ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный образовательный модуль направлен на обучение детей и развитие их способностей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от17.12.2010г. №1897) в области декоративно-прикладного искусства и образовательной области «Технология».
Образовательный модуль «Бисероплетение» определяет содержание раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» для учащихся 5-8 классов в области декоративно-прикладного творчества. Также данный модуль можно реализовать в рамках внеурочной деятельности учащихся. По своему содержанию он удачно совмещает художественно-эстетическую и техническую направленности.
Задачи:
- ознакомить учащихся с правилами цветопостроения в объёмных изделиях, цветовой гаммой и сочетанием цвета и формы на конкретных изделиях;
- развивать умение создавать форму изделия сочетая пропорции, цветовое решение, фактуру материала;
- развивать умение композиционного построения изделий из бисера;
- развивать творческие возможности учащихся, элементы технического мышления, позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду;
- воспитывать чувство красоты;
- воспитывать самостоятельность, творческую активность, аккуратность, терпение.
Данные задачи решаются в комплексе упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению бисерных изделий.
В процессе изучения образовательного модуля «Бисероплетение» предполагается знакомство с разнообразными материалами и техниками плетения, формирование практических умений и навыков выполнение изделий по схеме и представлению, декоративной работы как средство постижения прекрасного.
Практические работы позволяют проследить технологический процесс изготовления различных изделий, которые объединены смысловым и логическим единством.
Образовательный модуль «Бисероплетение» неразрывно связан и непосредственно опирается на знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства и даёт ребёнку в руки ещё один инструмент для выражения своего творческого начала.
Начинается образовательный модуль в 5 классе. Заканчивается в 8 классе.
Давая каждый год по 14 часов.
Материал расположен по мере нарастания сложности. Образцы, выполненные учителем, даны не для копирования, а для наглядного представления процесса работы.
- Первый год обучения – плетение на проволоке.
- Второй год обучения – плетение двумя иглами (кресты).
- Третий год обучения – сетчатое плетение.
- Четвёртый год обучения - мозаичное плетение.
На каждом этапе обучения учащиеся изготавливают изделие в соответствии с тематикой поурочного планирования (Рисунок 1).
Завершающим этапом обучения является самостоятельная творческая работа учащихся (проект), выполняемая в 8 классе по всему курсу обучения и включающая в себя составление первоначальных эскизов, разработку схем плетения, выполнение изделия и исследовательскую часть освещающую историю и перспективу развития бисероплетения.
класс | Темы программы | Количество учебных часов | |
по разделу | по теме | ||
5 класс |
|
14 |
1 1 12 |
6 класс |
|
14 |
1 |
7 класс |
|
14 |
1 |
8 класс |
|
14 |
1 |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» для учащихся 5-8 классов.
В результате изучения учащиеся первого года обучения (5 класс)
познакомятся:
- с историей бисера;
- возможностями бисероплетения, основными приёмами, материалами, инструментами, приспособлениями, применяемыми в бисероплетении;
- с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к бисеру;
- правилами безопасной работы с ручными инструментами;
- способами плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное плетение;
- композицией, ритмом, холодными, тёплыми, хроматическими, ахроматическими цветами;
- правилами составления схем плетения
овладевают умениями:
- подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами и приспособлениями;
- выполнять основные способы плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное;
- составлять, записывать, читать схемы;
- соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами.
Второго года обучения (6 класс)
познакомятся:
- с видами цепочек, правилами выполнения цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», способами окончания работы (прикрепление замочка);
- с видами крестов, техникой плетения крестов, ролью изделий из жемчуга в русском костюме;
- с технологией плетения браслета «крест оплетённый»;
- с технологией плетения изделия « крест приплетённый», с принципом подбора материала к изделию;
- с правилами расположения цвета на схеме.
овладевают умениями:
- выполнять виды цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», прикреплять замочек к изделию;
- различать понятия: жемчуг, бисер, бусины, стразы;
- выполнять «крест оплетённый»;
- выполнять « крест приплетённый», подбирать материал к изделию.
Третьего года обучения (7 класс)
познакомятся:
- с украшениями русских головных уборов, выполненных сетчатым плетением;
- с видами сеток, способами сетчатого плетения;
- со способами нанесения орнамента на сетку;
- с традиционными русскими праздниками (Пасха);
- со способами и вариантами оплетения пасхальных яиц, материалами, инструментами, приспособлениями необходимыми для выполнения пасхального яйца, правилами подбора цветовой гаммы.
овладевают умениями:
- определять виды сеток, выполнять элементы вертикального сетчатого плетения;
- переносить орнамент на схему плетения, выполнять образец плетения в соответствии с составленной схемой;
- подбирать материал с учётом цветовой гаммы и цветовых оттенков;
- выполнять серединку яйца в технике вертикального сетчатого плетения, оформлять середину фольгой, выполнять оплетение макушки яйца по заданной схеме;
- выполнять украшение яиц;
- производить контроль над выполняемой работой.
Четвёртого года обучения (8 класс)
познакомятся:
- с видами мозаики, правилами выполнения мозаичного плетения, особенностями выполнения косой и прямой мозаики;
- с правилами оплетения камней (пуговиц), со способами оплетения;
- с правилами построения композиции;
- с особенностями подбора материала (бисера, стекляруса, , рубленного бисера, бусин и т.д.), с учётом цвета, фактуры, размера.
овладевают умениями:
- выполнять мозаичное плетение, элементы косой мозаики (листочки);
- выполнять способы оплетения камней (пуговиц);
- разрабатывать эскиз изделия;
- продумать в целом конструкцию изделия и художественное решение;
- определять количество и пропорции отдельных элементов изделия и способы их соединения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Основные факторы, которые учитель может рекомендовать учащимся при выборе изготовления изделия из бисера:
- назначение изделия
- какой материал используется для изготовления изделия (бисер, стеклярус, рубка, бусины).
в процессе обучения учащиеся более полно знакомятся с понятиями: композиции, орнамента, ритма. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве мастер композиционными приёмами, наоборот, стремится подчеркнуть объём или плоскость украшаемого объекта.
Композиционное решение большинства бисерных изделий (форма расположения узора-орнамента), отрабатывается на рисунке (эскизе) в учётом выбранной технике плетения. Готовые орнаменты и их элементы можно комбинировать.
Особое внимание при изготовлении изделий из бисера необходимо уделить его цветовой гамме, сочетанию цветов. Основные понятия цвета, цветовых оттенков уже знакомы учащимся из уроков изобразительного искусства, а на уроках технологии учащиеся продолжают совершенствовать умения в подборе цветов, сочетании оттенков при изготовлении изделий из бисера.
Рекомендуемый порядок разработки изделия для учащихся.
- определить форму изделия и его размеры;
- продумать в целом его конструкцию и художественное решение;
- определить количество и пропорции отдельных элементов (если такие имеются) и способы их соединения;
- разработать эскиз изделия и его элементов, обратив особое внимание на места их соединений;
- выбрать технику плетения;
- составить (подобрать) схемы изделия и его элементов;
- подобрать (выбрать) или разработать орнамент;
- проработать расположение узора (орнамента) на изделии в целом и на его отдельных частях;
- нанести орнамент на схему изделия и его элементов (в условных цветах);
- подобрать цветовую гамму используемого материала (бисера, стекляруса, рубки, бусин).
Предложенный порядок является общим для всех выполняемых изделий: на проволоке, на двух нитях, на станке и т.д., но начиная курс обучения порядок работы над изделием (в 5 классе), учитель предлагает сам.
В 6 классе даётся возможность выбора готовых вариантов.
В 7 классе - идёт совместно-индивидуальная разработка учителя и ученика.
В 8 классе – порядок работы учащиеся определяют самостоятельно и предлагают учителю только для контроля.
При изготовлении изделий на проволоке не рекомендуется брать проволоку размером менее 0,2 мм, так как она слишком тонкая, и изделие, выполненное на ней не держит форму. Как правило, с такой проволокой детям работать очень сложно. Необходимо приучать детей сразу пользоваться инструментами и приспособлениями, предназначенными для бисероплетения: бисерные иглы, станки для плетения, щипчики для проволоки и т.д.
В 7 классе наиболее сложным в обучении является убеждение учащихся в необходимости и важности проработке на бумаге орнамента и осмысливании ходов плетения.
В 8 классе выбор завершающей работы всегда сложен, всегда ответственен и важно учащимся дать «толчок» для принятия правильного, неординарного композиционного решения. Например, показать 2-3 декоративных панно выполненных в разной технике и имеющих различные композиционные решения.
Все перечисленные методические рекомендации позволяют совершенствовать учебно - воспитательный процесс с целью активизации учебной и познавательной деятельности учащихся.
Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5 (Используются в приложении).