Цели:
образовательные: учить детей восприятию литературного произведения как произведения искусства; продолжить формировать основы читательской деятельности
- а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
- б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях)
- в) обогащение речи учащихся средствами литературы
развивающие: создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми; постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой); помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, оценить себя: “Что умею? Что знаю?”
воспитывающие: формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни; вызвать стремление к самостоятельному чтению детских книг; воспитывать чувство уважения к товарищам, сопереживания.
Оборудование: записи на доске: тема урока (табличка), иллюстрации к произведениям, фотомонтаж “Грибы”, выставка книг, портреты писателей, карточки с названиями грибов, модели обложек к произведениям, творческие работы детей.
Конспект урока
Небо – золото и синь!
Белокаменная школа,
Среди елок и осин.
Рядом роща, рядом поле,
Знают заяц и сурок.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.
- Добрый день! Пусть этот урок принесет вам радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.
Вступительная беседа.
- К нам сегодня в гости снова заглянула осень.
- Почему? (Мы читаем произведения на тему «Уж небо осенью дышало…»).
- Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то свое: ведь осень – это и радостная, и грустная пора.
Интонирование.
ОСЕНЬ?!
- Спокойно.
- Вопросительно?
- Удивленно - вопросительно?!
- Радостно!
- Восхитительно!!
- Таинственно…
Тема и цель урока.
Стихотворение “У сгнившей лесной избушки” Н.Рубцов (читает ученица)
- Догадались ли вы, о чём сегодня мы будем читать?
- Правильно, о грибах. Это произведение М. Пришвина «Недосмотренные грибы» и произведение Э. Шима «Храбрый Опёнок».
Проверка домашнего задания по выбору:
- загадка о грибах собственного сочинения (творческая работа);
- рисунок гриба (по желанию)
- чтение загадок о грибах в учебнике на странице 114.
Первичное знакомство с произведением М Пришвина «Недосмотренные грибы»
(под грамзапись жужжащим чтением по учебнику стр.115-116)
- Как вы понимаете слова «недосмотренные грибы»?
- Какие грибы можно встретить в лесу поздней осенью? (волнушки, маслята, рыжики, белые, мухоморы, моховики, сыроежки).
- Как вы считаете, любит ли автор природу? Подтвердите ответ словами текста.
(Так жалко, что так просто они пропадут и никому не достанутся)
Первичное знакомство с произведением Э. Шима «Храбрый Опёнок»
Прежде, чем начнём читать новое произведение, прочитаем на стр.121 значения слов, которые мы сейчас не употребляем в речи, а встретим в тексте.
Рубрика «Словарь»
Жужжащее чтение под грамзапись .
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Выявление первичного восприятия произведения.
- Какое настроение вызвало это произведение? Было ли вам весело или грустно?
- Какое чувство вызывает оно? Чему оно нас учит? ( Это произведение вызывает чувство уважения, благодарности. Оно учит нас быть благодарными, не стесняться говорить спасибо).
- Почему автор так озаглавил свой текст?
Моделирование обложки.
Сравните два прочитанных нами произведения.
-Чем они похожи? (Оба об осенних грибах, авторы их описывают с любовью, образно, как живые существа)
-Чем отличаются? (Один рассказ, другой – сказка. У Пришвина описаны только грибы, а у Шима как меняется осень).
Сделайте на листочках модели обложек этих произведений.
ФИЗМИНУТКА
На поляне кедр могучий | (Стоя на правой ноге, тянем руки вверх, |
Задевает кроной тучи. | далее тоже на левой). |
Рядом с ним растёт сосна, | |
К небу тянется она. | |
Мы внизу грибочки ищем | (Наклониться вперёд и коснуться правой |
И в траве усердно рыщем. | рукой левой ступни, потом наоборот). |
Раз грибок и два грибок, | |
Положи их в кузовок. | |
С неба падают снежинки, | (Дети поднимают руки над головой и |
Как на сказочной картинке. | совершают хватательные движения, |
Будем их ловить руками | словно ловят снежинки) |
И покажем дома маме. | |
Вон лисица в поле скачет, | (Прыжки на месте) |
Словно мягкий рыжий мячик. | |
Ну, а мы идём, идём | (Ходьба на месте) |
И к себе приходим в дом. | (Дети садятся за парты) |
Работа в тетради №1 стр. 53 (1, 2, 3 задания)
В классном уголке тоже есть произведение о грибах, о дружбе грибов и деревьев.
- Что нового вы узнали из этой научной статьи?
( Грибы не нужно при сборе срезать ножом, т.к. грибница может сгнить, а нужно
срывать руками, слегка выворачивая ножку гриба, оставляя грибницу целой).
Итог урока
- Понравился ли вам урок? Нарисуйте своё мнение на листочке
- Чем понравился вам урок? Что нового для себя вы узнали?
Домашнее задание по выбору:
- выразительное чтение описания гриба из произведений стр.115-120.
- кроссворд с названиями грибов в тетради на стр. 52;
- записать описание одного гриба в тетради №2 стр.51 или №5 стр. 53