Урок литературного чтения "Творчество А.П. Гайдара". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель личностного развития – осмысление нравственных ценностей, которые А.Гайдар утверждает в произведении “Тимур и его команда”, идентификация поступка как морального/аморального на основе соотнесения действия с эталоном.

Цель коммуникативного развития – формирование навыков совместной работы в команде и продуктивной кооперации с учётом позиции “другого”, стимулирование монологической речи, упражнение в аргументированном конструктивном диалоге о прочитанном произведении.

Цель познавательного развития – формирование умения выделять главное по деталям, устанавливать причинно-следственные связи происходящих событий, формирование навыков работы с различными источниками информации: справочная литература, словари, сайты Интернета при подготовке отдельных заданий к уроку.

Цель регулятивного развития – становление навыков планирования личной и групповой работы за ограниченные временные промежутки, предвосхищения результатов личной и совместной деятельности и своевременной коррекции для получения оптимального результата.

Дидактическая цель – продолжение анализа литературного произведения (творческий анализ), расширение знаний о творчестве А. П. Гайдара, воспитание внимательных читателей и привитие любви к детской литературе.

Форма проведения – интеллектуальная игра КВН.

Оборудование:

  • портрет А.П. Гайдара;
  • выставка произведений писателя (в течение игры скрыта, демонстрируется на этапе подведения итогов);
  • репродукция картины И. Репина “Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану”;
  • музыкальное оформление – песни “Гайдару салют”, “Тимуровцы”;
  • предметы – детали к конкурсу “Кот в мешке”.

Ход урока

Участники – 2 команды.

I. Мотивация

Эпиграф на доске.

….Я стою... я смотрю.
Всем хорошо! Всем спокойно! Значит и я спокоен тоже! (А. Гайдар)

– Откуда эти строки? Кто это говорит? Когда произносит эту фразу литературный герой?

– А какой смысл вложил автор в эти слова, могут ли они отражать правило жизни современного человека?

(Каждая команда делегирует одного члена для представления командной версии– рассуждения.)

II. Блиц-опрос

(Командам по очереди задаётся вопрос. После того, как вопрос задан, любой участник команды без обсуждения в команде, не раздумывая, должен дать ответ на вопрос. Фальстарт считается нарушением, и наказывается лишением права отвечать на поставленный вопрос, право ответа переходит к другой команде.)

Вопросы для блица Верные ответы
1.Назовите полное имя А. П. Гайдара. Аркадий Петрович Голиков.
2. Что обозначает псевдоним писателя? Так когда-то монгольские конники называли всадника, скачущего дозорным далеко впереди отряда.
3.Как звали и кем были родители писателя? Петр Исидорович Голиков – учитель
4. Почему А.Гайдара называют самым молодым командиром? Четырнадцати лет вступил в ряды Красной Армии, учился на Киевских командных курсах, в Высшей стрелковой школе и в 16 лет командовал полком.
5. Кем был А. Гайдар во время Великой Отечественной войны? Специальный корреспондент “Комсомольской правды” в партизанском отряде.
7. Для какого произведения характерна композиция “сказка в сказке”, “быль в повести”? “Сказка о Военной Тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твёрдом слове”, “Горячий камень”.
7. Какое из произведений Гайдара является автобиографичным? Повесть “Школа”.
8.Знакомились ли мы на уроках классного чтения с произведениями А. П. Гайдара?  
9. Какое произведение было написано перед самой Великой Отечественной войной, в каком году? “Тимур и его команда”, 1940 год.
10.Описание какого помещения предложено: “...На стене висели мотки верёвок, фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта посёлка, вся исчерченная непонятными знаками. В углу лежала покрытая мешковиной охапка соломы. Тут же стоял перевёрнутый фанерный ящик...” Чердак дачи семьи Александровых, на которую приехали сёстры.
11.Что означала “звезда” на заборах домов? “... А это значит, что из этого дома человек ушёл в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой...”
12.Сколько лет составляет разница возраста сестёр Александровых? “...Тебе 13, а мне 18...” разница возраста – 5 лет.
13.Кого в произведении называют голубем? “...А какая была коза! Ну, голубь, а не коза. Голубь!...”
14.Какое не виданное доселе оружие заставило Симу спрыгнуть с забора? “...Бабка....выскочила из своей засады и ловко стегнула ....по рукам крапивой.”
15. Видео вопрос. Как картина И. Репина “Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану” может быть связана с повестью? “ ...Они решили отправить ультиматум попроще, на манер того послания запорожцев к турецкому султану, которое каждый видел в картине, когда читал о том, как смелые казаки боролись с турками, татарами и ляхами.”
16. Что означает выражение “Оживи покойника”? “Проигравшему завязывали глаза, клали его спиной на траву и давали ему в руки свечку, то есть длинную палку. И этой палкой он должен был вслепую отбиваться от добрых собратий своих, которые... старались вернуть его к жизни, усердно настёгивая крапивой по голым коленям, икрам и пяткам...” Штрафная для проигравшего в карты в компании Квакина.
17. Как звали Фигуру? Петя Пятаков.
18. Музыкальный вопрос. Как связана песня с произведением А. Гайдара? (Предлагается к прослушиванию отрывок песни “Тимуровцы”.) После выхода произведения в городах и сёлах, в школах во дворах стали возникать тимуровские отряды, подобно команде из книги. Они, подражая герою книги, помогали семьям воинов Советской Армии. Появились целые тимуровские движения. Песня как раз об этом движении, о добрых и отзывчивых людях.
19. Какое международное слово, по словам одного героя, обозначает, что будут бить? Ультиматум. Об этом говорит товарищ Квакина Алёша.
20. “Тимур спал, когда Рита тронула его за плечо...и, схватив...одеяло,... стащила его на пол...” Кто эта Рита? Собака Тимура.
21. Капитан танковых войск; инженер – механик на автомобильном заводе; старик, инвалид, бывший партизан. Кто все эти люди? Это один человек – Георгий Гараев, дядя Тимура Гараева.
22. От чьего лица писал записку Квакину Тимур? От лица Фигуры.
23.Что у ребят в команде Тимура было условным сигналом сбора? Верёвочные провода, привязанные к штурвалу.
24. Была ли экранизация произведения “Тимур и его команда”? Да, первая экранизация была в 1940 году по сценарию Гайдара.

III. “Ты – мне, я – тебе”

Команды задают друг другу по 5 вопросов, подготовленных заранее.

Засчитывается команде верный ответ на вопрос команды – соперницы, а также свой вопрос, если команда – соперница не дала на него верный ответ. Верный ответ в таком случае озвучивает команда, которая задавала этот вопрос.

IV. “Что-то с памятью моей стало”

Команды должны в течение 5 минут записать известные им произведения А.П. Гайдара.

Проверка происходит путём исключения одинаковых вариантов: баллы присуждаются той команде, которая назовёт произведение последней.

  1. Совесть – рассказ
  2. Горячий камень – рассказ
  3. Чук и Гек – рассказ
  4. Голубая чашка – рассказ
  5. Р. В. С.
  6. Дым в лесу
  7. Дальние страны.
  8. Четвёртый блиндаж.
  9. Тимур и его команда – повесть
  10. Судьба барабанщика – повесть.
  11. На графских развалинах.
  12. Военная тайна – повесть.
  13. Школа – повесть.
  14. В дни поражений и побед.
  15. Всадники неприступных гор.
  16. Пусть светит.
  17. Сказка о Военной Тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твёрдом слове
  18. Бумбараш – неоконченная повесть.
  19. Синие звёзды – неоконченная повесть.

V. “Письмецо в конверте”

Задание командам после минутного обсуждения.

1. Кому принадлежат слова?
1. “– Она врёт, бессовестная!...Три раза я давал ей откусить по два раза. Она же пошла на меня жаловаться да ещё по дороге стянула с маминого стола четыре копейки” (Коля Колокольчиков)

2. “На днях проездом буду в Москве число часы телеграфирую дополнительно...” (Папа)

3. “– Он не заплачет, ...у него брат матрос... У него и отец был матросом. Он не заплачет.” (Алёша)

4. “– Бить буду!....Бить буду тебя одного. Один на один, до смерти!”

(Квакин)

1. “Неправда! У тебя на пути стоит экзамен по математике. Он и колючий и острый. Вот, посмотри, срежешься!.. Олечка, не ходи на инженера, ходи на доктора,...Ну погляди: какой из тебя инженер? Инженер должен быть – вот... вот...и вот... (Она сделала три энергичные гримасы.) А у тебя – вот... вот... и вот...” (Женя)

2. “А ты, бабушка, не видишь – это я работая...” (3-летн. брат Нюры )

3. “– Ступай,... Ты смешон. Ты никому не страшен и не нужен.” (Тимур)

4. “– То отец, то брат, то дядя. А что к чему, неизвестно. Отрасти Алёша, волосы, а то тебе солнце напекло затылок...” (Квакин)

2. “История в лицах”: установить имена и фамилии ребят
Тимур
Сима
Коля
Василий
Женя
Колокольчиков
Таня
Гейка
Ладыгин
Александрова
Гараев
Симаков
Тимур
Сима
Коля
Василий
Женя
Таня
Гейка
Ладыгин
Александрова
Гараев
Симаков
Колокольчиков
3.Объяснить лексическое значение слов
Автомобильные краги
Портсигар
Тыл
Фланги
Делегация
Бас
Тенор
Ультиматум
Пионеры
Комсомолка
Дивизион
Аккредитованный посол
Церемония
Парламентёр
4. Что не так в обращении
Прохожие, не жалей!
Здесь сидят дети,
которые трусливо, по ночам
обирают сады наших жителей.
Ключ от замка висит позади этого обращения,
и тот, кто откроет этих арестантов,
пусть сначала посмотрит, нет ли среди них
его знакомых или близких.
Здесь сидят дети, (люди)
которые трусливо, по ночам
обирают сады наших жителей. (мирных)
Ключ от замка висит позади этого обращения, (плаката)
и тот, кто откроет этих арестантов, (отопрёт)
пусть сначала посмотрит, нет ли среди них.
его знакомых или близких. (близких или знакомых)

VI. “Кот в мешке”

Командам предлагается по мешку с предметами. Делегируется по одному игроку. Задача делегатам – назвать героя по принадлежавшему ему предмету.

  • связка ключей – Женя
  • учебник физики – Ольга
  • яблоко – Квакин
  • звезда – Тимур
  • белая борода – Георгий Гараев
  • электрический фонарик – Коля Колокольчиков, вся команда
  • рогатка – Женя
  • красный галстук – Тимур, вся команда
  • телеграмма – Полковник Александров, Ольга
  • кружка – молочница
  • замок – сарай, куда заперли компанию Квакина
  • белый аккордеон – Ольга

VII. “А судьи кто?”

Конкурс капитанов. “О Квакине Мишке замолвите слово”.

(Домашнее задание: по предварительному жребию один из капитанов – прокурор и выступает с обвинительной речью против Квакина. Второй капитан – адвокат, который защищает подсудимого.)

VIII. Слово жюри

Подведение командных итогов проводится при помощи подсчёта количества геометрических фигур, полученных каждой командой по итогам каждого конкурса в ходе игры.

  • Круг – команда – лидер; ответы содержательные, творческие, на высоком речевом уровне.
  • Квадрат – команда – активный участник; ответы содержательные. Есть незначительные ошибки, недостаточно творческий. Ошибки в речи.
  • Треугольник – команда – участник; содержательные ответы, есть ошибки, формальность, низкий уровень культуры речи.

IX. Рефлексия урока

– Как вы оцениваете своё участие в игре: что удалось, что не удалось?
– Что было очень трудным в уроке, а в командной работе?
– Что оказалось наиболее простым?
– Какое открытие ты сделал в себе, в товарищах, в знании литературы?
– За или против таких уроков? Почему?

X. Демонстрация книг А.П. Гайдара в различных изданиях