Цели урока:
- продолжить изучение свойств четности и нечетности функций;
- показать использование четности и нечетности для построения графиков функций.
Задачи урока:
- отработка навыка определения четности и нечетности функций по определению и по графикам;
- показать использование четности и нечетности функций для построения графиков функций (на примерах).
Ход урока
I. Проверка Д/З
три человека у доски записывают проверяемые номера.
II. Работа по карточкам
(пройденный материал) – от пяти до семи человек (слабоуспевающих)
Задания на карточках (подготовлены заранее):
1. Записать номера верных утверждений:
- Функция f(x) – возрастает, сл-но, f(3)>f(5);
- Функция f(x) – убывает, сл-но, f(2)>f(3);
- Если f(x)=f(-x), сл-но, функция четная;
- Если f(-x)= – f(x), сл-но, функция нечетная.
2. Поставить в соответствие функции утверждение:
- А – четная.
- Б – нечетная.
- В – не является четной и не является нечетной.
- у=7-8х;
- y=√x;
- y=1/x;
- y= x².
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Изобразить эскиз графика: (c использованием сводной таблицы графиков)
а) любой четной функции;
б) любой нечетной функции.
III. Устная работа
(фронтально с оставшейся частью класса, по итогам можно выставить отдельным учащимся отметки) – распечатанные листы.
-
Указать графики функций, возрастающих на всей числовой оси.
Определить вид функции, вид графика, знак коэффициента k.
Как по виду графика определить возрастание функции? -
Указать графики функций, убывающих на всей числовой оси.
Определить вид функции, вид графика, знак коэффициента k.
Как по виду графика определить убывание функции? -
Указать графики четных функций.
Определить вид функции, вид графика, знак коэффициента k.
Как определить по графику четность функции? -
Указать графики нечетных функций.
Определить вид функции, вид графика, знак коэффициента k.
Как определить по графику нечетность функции? -
Указать графики функций не являющихся четными и не являющихся нечетными.
Определить вид функции, вид графика, знак коэффициента k.
Как определить по графику функции не являющиеся четными и не являющиеся нечетными? -
Дать определения четной и нечетной функций.
-
Дать определения возрастающей и убывающей функций.
По окончании устной работы собираются работы у тех, кто выполнял карточки.
IV. Проверка Д /З
с объяснениями тех, кто записывал его на доске + проверка знания определения четности и нечетности функции с алгоритмом проверки функции на четность и нечетность(в зависимости от выполненного задания).
V. Работа по учебнику
№173 (1, 3, 5) – три человека, первый из которых объясняет, а остальные выполняют самостоятельно с последующим объяснением.
№174 (1, 2) – два человека у доски самостоятельно – по сводной таблице графиков основных функций, с последующим объяснением вида функции, вида графика, четности или нечетности, симметрии графика, алгоритма построения.
№177 (1) – демонстрирует учитель с подробным объяснением либо двух способов выполнения задания, либо одного наиболее простого (в зависимости от уровня подготовленности класса). 1 способ – через систему; 2 способ – через симметрию
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
№174(3, 4) – по сводной таблице графиков основных функций;
стр. 88 “ Проверь себя” № 3 – по определению;
№547 – повторение;
№177(2) – двумя способами (дополнительно на отдельную оценку).