Цель урока: изучить причины и следствия развития жизни на Земле.
Задачи:
- дидактические: продолжить формирование представлений и знаний о свойствах и уровнях организации живого, показать различие во взглядах на процесс происхождения жизни с точки зрения различных картин мира;
- развивающие: развивать умения синтезировать знания из разных наук, обобщать, делать выводы; применять использование различных технологий при изучении и обобщении материала;
Методы: беседа, сообщения учащихся.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблицы, карточки, рабочий лист (приложение 1), презентация по биологии (приложение 2), презентация по обществознанию (приложение 3).
План урока:
- Организационный момент.
- Опрос домашнего задания (карточки, вопросы, тесты).
- Изучение нового материала:
- Прокариоты – первые одноклеточные организмы (презентация).
- Появление эукариот (сообщение учащегося).
- Появление многоклеточных организмов (сообщение учащегося).
- Происхождение человека в ранних мифах и первых философских учениях.
- Закрепление.
- Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Опрос домашнего задания «Современные представления о возникновении жизни».
можно начать с вопросов:
- Какие химические элементы и их соединения были в первичной атмосфере Земли?
- Укажите условия, необходимые для абиогенного образования органических соединений.
- Какие соединения были распространены в водах первичного океана?
- Что такое коацерваты?
- В чем сущность химической эволюции на ранних этапах существования Земли?
- Какое событие положило начало биологической эволюции?
- Когда на Земле появились первые клеточные организмы?
В это же время некоторые ученики работают по карточкам.
Закончить опрос домашнего задания можно тестами:
Тесты для повторения темы: «Возникновение жизни на Земле»
Выберите правильные варианты ответов:
-
Кто из названных ученых окончательно опроверг теорию самозарождения организмов?
а) Дарвин
б) Пастер
в) Ламарк -
Суть теории самозарождения заключается в том, что она поддерживает идею:
а) возникновение живых организмов из неживых тел
б) возникновение живого от живого
в) создания живого высшими силами -
Согласно биохимической теории жизнь:
а) существовала всегда
б) занесена на нашу планету извне
в) возникла в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам -
В смеси Миллера содержались аммиак и метан. Почему эти вещества были необходимы для опыта?
а) он хотел доказать, что эти вещества содержались в составе первичной атмосферы Земли.
б) он хотел доказать невозможность зарождения жизни в первичной атмосфере Земли.
в) он хотел доказать возможность синтеза органических соединений в условиях первичной атмосферы Земли. -
Какая реакция лежит в основе образования аммиака?
а) реакция углекислого газа с азотом
б) реакция воды с азотом
в) реакция водорода с азотом
Правильные ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – в, 5 – в.
III. Изучение нового материала «Начальные этапы развития жизни на Земле».
- Прокариоты – первые одноклеточные организмы (приложение 2).
- Появление эукариот (сообщение учащегося).
- Появление многоклеточных организмов (сообщение учащегося).
Учитель обществознания: Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Миф – это всегда повествование, причём истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязи между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. Всё происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего.
Вопрос: Какие же сведения об окружающем мире содержали в себе мифы?
Изучение нового материала «Возникновение жизни в мифологической, философской и научной картинах мира»
- Как описан в мифах различных народов мир до его сотворения. (сообщение учащегося)
- Человек и общество в ранних мифах (приложение 3)
- Первые философские учения (сообщение учащегося)
IV. Закрепление.
1. Тесты для закрепления темы «Начальные этапы развития жизни»
Выберите правильные варианты ответов:
-
Первые живые организмы (пробионты), появившиеся на Земле, по способу дыхания и способу питания были:
а) анаэробными гетеротрофами;
б) анаэробными фототрофами;
в) аэробными гетеротрофами. -
Организмы, появившиеся на Земле при истощении запаса абиогенных органических веществ, по способу дыхания и способу питания были:
а) анаэробными гетеротрофами;
б) анаэробными фототрофами;
в) аэробными гетеротрофами. -
Накопление в атмосфере первичной Земли кислорода и появление озонового экрана привело к:
а) началу абиогенного синтеза органических веществ и прекращению ультрафиолетового излучения;
б) началу абиогенного синтеза органических веществ и усилению ультрафиолетового излучения;
в) прекращение абиогенного синтеза органических веществ и защите первых организмов от ультрафиолетового излучения. -
Началом биологической эволюции на Земле принято считать момент возникновения первых:
а) органических веществ, синтезированных абиогенным путем;
б) коацерватных капель, микросфер и других агрегатов из органических веществ;
в) одноклеточных прокариотических организмов – пробионтов; - С момента начала биологической эволюции на Земле скорость эволюционного процесса:
а) не изменялась;
б) постоянно возрастала;
в) постоянно убывала; -
Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, стало:
а) появление новых клеток – прокариот;
б) появление первых клеток – эукариот;
в) возникновение фотосинтеза у анаэробных прокариот;
Правильные ответы: 1 –а, 2 – б, 3 – в, 4 – в, 5 – б, 6 – в.
2. Вопросы:
- Как питались первые живые организмы?
- Что такое фотосинтез? Какую роль в развитии жизни на Земле сыграло его появление?
- Какие организмы впервые стали выделять в атмосферу свободный кислород?
- Какое значение для эволюции имело появление полового процесса?
3. Дать определения следующим терминам: работа на рабочем листе (приложение 1)
Миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство.
4. Соотнести имя философа и направление в философской мысли:
1 вариант | 2 вариант |
А – монизм Б – дуализм |
А – материализм Б – идеализм |
- Демокрит
- Аристотель
- Конфуций
- Дидро
- Декарт
- Пифагор
- Гегель
- Гольбах
- Маркс
- Кант
- Платон
- Фейербах
V. Работа с текстом (подготовка к выполнению заданий части С).
Миф, сказка, предание
При размежевании сказки и мифа современные фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки, что в сказке по сравнению с мифом происходит… ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки (тогда как мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер) и др. Разграничение мифа и исторического предания, легенды, вызывает тем больше разногласий, что оно в значительной мере условно.
Историческим преданием чаще всего называют те произведения народного творчество, в основе которых лежат какие-то исторические события. Таковы предания об основании городов (Фив, Рима, Киева и др.), о войнах, о видных исторических деятелях и др. Этот признак, однако, далеко не всегда достаточен для различения мифа и исторического предания. Наглядный пример – многие древне-греческие мифы. Как известно, в их состав вошли различные повествования (часто принявшие поэтическую или драматическую форму) об основании городов, о Троянской войне, о походе аргонавтов и других больших событиях. Многие из этих рассказов опираются на действительные исторические факты, подтверждены археологическими и другими данными (например, раскопками Трои, Микен и др.). Но провести грань между этими рассказами (т.е. историческими преданиями) и собственно мифами очень трудно, тем более что в повествование об исторических, казалось бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фантастических существ.
Вопросы и задания:
- Чем сказка отличается от мифа?
- Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.