В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения М.В.Ломоносова. Сегодня мы познакомимся с жизнью и деятельностью великого ученого на математическом языке.
Цели урока:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- систематизировать и обобщить материал по теме «Умножение и деление на десятичную дробь»;
- прививать любовь к истории своей Родины.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята!
Эпиграфом урока являются слова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Это слова великого ученого М.В. Ломоносова, о жизни которого мы сейчас поговорим.
II. Работа устно
А чтобы узнать, где прошли его детские годы, вам необходимо решить ряд примеров из устного счета.
№1
С | 1,4+0,6 |
И | 2-1,7 |
О | 3·1,2 |
А | 0,36:9 |
М | 0,04+0,96 |
Е | 1-0,2 |
К | 0,8·0,5 |
Ш | 0,4+0,02 |
Н | 20+1,2 |
1 | 0,3 | 0,42 | 0,04 | 21,2 | 0,3 | 21,2 | 2 | 0,4 | 3,6 | 0,8 |
м | и | ш | а | н | и | н | с | к | о | е |
Действительно, Ломоносов родился в с. Мишанинском Архангельской губернии в крестьянской довольно зажиточной семье. А когда родился будущий ученый, вы можете узнать, продолжив ряд следующих чисел:
№2
9, 1, 1, 1, 1, 8, 1, 1, 1, 7,……
Ответ: 9, 1, 1, 1, 1, 8, 1, 1, 1, 7, 1, 1, 6, 1.
В этом ряду есть группа цифр, которая поможет вам ответить на мой вопрос 8, 1, 1, 1, 7, 1, 1, 6, 1.
– Да М.В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 года.
III. Решение задач
Уже с детства М.В. Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком он сопровождал отца в его далеких и опасных путешествиях. На отцовском галиоте «Чайка» побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане.
№3 Задача: Каковы размеры корабля «Чайка», если макет, находящийся в музее, длиной 77,5 см, шириной 26 см, глубиной 12,5 см в 20 раз меньше?
Решение:
- 77,5·20 = 1550 см = 15,5 м – длина
- 26·20 = 520 см = 5,2 м – ширина
- 12,5·20 = 250 см = 2,5 м – глубина
Ответ: 15,5 м; 5,2 м; 2,5 м.
Всё увиденное мальчиком вызывало необычную в ребенке его лет жажду знаний. Возвращаясь из плаванья Ломоносов брался за книги «Славянская грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого. Большое влияние на юного Ломоносова оказала Арифметика.
Страсть к знаниям и тяжелая обстановка в семье заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться. Из деревни в Москву он отправился пешком с караваном с рыбой. Через три недели Ломоносов был в Москве, где он не знал ни одного человека.
№4 Задача: Вычислите расстояние, которое преодолел Ломоносов за 3 недели, если в день караван проходил 57,15 км. Ответ округлите до целых.
Решение:
- 7·3=21 (дн)
- 57,15·21=1200,15 (км) – весь путь
- 1200|,15≈1200км
Ответ: 1200 км расстояние от Москвы до Мишанинского.
В Москве он подался в Циферную школу, а затем в Славяно-греко-латинскую академию. Усложнялась студенческая жизнь еще и мизерной стипендией, которую платили в то время. Ломоносов писал: «Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь, и на другие нужды. Таким образом я жил 5 лет, но наук не оставил».
№5 Задача: Рассчитайте жалованье студента за пять лет, если 1 алтын равен 3 копейкам, а в году 365 дней?
Решение:
- 3·365 = 1095 (коп) – за год
- 1095·5 = 5475 (коп) – за 5 лет.
Ответ: 5475 коп.
Но преодолев все трудности, Ломоносов стал видным ученым, сделавшим очень много открытий для развития русской науки. Он основал первый русский университет, который до сих пор носит его имя. За свою жизнь этому человеку довелось во многом стать первым, в том числе и первым….
№6 А чтобы ответить на этот вопрос, необходимо расставить дроби в порядке возрастания.
3,05 | 0,7 | 1 | 1,4 | 0,5 | 1,41 | 11,7 | 3,5 | 12 |
с | р | о | ф | п | е | о | с | р |
Да, действительно, М.В. Ломоносов был первым русским ученым, которому присвоили это высокое научное звание.
IV. Подведение итогов
В середине 40-х годов 18 века внимание ученого привлекло древнее искусство составления из цветных стеклянных сплавов картин и портретов. В 1753 году была построена первая фабрика для производства мозаик из стекла. Таким образом Ломоносов возродил утраченное древнерусское искусство мозаики и одновременно создал собственную технику мозаичного набора. К сожалению, из 60-ти мозаик, созданных Ломоносовым, до наших времен дошли лишь 24.