Урок литературного чтения "М.Пришвин "Недосмотренные грибы" и Э.Шим "Храбрый опенок"" (начальная школа XXI в.). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Цели:

образовательные: учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства; продолжить формировать основы читательской деятельности

  • а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
  • б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях)
  • в) обогащение речи учащихся средствами литературы

развивающие: создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми; постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой); помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”

воспитывающие: формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни; вызвать стремление к самостоятельному чтению детских книг; воспитывать чувство уважения к товарищам, сопереживания.

Оборудование: записи на доске: тема урока (табличка), иллюстрации к произведениям, фотомонтаж “Грибы”, выставка книг, портреты писателей, карточки с названиями грибов, модели обложек к произведениям, творческие работы детей.

Конспект урока

Небо – золото и синь!
Белокаменная школа,
Среди елок и осин.
Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.

- Добрый день! Пусть этот урок принесет вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.

Вступительная беседа.

- К нам сегодня в гости снова заглянула осень.

- Почему? (Мы читаем произведения на тему «Уж небо осенью дышало…»).

- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.

Интонирование.

ОСЕНЬ?!

  • Спокойно.
  • Вопросительно?
  • Удивленно - вопросительно?!
  • Радостно!
  • Восхитительно!!
  • Таинственно…

Тема и цель урока.

Стихотворение “У сгнившей лесной избушки” Н.Рубцов (читает ученица)

- Догадались ли вы, о чём сегодня мы будем читать?

- Правильно, о грибах. Это произведение М. Пришвина «Недосмотренные грибы» и произведение Э. Шима «Храбрый Опёнок».

Проверка домашнего задания по выбору:

- загадка о грибах собственного сочинения (творческая работа);

- рисунок гриба (по желанию)

- чтение загадок о грибах в учебнике на странице 114.

Первичное знакомство с произведением М Пришвина «Недосмотренные грибы»

(под грамзапись жужжащим чтением по учебнику стр.115-116)

- Как вы понимаете слова «недосмотренные грибы»?

- Какие грибы можно встретить в лесу поздней осенью? (волнушки, маслята, рыжики, белые, мухоморы, моховики, сыроежки).

- Как вы считаете, любит ли автор природу? Подтвердите ответ словами текста.

(Так жалко, что так просто они пропадут и никому не достанутся)

Первичное знакомство с произведением Э. Шима «Храбрый Опёнок»

Прежде, чем начнём читать новое произведение, прочитаем на стр.121 значения слов, которые мы сейчас не употребляем в речи, а встретим в тексте.

Рубрика «Словарь»

Жужжащее чтение под грамзапись .

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Выявление первичного восприятия произведения.

- Какое настроение вызвало это произведение? Было ли вам весело или грустно?

- Какое чувство вызывает оно? Чему оно нас учит? ( Это произведение вызывает чувство уважения, благодарности. Оно учит нас быть благодарными, не стесняться говорить спасибо).

- Почему автор так озаглавил свой текст?

Моделирование обложки.

Сравните два прочитанных нами произведения.

-Чем они похожи? (Оба об осенних грибах, авторы их описывают с любовью, образно, как живые существа)

-Чем отличаются? (Один рассказ, другой – сказка. У Пришвина описаны только грибы, а у Шима как меняется осень).

Сделайте на листочках модели обложек этих произведений.

ФИЗМИНУТКА

На поляне кедр могучий (Стоя на правой ноге, тянем руки вверх,
Задевает кроной тучи.  далее тоже на левой).
Рядом с ним растёт сосна,  
К небу тянется она.  
Мы внизу грибочки ищем  (Наклониться вперёд и коснуться правой
И в траве усердно рыщем.  рукой левой ступни, потом наоборот).
Раз грибок и два грибок,  
Положи их в кузовок.  
С неба падают снежинки, (Дети поднимают руки над головой и
Как на сказочной картинке.  совершают хватательные движения,
Будем их ловить руками словно ловят снежинки)
И покажем дома маме.  
Вон лисица в поле скачет,  (Прыжки на месте)
Словно мягкий рыжий мячик.       
Ну, а мы идём, идём  (Ходьба на месте)
И к себе приходим в дом.  (Дети садятся за парты)

Работа в тетради №1 стр. 53 (1, 2, 3 задания)

Тест на листочках.

В классном уголке тоже есть произведение о грибах, о дружбе грибов и деревьев.

- Что нового вы узнали из этой научной статьи?

( Грибы не нужно при сборе срезать ножом, т.к. грибница может сгнить, а нужно

срывать руками, слегка выворачивая ножку гриба, оставляя грибницу целой).

Итог урока

- Понравился ли вам урок? Нарисуйте своё мнение на листочке C:\Users\TOSHIBA\Pictures\смайлики\смайлик 1.jpg

- Чем понравился вам урок? Что нового для себя вы узнали?

Домашнее задание по выбору:

- выразительное чтение описания гриба из произведений стр.115-120.

- кроссворд с названиями грибов в тетради на стр. 52;

- записать описание одного гриба в тетради №2 стр.51 или №5 стр. 53

Самоанализ урока чтения во 2 «б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №147 г. Екатеринбург Ерыгиной Елизаветы Ильиничны.