Цель: Раскрыть значение физических упражнений на формирование системы опоры и движения.
Задачи:
- Способствовать развитию умений: анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, разрешать проблемы;
- Раскрыть роль двигательной активности в гармоничном развитии человека. Сформировать понятия: осанка, плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, гиподинамия. Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки;
- Воспитывать навыки активного образа жизни, способность работать в парах, культуру поведения во время проведения лабораторной работы;
Тип урока: изучение нового материала;
Методы обучения: диалогический, проблемно– поисковый, информационный;
Приемы обучения: эвристическая беседа, рассказ, решение задачи открытого типа, лабораторная работа;
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах;
Средства обучения: модель человека, таблицы “Скелетные мышцы”, “Влияние физических упражнений на организм человека”, “ Предупреждение искривлений позвоночника”, “Предупреждение плоскостопия”, мультимедиа, информационный диск, экран, сантиметровая лента;
Оборудование и инвентарь: гимнастические маты, ориентиры, обручи, гимнастические скамейки, диск с музыкой, магнитофон.
Фамилия, имя, отчество: Валеев Эльмир Альбертович, Абызова Татьяна Александровна
Дата проведения: 12.05.2012 г.
Место проведения: кабинет биологии и спортивный зал.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Слайд 1. “Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения” – Тиссо.
(объявление темы и цели урока)
1. Развитие опорно-двигательной системы человека – учитель биологии
Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами, к 18 годам мышечная масса становится такой, как у взрослого человека. По мере роста и развития ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными.
Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения.
Занятия спортом, физкультурой, трудом способствуют формированию скелета.
Вопрос: Что такое рельеф кости? Можно ли по рельефу кости определить степень физического развития человека? Ответ обоснуйте.
Обобщение и дополнение учителя – В местах, где прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, бугры, гребни. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает большее натяжение или сжатие. У физически развитых людей кости бугристые, шероховатые.
Вывод: Чем сильнее мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.
Существует и прямая зависимость заболеваний суставов от слишком большой нагрузки на них. При ожирении увеличивается масса тела и соответственно возрастает давление на опорную поверхность суставов нижних конечностей. Это нарушает формирование опорного аппарата в детском возрасте и приводит к заболеванию суставов у взрослых. Избыточная масса тела способствует нарушению кровообращения конечностей, что ухудшает питание тканей суставов.
2. Значение тренировки мышц – учитель физической культуры
Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ до глубокой старости занимались гимнастикой. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем вовремя покоя. Чем большую работу совершает мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, спортивные игры и т.д. Они делают человека закаленным, он может выдержать самые неблагоприятные воздействия внешней среды. Нагрузка должна увеличиваться последовательно, без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму.
Слайд 2. “Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический, и, пожалуй, даже больше второй” – И.М.Павлов
Учитель биологии: И.М.Павлов до последних лет жизни считал, что физический труд и физические упражнения помогали его научному творчеству. Он много лет руководил гимнастическим кружком врачей в Петербурге, бегал на лыжах, играл в городки, вскапывал грядки в огороде. Умер он в возрасте 86 лет.
3. Решение задачи открытого типа – В древности говорили: “ Движение строит”. Как вы понимаете этот афоризм? (Работа в парах.) Учащиеся высказывают свои мысли, учитель кратко записывает их на доске.
Вопросы – помощники:
– Какова роль движений в гармоничном развитии человека?
– Что же происходит в организме при физической работе?
– Какие улучшения происходят в строении и деятельности организма у физически развитых людей?
Обсуждение ответов, обобщение и дополнение учителя биологии.
Запись положений в тетради.
– Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного вещества слоя кости;
– Возрастает мышечная масса, повышается сила;
– Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение;
– В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему активируется их кровоснабжение и использование кислорода;
– Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее;
– Жизненная емкость легких возрастает;
– Тренируется сердечная мышца;
– В организме быстрее протекают обменные процессы;
– Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы;
– Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так при этом разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры;
– Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада. Улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом, т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется.
4. Гиподинамия и ее последствия.
Вопрос. К чему же может привести малая двигательная активность? Послушаем сообщение о гиподинамии.
5. Роль двигательной активности в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы.
Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Человека делают “прямостоячим” мышцы – разгибатели. Чтобы удержать тело в вертикальном положении, мышцам – разгибателям приходится противостоять не силе мышц – сгибателям, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.
Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности.
Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, в этом возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно. Поэтому важно следить за своей осанкой, позой за столом. У детей, сидящих в какой – либо неправильной позе изо дня в день, может искривиться позвоночник. Искривление позвоночника бывает трех видов: лордоз, кифоз и сколиоз.
Слайд 3.
Искривления позвоночника (Сообщение учащихся о
сколиозе, кифозе и лордозе)
Слайд 4.
Профилактика сколиоза
– Ходить и стоять прямо;
– Высоко держать голову;
– Следить за правильным положением тела за столом, ноги нужно держать под прямым углом или под столом под тупым углом;
– Не горбиться;
– Делать зарядку на укрепление мышц туловища;
– Прогулки на свежем воздухе;
– Своевременное и полноценное питание;
– Закаливающие процедуры;
– Массаж и гимнастика;
6. Лабораторная работа “Выявление нарушения осанки” (занятие в спортивном зале)
7. Физические упражнения, укрепляющие мышцы туловища, поддерживающие положение позвоночника
III. Закрепление пройденного материала
Разрешение ситуации. Слайд №5 “ На день рождения подруги школьница Л. 15-ти лет, пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать, но через некоторое время, из– за боли в ногах Л. пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване.
Вопрос 1. Что стало причиной боли в ногах Л.?
Вопрос 2. Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека?
Вопрос 3. Какие меры профилактики помогут Л. сохранить правильную осанку и избежать деформации стопы?
IV. Домашнее задание:
– Словесная и балловая оценка работоспособности учащихся;
– §15 изучить, выучить термины, выполнить л/работу “Плоскостопие”,
– Завести дневник самонаблюдения.
Слайд 6. “Влияние физических упражнений на толщину мышц”
Инструктаж по ведению дневника – учитель физической культуры
Дата | Окружность плеча (мм) | Окружность голени (мм) |