Цель: на основе полученных ранее знаний о глаголе систематизировать информацию о правописании глаголов.
Задачи:
Образовательные:
- создать оптимальные условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о правописании глагола;
- учить правильному написанию суффиксов и окончаний глаголов;
Развивающие:
- формировать умение рассуждать, произвольное внимание;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
Воспитательные:
- дать детям ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
- учить работать в парах и группах, создавать условия для воспитания чувств взаимопомощи, взаимоподдержки, дружбы.
Ход урока
І. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Ребята, мне в руки попало очень интересное письмо. Показала его мне одна бабушка. Она была очень расстроенной. Летом к ней на каникулы приезжал внук. Однажды она легла отдохнуть, а когда проснулась – внука Миши дома не было, зато на столе лежала записка. Прочитав её, бабушка очень заволновалась. Прочитайте эту записку и скажите, почему бабушка так расстроилась?
Записка:
Я хотел прилеч, но пришла Коля. Мы ушли купатся. За меня небеспокойся.
Миша
(допущены ошибки)
Обратите внимание в словах какой части речи допущены ошибки?
(в глаголах)
А как вы думаете, почему Миша допустил ошибки при письме?
(не знает орфограмм правописания глаголов)
Я не случайно сегодня принесла вам эту записку. Может кто-нибудь уже догадался какая будет тема нашего урока?
(правописание глаголов)
Откройте тетради, запишите число, Кл. работа.и тему урока.
Глядя на тему урока и ошибки мальчика, какую бы вы цель поставили на урок?
(учиться правильно писать глаголы)
Чтобы достичь этой цели, давайте поставим задачи, которые будем решать в ходе урока. Для того, чтобы легче вам было сформулировать задачи, я приготовила опорные слова.
Повторить (орфограммы глаголов)
Учиться (правильно писать суффиксы и окончания глаголов)
Развивать (мышление, память, внимание, речь)
ІІ. Актуализация знаний.
1. Работа над составом слова.
Я несла на наш урок интересные глаголы, но они у меня рассыпались. Помогите мне их собрать. Работать будем в парах. Собираете глагол, записываете его в тетрадь и разбираете его по составу.
Лежать, забывают, гладить, перепиши, выбежала
(сильные учащиеся собирают по 2 глагола)
Слайд: Проверка: проверьте свою работу с экраном.
Что показывают суффиксы –ть, -л в глаголах?
Какие суффиксы не входят в основу?
Что мы повторили в ходе выполнения этого задания?
А теперь давайте оценим свою работу. У каждого из вас есть лист самооценки. Найдите в нём задание 1. Если вы выполнили разбор слова без ошибок – поставьте напротив +, если с ошибками -.
ІІІ. Работа по теме урока
1. Осмысление
Глагол очень интересная и в то же время трудная часть речи и чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов, я предлагаю поработать устно в группах с раздаточными карточками.
Задание написано на карточке, от каждой группы один выступающий.
1 группа: Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании не с глаголами
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. Из такого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.
2 группа: Раскройте скобки. Сформулируйте правило о правописании глаголов на конце с шипящей.
Тише едеш(?) – дальше будеш(?). Нужно береч(?) платье снову, а честь смолоду. Спряч(?) вещи в шкаф.
3 группа: Раскройте скобки. Сформулируйте правило о написании –ться, - тся в глаголах.
Дети пошли купат(?)ся на озеро. Они веселят(?)ся и громко кричат.
4 группа: Выберите нужное окончание. Сформулируйте правило о написании окончаний глаголов прошедшего времени.
У двери стоял(о, а, и) маленький ребёнок.
В шкафу стоял(о, а, и) хрустальная посуда.
Среди грядок стоял(о, а, и)соломенное чучело.
На полке стоял(о, а, и) разные книги.
2. Составление опорной схемы на доске после ответа каждой группы.
Правописание глаголов:
– Не с глаголами пишется отдельно
– У глаголов на конце после шипящей пишется ь
– Окончание глаголов прошедшего времени зависит
От рода и числа существительного.
– Написание ться, тся у глаголов зависит от вопроса.
Для чего мы работали в группах, составляли схему?
(повторили орфограммы глаголов, сформулировали правила правописания глаголов)
А сейчас мы с вами эти правила попробуем применить в письменной работе.
3. Отработка правописаний глаголов:
а) Правило о правописании – ться, - тся в глаголах.
Упр 1 стр 37 (учебник)
– Прочитайте стихотворение Барто (1 уч-ся выр-но вслух)
– Сформулируйте правило, которое поможет нам правильно написать это стихотворение.
– Прочитайте стихотворение про себя и запомните написание трудных мест.
– Закройте глазки и постарайтесь вспомнить это стихотворение.
– Закройте учебник и запишите это стихотворение в тетрадь по памяти.
(самостоятельная работа)
Взаимопроверка.
– Поменяйтесь тетрадями в паре, проверьте работу товарища по учебнику. Если нет ошибок при записи стихотворения ставите + на поля, если ошибки -.
Поменяйтесь тетрадями и заполните свои листы самооценки.
– Выполняя данное упражнение какое правило мы повторили?
Записывая стихотворение по памяти что мы развивали у себя?
б) Правописание ь после шипящих
– Мы с вами находим орфограммы в глаголах, но есть в русском языке слова других частей речи с такими же орфограммами. И сейчас каждый из вас постарается разгадать правописание предложенных слов. У каждого из вас на столе лежит карточка со словом. Эти слова нужно распределить по группам.
Прочитайте название групп на карточках, расклеенных по классу.
Глаголы | Сущ. | Сущ. | Сущ. |
ж. рода | м. рода | ж. род мн. ч. Р.п |
– Ваше задание: берёте карточку, если нужно дописываете в слово ь приклеиваете слово в нужную группу.(идёт формирование групп)
Слова: спряч…, прилеч…, сторож…, подготовиш…, чертёж…, нет туч…, мелоч…, глуш…, спешиш…, отреж…, береч…, обознач…, помоч…, реч.., кирпич…, мало задач…, жди удач…, ждёш…, обидиш…ся.
– Объясните, в каких случаях пишется ь после шипящих, а в каких нет?
в) Правописание окончаний глаголов прошедшего времени.
Ребята, скажите вам лучше жить и работать поодиночке или с друзьями?
Вот и глаголу одному скучно. А как вы думаете со словами каких частей речи глагол дружит в предложении?
И сейчас каждый из вас постарается подобрать друзей глаголам. Перед вами карточки с глаголами Ваше задание подобрать к каждой форме глагола подходящие имена существительные, над сущ. укажите его род.
(самостоятельная работа, 1 учащийся на доске)
Глаголы на карточке: убежал, убежало, убежала, убежали.
Проверка: Проверьте работу на доске.
По какому признаку эти глаголы можно объединить в одну группу?
При подборе существительного на какое правило правописания глаголов вы опирались?
г) Закрепление. Работа с тестами.
Мы повторили с вами основные орфограммы правописания глаголов и я предлагаю вам проверить свои знания с помощью теста.
Тот, кто с товарищем дружен,
Вдвое умней и сильней.
Пусть нам примером послужит
Дружба
(работа в парах)
-
Отметь слово на конце которого нужно писать ь:
а) колюч… б) врач… м) съеш… -
Отметь раздельное написание :
а) (не) годовать о) (не) спать и) (не) навидеть -
Отметь слово, в котором пропущена буква е:
а) вер…м о) жела…м е) стро…м -
Отметь слово, в котором пропущен ь:
л) удивлят…ся н) двигат…ся д) радует…ся -
В каком слове пропущена буква ы:
ц) опазд…вать щ) бесед…вать ш) совет…вать -
Найди слово с ошибкой:
б) строит д) вяжит в) видит -
Отметь слово в котором пропущена буква и:
и) чита…т ы) стро…т у) жела…т
Проверка (экран)
– Проверьте правильность выполнения вашей работы. Если кто все буквы отметил верно, поставьте +, если допустили ошибки -.
Слайд: М О О Л Ц Д Ы
– Из букв, которые выписали составьте слово молодцы
ІV. Итоги урока.
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Достигли ли мы этой цели?
– В ходе достижения цели с какими поставленными задачами мы справились?
Раз мы с вами теперь повторили правописание глаголов давайте попробуем исправить ошибки внука Миши.
(коллективное исправление ошибок)
А теперь скажите, как вы думаете нужная тема правописание глаголов или нет и почему?
V. Рефлексия.
А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на листе самооценки. Глядя на поставленные вами плюсы и минусы поставьте общую оценку за свою работу, а затем поставьте себя на лесенку знаний.
Если вы считаете, что работали на уроке хорошо, старались, у вас всё получилось, вы свою геометрическую фигуру поставьте на верхнюю ступеньку.
Если вы на уроке работали хорошо, но у вас не всё получалось и вам ещё нужно поработать с данной темой, поставьте геометрическую фигуру на среднюю ступеньку.
Если вы работали на уроке, но вы не уверены в своих знаниях по данной теме и у вас ещё много недоработок, поставьте себя на нижнюю ступеньку.