Игровой сеанс ЦИПРа "Поездка к бабушке в деревню"

Разделы: Работа с дошкольниками


Центр Игровой Поддержки Ребенка – уникальная форма организации дошкольного образования для современных родителей, радеющих о своих детях. Воспитание ребенка раннего возраста в рамках семьи – это природосообразный подход, позволяющий создать наиболее благоприятные условия для гармоничного психоэмоционального состояния ребенка. Однако не все современные родители, не смотря на многообразие возможностей получения информации о воспитании и развитии ребенка, имеют четко выработанную и осознаваемую концепцию становления маленького человека.

Именно поэтому ЦИПР – это возможность:

  • получения компетентной помощи по сложным вопросам воспитания и развития;
  • наблюдения за детьми в рамках целенаправленно созданного социального взаимодействия со сверстниками;
  • обмена, пусть небольшим, но уже опытом воспитания ребенка;
  • получения необходимых родителям педагогических умений и навыков.

Цель ЦИПРа: организация психолого-педагогического сопровождения процесса развития детей раннего возраста в рамках семьи и дошкольного образовательного учреждения; подготовка ребенка к последующему поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Задачи ЦИПРа:

  • Выявление актуального уровня развития ребенка, определение основных индивидуально-типологических особенностей ребенка;
  • Выстраивание индивидуального педагогического маршрута для каждого ребенка;
  • Обучение родителей способам взаимодействия с ребенком в сложных для родителей ситуациях;
  • Содействие в ранней социализации детей в рамках совместной деятельности (родитель – ребенок, социальный взрослый – ребенок, ребенок – ребенок);
  • Актуализация и развитие педагогических способностей родителей.

Работа с детьми в ЦИПРе осуществляется через интегративные блоки, объединенные определенной темой, реализуемые в различных видах деятельности. Интегрирование различных видов деятельности, в том числе ведущей, основывается на единой структуре составляющих деятельность компонентов. Интегративный подход способствует установлению связи знаний, получаемых детьми, с широкой практической деятельностью. Реализация интеграции различного содержания образования и деятельности в учебно-воспитательном процессе эффективнее осуществляется в интегративных циклах, включающих в себя игровой сеанс, развлечения, театрализацию, праздники. Интегративные циклы объединяют детей раннего возраста и их родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию единого поля социального взаимодействия.

Каждый интегративный блок имеет свою тематику, определен единым целевым блоком, объединяет работу всех специалистов, включает в себя разнообразные виды деятельности. Каждый интегративный блок рассчитан на работу в рамках одной календарной недели, которая включает в себя два игровых сеанса и консультативный день. Наполнение интегративного блока не является статичным, вариативность применяемых компонентов зависит от степени сложности материала, уровня усвоения каждого компонента, общего психоэмоционального настроя группы ЦИПРа. Учитывая специфику детей раннего возраста, повторяемость отдельных игровых заданий может осуществляться 4 – 5 раз. Кульминацией усвоения материала являются театрализованные компоненты интегративного цикла и развлечения. Структура всех интегративных блоков едина и включает в себя:

  • Приветствие, сюрпризный момент – создание благоприятной психоэмоциональной обстановки;
  • Самостоятельная деятельность в зоне развития мелкой моторики и сенсорики – организованная работа по развитию ведущих психических процессов – восприятия и памяти;
  • Наблюдение и рассматривание внесенных атрибутов – привлечение внимания к стержневому содержанию игрового сеанса;
  • Действия в зоне музыкальной деятельности – создания атмосферы праздника от каждой встречи ЦИПРа средствами музыки;
  • Действия в зоне дидактической игры – целенаправленное привлечение внимания мамы и ребенка к возможностям организации свободного времени ребенка средствами дидактической игры;
  • Блок релаксации – создание возможности смены процессов возбуждения и торможения средствами релаксационных упражнений;
  • Действия в зоне изобразительной деятельности – становление доизобразительных и начальных изобразительных навыков;
  • Пальчиковые гимнастики – развитие мелкой моторики руки, параллельное развитие речи ребенка.

Мы с удовольствием поделились своими наработками в данной сфере, надеемся, что они будут полезными специалистам дошкольного образования. 

Игровой сеанс ЦИПРа «Поездка к бабушке в деревню»

В ЦИПРе работают Самборская Светлана Григорьевна, Герасименко Наталия Николаевна.

Цель: Адаптация ребенка к условиям образовательного учреждения; ранняя социализация ребенка.

Задачи:

  • Учить детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания; расширять знания об окружающем мире;
  • Развивать мелкую моторику руки, предлагая действия с мелкими предметами; развивать крупную моторику, координацию движений; развивать разговорную речь;
  • Воспитывать культуру взаимодействия со сверстниками и социальными взрослыми.

Материал и оборудование: Вкладыши и разрезные картинки на тему: «Обитатели фермы». Яркие игрушки: петушок, курица, барашек, свинка. Шапочки – маски с изображением домашних животных. Тарелочки на каждого ребенка, фасоль на подносе. Нарисованные и вырезанные обитатели фермы. Клеевой карандаш. Массажные мячики. Музыкальные инструменты (погремушка, бубен, деревянные ложки). Ребристая дорожка. Подушки. Соленое тесто (разноцветное), одноразовые тарелки. Влажные салфетки. Весь раздаточный материал готовится на каждого ребенка.

Предварительная работа: Весь образовательный материал, предложенный на занятии, в соответствии с возрастными нервно-психическими особенностями детей раннего возраста, отрабатывается в течение 8 – 10 повторений игровых сеансов.

Вступительная часть игрового сеанса

Действия в зоне дидактических игрушек. В игровое помещение проходят мамы с детьми.

Педагог – психолог: Здравствуйте, ребята и мамочки. Мы сегодня поедем с вами в деревню к бабушке в гости. Но сначала, давайте вспомним, кто живет у нее. Выбирайте для себя задание.

Действия детей с мамами: Ребенок с помощью мамы выбирает из предложенных вкладышей и разрезных картинок на тему: «Обитатели фермы» свой вариант и выполняет задание.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, на каком красивом паровозе мы с вами поедем сегодня к бабушке в гости.

Действия детей с мамами: Все участники игрового сеанса берутся за предложенный шнурок, имитируя звуки и движения поезда, двигаются по направлению к музыкальному залу.

Основная часть игрового сеанса

Воспитатель (в образе бабушки встречает детей): Здравствуйте, ребята. Как я рада вас видеть в добром здравии. Я долго ждала вас в гости, наконец, вы приехали. Посмотрите, как рады все мои друзья, которые живут со мной.

Действия детей с мамами (мамы надевают на голову шапочки с изображением домашних животных): Здравствуй, бабушка. Мы тоже рады видеть тебя.

Воспитатель – бабушка: Порадуйте моих питомцев, погладьте каждого из них. Посмотрите, кто это? Петушок! Как он разговаривает?

Действия детей с мамами: Кукареку!

Воспитатель – бабушка: Посмотрите, кто это? Корова (курочка, овечка, свинка, кролик, собачка, кошка)!

Действия детей с мамами: Ко – ко – ко! Му – му – му! Ме – ме – ме! Хрю – хрю – хрю! Ав – ав – ав! Мяу – мяу – мяу!

Воспитатель – бабушка: Какие ребята у нас молодцы! Всем моим друзьям очень понравилось. Но курочка с петушком устали, давайте покормим курочку и петушка.

Действия в зоне развития сенсорики и мелкой моторики: Ребенок с помощью мамы выполняет действия. Рассыпается на поднос фасоль. Рядом находятся игрушки петушка и курочки. Для каждого ребенка приготовлена тарелочка, куда он будет собирать зернышки.

Педагог – психолог: Обитатели бабушкиного хозяйства зовут всех в музыкальный домик. Разуваемся и садимся на коврик в кружок.

Мы эту ручку разотрем, разотрем, разотрем.
Мы эту ручку разотрем.
Чтоб выросла побыстрей!
Другую ручку разотрем, разотрем, разотрем.
Другую ручку разотрем.
Чтоб выросла побыстрей!
И ножку тоже разотрем, разотрем, разотрем.
И ножку тоже разотрем.
Чтоб выросла побыстрей.
Теперь животик разотрем, разотрем, разотрем.
Теперь животик разотрем.
Чтоб вырос побыстрей.
И спинку тоже разотрем, разотрем, разотрем.
И спинку тоже разотрем.
Чтоб выросла побыстрей.
И ушки тоже разотрем, разотрем, разотрем.
И ушки тоже разотрем.
Чтоб выросли побыстрей.
И шейку тоже разотрем, разотрем, разотрем.
И шейку тоже разотрем.
Чтоб выросла побыстрей.
Еще раз спинку разотрем, разотрем, разотрем.
И спинку тоже разотрем.
Чтоб выросла побыстрей.

Массаж под музыкальное сопровождение: Мама массирует части тела ребенка в соответствии с текстом песенки.

Педагог – психолог: Приготовили ладошки, поиграем с нашими пальчиками.

Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я – большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик!
А домик мой тут!
(загибаем пальчик)
Показывается два кулачка.

Пальчиковая гимнастика под музыкальное сопровождение: Мама с малышом выполняет пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом песенки.

Музыкальный руководитель: Какая замечательная музыка звучит! Быстрее беритесь за ручки друг друга и давайте закружим бабушку в веселом хороводе.

Где же наши ручки?
Вот наши ручки.
Где же наши ножки?
Вот наши ножки.
Где же наши щечки?
Вот наши щечки.
Где же наши ушки?
Вот наши ушки.
Где же наши пальчики?
Вот наши пальчики.

Действия в зоне музыкально – ритмических движений: Дети становятся в круг вместе со взрослыми взявшись за руки. Под музыкальное сопровождение показываем ручки, ножки, щечки, ушки и пальчики.

Воспитатель – бабушка: Ребята, всем моим друзьям нравится играть с вами, они хотят подарить вам на память свой портрет.

Действия в зоне изобразительной деятельности (аппликация): На каждого ребенка вырезаны домашние питомцы: петушок, курочка, лошадка, коровка, свинка, овечка. Мама с малышом приклеивают на тонированный лист формата А – 4 всех друзей бабушки.

Музыкальный руководитель: Кто так стучит копытцами? Цок – цок – цок. Садитесь живее на лошадок и давайте прокатимся с ветерком.

Действия в зоне музыкально – ритмических движений: Детям раздаются палочки, имитация лошадок. Друг за другом по кругу дети бегут в темпе звучащей музыки. Чередование быстрого и медленного темпа. В момент звучания припева (медленной части песни) дети гладят лошадок сидя на коврике.

Кую-кую ножку поеду в дорожку
Дорожка кривая, кобылка хромая
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком приглажу шерстку
И верхом поеду в гости.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы привезли с собой много музыкальных игрушек, давайте развлечем нашу бабушку и покажем ей какие мы музыканты. Я всем раздам музыкальные игрушки. Что это? (Погремушка или иначе маракас). Как звучит маракас? Маракас гремит! (обыгрывание). Что это? (Бубен). В бубен стучим! (обыгрывание)

Действия в зоне музыкальной деятельности: Дети выполняют те действия, которые показывает взрослый.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы будем играть на музыкальных игрушках, и у нас получится оркестр!

Ударяй ладошкой
В бубен посмелей.
Станет всем ребятам
Сразу веселей.
Погремушкам тоже
Хочется играть.
Мы друзей позвали
И давай плясать.

Действия в зоне музыкальной деятельности: Дети с помощью мамы играют в сопровождении лирической мелодии.

Воспитатель – бабушка: Мои друзья зовут ребят на веселую дорожку. Быстрее снимайте свои туфельки и давайте топать по дорожке.

Раз, два, три, четыре
Пошли гулять, пошли гулять
По нашей по квартире
Раз, два, три, четыре
По пути обойти все игрушки надо
Если перешагнем будем очень рады.

Действия в зоне двигательной активности: Под музыкальное сопровождение дети топают по дорожке. Дополнительно можно усложнить, положив предметы на дорожку.

Воспитатель – бабушка: Мы забыли еще про одного моего питомца. Давайте станцуем для него, для моего котеньки, танец.

Котенька – котик,
Мягонький животик,
Ушки на макушке,
Когти – царапушки.
Очень длинные усы,
Глазки, словно фонари,
Мягонькие лапочки,
Как меховые тапочки.
Кот поднимет хвост трубой
И бежит скорей домой:
Дайте коте молока,
Миска у него пуста.
Мяу! Мяу! Мяу!

Действия в зоне музыкальной деятельности: Мама с малышом надевают на голову ободок – ушки и выполняют действия в соответствии с текстом песенки.

Педагог – психолог: Петушок устал, курочка устала, коровка, козочка, овечка устали! А ребятки устали? Давайте немножко отдохнем.

Солнце в ладошке,
Тень на дорожке.
Крик петушиный,
Мурлыканье кошки,
Птица на ветке,
Цветок у тропинки,
Пчела на цветке,
Муравей на травинке.
И рядышком – жук,
Весь покрытый загаром –
И все это – мне,
И все это – даром!
Вот так – ни за что! –
Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир
И другим сохранил…

Действия в зоне релаксации: Под спокойную, лирическую музыку дети лежат с мамами на подушечках.

Воспитатель – бабушка: Все мои питомцы говорят ребяткам: «Спасибо!». Ой, что-то наша коровушка пригорюнилась? Что случилось, милая? Коровушка говорит мне на ушко: «Очень хотелось бы, чтобы ребята сделали мой портрет». Давайте угодим моей кормилице.

Действия в зоне изобразительной деятельности (лепка из соленого теста): Ребенок с помощью мамы катает из части соленого теста круг, затем формирует из него лепешку, налепляет ее на одноразовую тарелку. Затем из цветного соленого теста выполняются налепы (глаза, уши, рога коровы).

Заключительная часть игрового сеанса

Музыкальный руководитель: Веселая, задорная музыка, которая всегда рядом с бабушкиным семейством, зовет ребят попрощаться.

Действия в зоне музыкально – ритмических движений: Заключительный танец (психоэмоциональный подъем). Ребенок с помощью мамы выполняет действия в соответствии с текстом. Уход на позитивных эмоциях.

Воспитатель – бабушка: Все мои друзья прощаются с ребятами: «До свидания!» В добром здравии и хорошем настроении приходите на следующее занятие.

Презентация игрового сеанса представлена в приложении № 1.

Литература

  1. А. Ю. Ануфриева, О.Б. Митюкова «Игры и занятия для малышей», М., 1990
  2. Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» - Воронеж «Учитель», 2006
  3. Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду». – Ростов – н/Д: Феникс, 2006
  4. О. Н. Земцова «Тесты для детей 2-3 лет»: Уч. пособие.- М.Махаон, 2008
  5. О. В. Елецкая, Е.Ю. Вареница «День за днем говорим и растем», М., 2007
  6. И. О. Крупенчук «Ладушки» Пальчиковые игры для малышей. – Санкт – Петербург, 2009
  7. И. А. Лыкова «Для самых маленьких», ИД «Карапуз», М., 2007
  8. «Любимые загадки и потешки». М.: ЗАО «Росмэн- пресс», 2006
  9. Н. А. Лукина, И. Ф. Сарычева «Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2 – 3 года)» Санкт-Петербург, «Паритет» 2004
  10. Л.Н. Смирнова «Развитие речи у детей 2-3 лет» М.: «Мозаика-синтез», М., 2008