речь.
Залогом успеха в достижении правильного голосообразования и четкой, внятной выразительной речи является комплексное развитие всех составляющих речевого анализатора и их согласованная взаимосвязанная работа. Следует выработать совокупность координированных действий дыхательного, голосового и артикуляторно-резонаторного аппаратов под влиянием волевых импульсов, поступающих из центрального аппарата речи – головного мозга. Для этого необходимо:
- развивать речевое дыхание во взаимодействии с фонацией и артикуляцией;
- определить физиологичное речевое звучание, основу воспитания речевого голоса;
- найти ощущение комфортного резонирования;
- развивать слуховой и мышечный контроль.
По мнению Ф. А. Ивановской, чрезвычайно важен принцип целостного функционирования всего речевого аппарата — дыхания, артикуляции, голосообразования. Нередко хорошее произношение и правильное дыхание дают возможность слабому голосу избегать утомления, перегрузки. С анатомической стороны голос и дыхание выполняются одними и теми же органами, а действие органов артикуляции облегчает работу гортани [4]. Таким образом, для полноценной работы педагогу необходимо тренировать не только голосовой аппарат, но и артикуляционный, а также всю мелодико-интонационную сторону речи в целом.
Методики для развития голосо-речевых способностей педагогов предложены Ф. А. Ивановской (1961), А. И. Савостьянова (2005), Е. С. Алмазовой(2005), О. С. Орловой(1998) и др. Большинство авторов условно подразделяют комплексы упражнений на 4 блока: 1) Развитие физиологического и фонационного дыхания; 2) Работа над основными характеристиками голоса; 3) Артикуляционные упражнения; 4) Совершенствование темпо-ритмической организации речи.
Начинать работу над речью и голосом рекомендуется с дыхательной гимнастики. В данной статье мы рассмотрим традиционную дыхательную гимнастику (Е. С. Алмазова, Ф. А. Ивановская и др.) и элементы парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Занятия, направленные на развитие дыхания по традиционной методике включают следующие упражнения: встаньте прямо и спокойно дышите при легком развороте плеч, без поднятия или опускания их. Для контроля движений диафрагмы и ребер держите одну руку на верхней стенке живота, другую — сбоку на ребрах. Затем вдыхайте медленно и глубоко через нос, а выдыхайте через рот. Делайте спокойный вдох носом, а на выдохе считайте мысленно сначала до 5, а потом до 10.
Для тренировки активности дыхательной мускулатуры рекомендуется выдыхать воздух через суженное ротовое отверстие сильной струей. С этой целью можно представить себе воображаемое пламя свечи и дуть так, чтобы оно заколыхалось или использовать реальную свечу или зажигалку. Для тренировки толчкообразного выдоха, можно также имитировать стремление погасить пламя воображаемой свечи повторяемыми звуками фу!, фу!, ФУУ!
Важным моментом является участие в речи верхних и нижних резонаторов. За счет верхних резонаторов (полость глотки, рта, носа) достигаются такие качества голоса как звонкость, полетность, а за счет нижних резонаторов грудной клетки - сила, мощь, полнозвучность голоса. Для лучшего использования верхних резонаторов целесообразны упражнения с согласным [м], которые заключаются в «мычании» с направлением звука как бы в маску, с целью нахождения наиболее оптимального, физиологичного, удобное для конкретного человека звучания. Необходимо обращать внимание на то, чтобы упражнения выполнялось свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев (вибрационный гигиенический массаж) служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных: 1) постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук «мммм»; 2) кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук «мммм»; 3) кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук «ввввв»; 4) кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук «зззззз»; 5) кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный «ддддд»; и др.
Упражнения необходимо начинать выполнять в медленном темпе, что обеспечивает выработку правильных кинестезий дыхательных движений и плавного спокойного выдоха, снятие напряжения с мышц дыхательной и голосообразующей системы. По мере усвоения упражнений темп их выполнения наращивается, так как тренируется способность произвольно управлять частотой дыхания.
Для развития умения использовать нижние резонаторы рекомендуются голосовые упражнения с гласными «о» или «у», которые следует произносить как можно более низким голосом протяжно. Звук [у] произносят изменяя силу голоса: сначала тихо, будто где-то далеко едет поезд, затем громко, будто мы стоим на станции, мимо которой проезжает поезд. Затем, плавно изменяя силу голоса, будто вьюга зимней ночью то усиливается, то затихает. Аналогичные упражнения выполняются и со звуком [и], изменяя высоту голоса (имитация писка маленького комарика и большого комара).
Работу над дыханием можно вести также используя элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, которая оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения «тяжести в голове»; активизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др. К упражнениям данной методики предлагаются следующие рекомендации: думать только о вдохе носом, тренировать вдох, он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный; вдох делать одновременно с движением, в ритме своего шага, выдох - результат вдоха, надо стараться не замечать выдоха, он должен быть естественный, пассивный, самопроизвольный[8].
Методика А. Н. Стрельниковой включает следующие упражнения:
«Ладошки» - исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза экстрасенса. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через рот. В это время кулачки разжимаем. Опять шмыгнули носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем. Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.
«Погончики» - исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел. Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение — выдох уходит самостоятельно через рот.
«Насос» - исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («шмыгнете носом в пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух. Это упражнение напоминает накачивание шины, нужно постараться делать его легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице.
«Обними плечи» - исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причем какая над какой — все равно. Главное — помнить, что в течение всего упражнения положение рук менять не следует. Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны (но не до исходного положения). В момент вдоха локти сошлись на уровне груди — образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся — получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит воздух. Итак, руки сходятся в треугольник — вдох, затем слегка разводятся в стороны (образовался квадрат) — выдох ушел незаметно через нос или через слегка приоткрытый рот. Помните, что вы должны бросать руки навстречу друг другу параллельно, а не крест-накрест. Руки в этом упражнении не следует напрягать, не следует разводить широко в стороны и не следует менять местами. Рука, которая сверху, в момент вдоха-объятия идет к плечу, а рука, которая снизу — к подмышке.
Это наиболее простые упражнения парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Их можно выполнять стоя, сидя, а при использовании их в коррекционной работе на начальном этапе даже лежа.
Освоив данные упражнения можно переходить к тренировкам, включающим шаги, сочетающиеся с «быстрыми вдохами». Первый шаг – быстрый вдох, второй, третий, четвёртый – выдох. Затем усложняем: на первый шаг выполнялся поворот головы (то вправо, то влево) и «быстрый вдох», далее голова возвращалась в исходное положение и следуют три шага, во время которых осуществляется непроизвольный выдох.
Таким образом, для совершенствования физиологического и фонационного дыхания можно использовать как одну из предложенных методик, так и их комбинацию. Главное, чтобы тренировки по развитию дыхания и голоса были регулярными, а упражнения выполнялись дозировано, без напряжения и не доставляли неприятных ощущений.
Руководствуясь положением о функциональной целостности голосо-речевого аппарата, наряду с тренировками дыхания и непосредственно голосовыми упражнениями, рекомендуется выполнение артикуляционной гимнастики, которая способствует укреплению мышц губ, языка, нёба, развитию подвижности частей артикуляционного анализатора, выработке четкости, правильности движений всех частей артикуляционного аппарата и координированной его работы с органами дыхания и голосообразования. Основные упражнения артикуляционной гимнастики изложены в книгах Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика – СПб, 2007,Краузе Е. Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика – М., 2009, Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика – М., 2006 и др.
Изменение высоты голоса — одно из наиболее значительных орудий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Работа над высотой голоса заключается в нахождении основного тона голоса; в упражнениях над устойчивостью звука на данной высоте, над легкостью смены высоты.
Устойчивость звука по силе и высоте вырабатывается сначала на средней высоте данного голоса. Затем отдельно ведётся работа над сменой силы звучания, а далее изменением высоты как вверх, так и вниз. Материал для упражнений усложняется постепенно от слогового до стихотворного.
Можно использовать следующие упражнения:
- «Колокол» - произносим слоги на заданной высоте звука как бы «раскачивать колокол»; сначала «раскачивали небольшой колокол», произнося дон-дон-дон (обычный голос), затем – «массивный колокол», произнося бом-бом-бом (низкий голос), затем – «бубенчики», произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон (высокий голос).
- «Генератор звука» - длительно произносим гласные звуки [а],[о],[э], постепенно изменяя высоту голоса, как будто слушатели поворачивают ручку звукового генератора.
- «Инопланетянин» - попеременно произносим звуки «у», «и», при этом звук «у» произносился низким голосом, а «и» - высоким.
- «Мишка, зайка, мышка» - группа людей стоит по кругу, ведущий – в центре. Ведущий бросает мяч и называет одного из героев (медведя, зайца или мышь). Поймавший мяч должен ответить ведущему на мишку «Я Михал Иванович, зачем звал?» - низким голосом, «Зайка-попрыгайка прыг-скок, прыг-скок» - на обычной высоте голоса, на мышку – «мышка-норушка в норку убежала» - высоким голосом.
Для увеличения силы звука в два раза необходимо увеличить подскладочное давление - в четыре, поэтому «физиологически нерационально» кричать, форсировать звук и напрягать голосовые складки. Нужно научиться говорить громко, но не крикливо, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот. Для тренировки данного умения предлагаются следующие упражнения:
- Усиление голоса – «беззвучная артикуляция—шепот—тихо—громко»: считаем десятками от 10 до 100, произносим буквы алфавита, названия цветов и др.
- Ослабление звука – «громко—тихо—шепот— беззвучная артикуляция»: считаем от 10 до 1, произносим «аба-ава-ага-ада…», «буптиптапта-вуптиптапта-гуптиптапта-дуптиптапта…» и др.
- Усиление-ослабление голоса без паузы, на одном выдохе: произносим названия нот, месяцев, дней недели и др.
Для тренировки удлиненного выдоха, укрепления силы голоса можно использовать прием наращивания слогов. Слог и начинающееся с него слово произносятся на одном выдохе, с одинаковой интенсивностью голоса. Например: «пу — пуд – пудра», му — мул – муляж, ко — кол — колода и др.
Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции. При работе над тембром голоса перед педагогом стоят следующие задачи:
- вырабатывать звонкость, собранность звучания;
- устранить мешающую свободному голосотечению мышечную зажатость;
- развивать устойчивость, ровность, гибкость голоса;
- воспитывать выносливость голоса, т. е. его способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.
Решение данных задач обеспечивается следующими упражнениями:
- Монотонным произнесением на длительном выдохе, перекатывая голову: вниз направо, вниз налево: мнулимналимнэлимнылимн…, ммнуммноммнаммнэммны…, ммрламмрломмрлумрлэммрлы…
- Проговариванием на распев словосочетаний: Анна и Инна, Арба и орда, Маленькая лань и др.
- Произнесением фразы: «Лютик и лук выросли на грядке» и др. с различной интонацией.
- Чтением стихотворений с постепенным повышением и понижением регистра.
- Прочтением стихотворений в сочетании с ходьбой, маршем, приседаниями и др.
Для всестороннего совершенствования речевой компетентности учителей и воспитателей необходимо развивать не только дыхание, голос и артикуляцию, но и всю мелодико-интонационную составляющую речи: её темпо-ритмическую организацию, благозвучие и выразительность. Этому могут способствовать следующие упражнения:
1) Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо громко, однако, не перенапрягая голосовой аппарат и используя рациональную голосоподачу.
2) Представьте, что вы играете с детьми в «паровозик» и изображаете его: «Ту-ту, ту-ту,ту-ту-ту», так, чтобы дети его услышали. «Паровозик должен ехать громко и весело, выпуская пар с различными интонациями».
3) Выразительно прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости, объясните свой выбор интонационного рисунка для каждого стихотворения:
Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям.
Фонари зажглись.
Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.
Л. ЯхнинВетры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
С. Маршак
4) Игра эхо: разбейтесь на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечает тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнений можно использовать фразы, типичные для педагогов: (Здравствуйте, дети!, Построились на прогулку, Записываем задание и т. д.).
5) Произносите фразы как бы шагая по ступенькам: «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж», постепенно повышая голос.
6) Прочитайте текст: «На мели мы лениво налима ловили,/ Для меня вы ловили линя,/ О любви не меня ли вы мило молили/ И в туманы лиманы манили меня» сначала высоким голосом, затем на характерной для них высоте, низким голосом и понижая голос от строчки к строчке.
7) Произнесите скороговорку: «Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ» в том темпе, который подсказывает ситуация, а ситуации следующие:
- вы диктуете нерадивому школьнику данное сообщение,
- рассказываете новость хорошему другу в неторопливой беседе,
- выступаете с сообщением перед большой аудиторией,
- сообщаете новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.
8) Произнесите скороговорку «Чайка у причала отчаянно кричала», интонационно выделяя по очереди каждое слово. Затем ответьте данной скороговоркой на вопросы:
Где отчаянно кричала чайка?
Кто отчаянно кричал у причала?
Как кричала чайка у причала?
9) Сядьте по кругу и произносите какую-либо скороговорку с вопросительной интонацией, следующему сидящему следует «ответить» другой скороговоркой, интонационно выражая при этом своё отношение к вопросу и к собеседнику; далее он задаёт свой «вопрос» и т. д. Упражнение можно выполнять также в парах.
Каждый, кто использует голос в своей профессии, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это является составной частью общепрофессиональной культуры педагога, без которой невозможны полноценное выполнение своих должностных обязанностей, а так же карьерный и личностный рост.
Литература:
- Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 2005 - 192c.
- Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты. Энергоиздат – М., 2002 -481с.
- Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М., 1977. – 303с.
- Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств.// Хрестоматия по логопедии под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова : в 2 т. – М., 1997 – Т. 1. – С. 302-306
- Пекерская Е. М. Вокальный букварь – М., 1996 – 126с.
- Савостьянов А. И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. – М., 2005 - 160c.
- Сценическая речь / под. Ред. И. П. Козляниновой и М. Ю. Промтовой – М., 2002 – 437с.
- Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. – М., 2007 – 128с.