Образовательный модуль "Бисероплетение" 5–8-е классы

Разделы: Технология, Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный образовательный модуль направлен на обучение детей и развитие их способностей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от17.12.2010г. №1897) в области декоративно-прикладного искусства и образовательной области «Технология».

Образовательный модуль «Бисероплетение» определяет содержание раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» для учащихся 5-8 классов в области декоративно-прикладного творчества. Также данный модуль можно реализовать в рамках внеурочной деятельности учащихся. По своему содержанию он удачно совмещает художественно-эстетическую и техническую направленности.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с правилами цветопостроения в объёмных изделиях, цветовой гаммой и сочетанием цвета и формы на конкретных изделиях;
  • развивать умение создавать форму изделия сочетая пропорции, цветовое решение, фактуру материала;
  • развивать умение композиционного построения изделий из бисера;
  • развивать творческие возможности учащихся, элементы технического мышления, позитивного эмоционально окрашенного отношения к труду;
  • воспитывать чувство красоты;
  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, аккуратность, терпение.

Данные задачи решаются в комплексе упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению бисерных изделий.

В процессе изучения образовательного модуля «Бисероплетение» предполагается знакомство с разнообразными материалами и техниками плетения, формирование практических умений и навыков выполнение изделий по схеме и представлению, декоративной работы как средство постижения прекрасного.

Практические работы позволяют проследить технологический процесс изготовления различных изделий, которые объединены смысловым и логическим единством.

Образовательный модуль «Бисероплетение» неразрывно связан и непосредственно опирается на знания и умения, полученные на уроках изобразительного искусства и даёт ребёнку в руки ещё один инструмент для выражения своего творческого начала.

Начинается образовательный модуль в 5 классе. Заканчивается в 8 классе.

Давая каждый год по 14 часов.

Материал расположен по мере нарастания сложности. Образцы, выполненные учителем, даны не для копирования, а для наглядного представления процесса работы.

  • Первый год обучения – плетение на проволоке.
  • Второй год обучения – плетение двумя иглами (кресты).
  • Третий год обучения – сетчатое плетение.
  • Четвёртый год обучения - мозаичное плетение.

На каждом этапе обучения учащиеся изготавливают изделие в соответствии с тематикой поурочного планирования (Рисунок 1).

Завершающим этапом обучения является самостоятельная творческая работа учащихся (проект), выполняемая в 8 классе по всему курсу обучения и включающая в себя составление первоначальных эскизов, разработку схем плетения, выполнение изделия и исследовательскую часть освещающую историю и перспективу развития бисероплетения.

класс Темы программы Количество учебных часов
по разделу по теме

5 класс

  • Вводное занятие.
  • История бисероплетения.
  • Плетение на проволоке.

14

1

1

12

6 класс

  • Задачи курса.
  • Историческая справка.
  • Ниточное плетение двумя иглами.

14

1
1
12

7 класс

  • Задачи курса.
  • Орнаментальное сетчатое плетение.

14

1
13

8 класс

  • Задачи курса. Классификация бисероплетения.
  • Бисерная мозаика.

14

1
13

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ» для учащихся 5-8 классов.

В результате изучения учащиеся первого года обучения (5 класс)

познакомятся:

  • с историей бисера;
  • возможностями бисероплетения, основными приёмами, материалами, инструментами, приспособлениями, применяемыми в бисероплетении;
  • с основными этапами подготовки к работе, требованиям предъявляемыми к бисеру;
  • правилами безопасной работы с ручными инструментами;
  • способами плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное плетение;
  • композицией, ритмом, холодными, тёплыми, хроматическими, ахроматическими цветами;
  • правилами составления схем плетения

овладевают умениями:

  • подготавливать материалы, инструменты, приспособления к работе, подбирать материалы с учётом цветовой гаммы, фактуры, пользоваться инструментами и приспособлениями;
  • выполнять основные способы плетения на проволоке: петельное, игольчатое, круговое, параллельное;
  • составлять, записывать, читать схемы;
  • соблюдать правила безопасной работы с ручными инструментами.

Второго года обучения (6 класс)

познакомятся:

  • с видами цепочек, правилами выполнения цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», способами окончания работы (прикрепление замочка);
  • с видами крестов, техникой плетения крестов, ролью изделий из жемчуга в русском костюме;
  • с технологией плетения браслета «крест оплетённый»;
  • с технологией плетения изделия « крест приплетённый», с принципом подбора материала к изделию;
  • с правилами расположения цвета на схеме.

овладевают умениями:

  • выполнять виды цепочек: «2х2», «зигзаг», «цветочек», «восьмёрка», прикреплять замочек к изделию;
  • различать понятия: жемчуг, бисер, бусины, стразы;
  • выполнять «крест оплетённый»;
  • выполнять « крест приплетённый», подбирать материал к изделию.

Третьего года обучения (7 класс)

познакомятся:

  • с украшениями русских головных уборов, выполненных сетчатым плетением;
  • с видами сеток, способами сетчатого плетения;
  • со способами нанесения орнамента на сетку;
  • с традиционными русскими праздниками (Пасха);
  • со способами и вариантами оплетения пасхальных яиц, материалами, инструментами, приспособлениями необходимыми для выполнения пасхального яйца, правилами подбора цветовой гаммы.

овладевают умениями:

  • определять виды сеток, выполнять элементы вертикального сетчатого плетения;
  • переносить орнамент на схему плетения, выполнять образец плетения в соответствии с составленной схемой;
  • подбирать материал с учётом цветовой гаммы и цветовых оттенков;
  • выполнять серединку яйца в технике вертикального сетчатого плетения, оформлять середину фольгой, выполнять оплетение макушки яйца по заданной схеме;
  • выполнять украшение яиц;
  • производить контроль над выполняемой работой.

Четвёртого года обучения (8 класс)

познакомятся:

  • с видами мозаики, правилами выполнения мозаичного плетения, особенностями выполнения косой и прямой мозаики;
  • с правилами оплетения камней (пуговиц), со способами оплетения;
  • с правилами построения композиции;
  • с особенностями подбора материала (бисера, стекляруса, , рубленного бисера, бусин и т.д.), с учётом цвета, фактуры, размера.

овладевают умениями:

  • выполнять мозаичное плетение, элементы косой мозаики (листочки);
  • выполнять способы оплетения камней (пуговиц);
  • разрабатывать эскиз изделия;
  • продумать в целом конструкцию изделия и художественное решение;
  • определять количество и пропорции отдельных элементов изделия и способы их соединения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Основные факторы, которые учитель может рекомендовать учащимся при выборе изготовления изделия из бисера:

  • назначение изделия
  • какой материал используется для изготовления изделия (бисер, стеклярус, рубка, бусины).

в процессе обучения учащиеся более полно знакомятся с понятиями: композиции, орнамента, ритма. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве мастер композиционными приёмами, наоборот, стремится подчеркнуть объём или плоскость украшаемого объекта.

Композиционное решение большинства бисерных изделий (форма расположения узора-орнамента), отрабатывается на рисунке (эскизе) в учётом выбранной технике плетения. Готовые орнаменты и их элементы можно комбинировать.

Особое внимание при изготовлении изделий из бисера необходимо уделить его цветовой гамме, сочетанию цветов. Основные понятия цвета, цветовых оттенков уже знакомы учащимся из уроков изобразительного искусства, а на уроках технологии учащиеся продолжают совершенствовать умения в подборе цветов, сочетании оттенков при изготовлении изделий из бисера.

Рекомендуемый порядок разработки изделия для учащихся.

  • определить форму изделия и его размеры;
  • продумать в целом его конструкцию и художественное решение;
  • определить количество и пропорции отдельных элементов (если такие имеются) и способы их соединения;
  • разработать эскиз изделия и его элементов, обратив особое внимание на места их соединений;
  • выбрать технику плетения;
  • составить (подобрать) схемы изделия и его элементов;
  • подобрать (выбрать) или разработать орнамент;
  • проработать расположение узора (орнамента) на изделии в целом и на его отдельных частях;
  • нанести орнамент на схему изделия и его элементов (в условных цветах);
  • подобрать цветовую гамму используемого материала (бисера, стекляруса, рубки, бусин).

Предложенный порядок является общим для всех выполняемых изделий: на проволоке, на двух нитях, на станке и т.д., но начиная курс обучения порядок работы над изделием (в 5 классе), учитель предлагает сам.

В 6 классе даётся возможность выбора готовых вариантов.

В 7 классе - идёт совместно-индивидуальная разработка учителя и ученика.

В 8 классе – порядок работы учащиеся определяют самостоятельно и предлагают учителю только для контроля.

При изготовлении изделий на проволоке не рекомендуется брать проволоку размером менее 0,2 мм, так как она слишком тонкая, и изделие, выполненное на ней не держит форму. Как правило, с такой проволокой детям работать очень сложно. Необходимо приучать детей сразу пользоваться инструментами и приспособлениями, предназначенными для бисероплетения: бисерные иглы, станки для плетения, щипчики для проволоки и т.д.

В 7 классе наиболее сложным в обучении является убеждение учащихся в необходимости и важности проработке на бумаге орнамента и осмысливании ходов плетения.

В 8 классе выбор завершающей работы всегда сложен, всегда ответственен и важно учащимся дать «толчок» для принятия правильного, неординарного композиционного решения. Например, показать 2-3 декоративных панно выполненных в разной технике и имеющих различные композиционные решения.

Все перечисленные методические рекомендации позволяют совершенствовать учебно - воспитательный процесс с целью активизации учебной и познавательной деятельности учащихся.

Приложение 1.

Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5 (Используются в приложении).