Страноведческая викторина "По странам изучаемого языка"

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Одной из целей обучения иностранному языку является формирование страноведческой компетенции. Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач ещё со времён античности. Сегодня в условиях интеграции европейских государств и распространения современных информационных технологий это приобретает особую актуальность.

Представленный материал в форме мультимедийной презентации с использованием игровых и креативных приёмов можно отнести к современным технологиям обучения, поскольку стимулирует познавательную активность учащихся в процессе проверки своих знаний и приобретении новых. Конкурс может проводиться в рамках недели иностранных языков для учащихся, изучающих немецкий и английский языки. По каждой теме (за исключением последней) даны вопросы, касающиеся англо-немецкоязычных стран. Массовое участие школьников, увлекательность и посильность предлагаемых заданий – условия проведения конкурса. Соревнуются две команды, членами которых являются учащиеся, изучающие немецкий и английский языки. Капитаны выбирают членов команды, которые будут отвечать на вопрос.

Цели: развитие интереса к изучению иностранного языка; активизация познавательной деятельности.

Задачи:

  • активизация знаний по страноведению;
  • воспитание уважительного отношения к другой культуре, более глубокое осознание своей родной культуры; воспитание потребности расширять кругозор;
  • развитие способностей, требуемых для плодотворного сотрудничества в группе.

Форма проведения: турнир знатоков (2 команды учащихся 8-9 классов)

Оборудование: интерактивная доска (экран-доска), компьютер; проектор; оформление кабинета (карты стран изучаемого языка, фото достопримечательностей, национальные флаги.)

Этап проведения: мультимедийная презентация [Приложение 1]

Перед ребятами экран, разбитый на сектора по темам. Каждая тема включает пять вопросов разной степени сложности. Степень сложности определяется очками.

политика 10 20 30 40 50
история 10 20 30 40 50
города и достопримечательности 10 20 30 40 50
знаменитые люди 10 20 30 40 50
традиции 10 20 30 40 50
культура общения 10 20 30 40 50

I. Политика

10. Как в Германии называется глава правительства? (бундесканцлер)

Кто является главой государства в Великобритании? (монарх)

20. Назовите государственную форму правления в Лихтенштейне (парламентарная монархия)

Какой орган представляет законодательную ветвь в США? (конгресс)

30. Назовите высший законодательный орган в Германии (бундестаг).

Избирается ли премьер-министр в Британии прямым голосованием? (Он назначается официально королевой)

40. Какое событие стало символом объединения Германии? (Падение Берлинской стены)

Кто может быть премьер-министром в Британии? (Лидер партии, который имеет большинство голосов в палате общин)

50. Назовите ведущие партии Германии (СДПГ, ХДСГ, ХССГ, СДП)

Председатель палаты лордов сидит на специальном сидении, которое называется…(мешок с шерстью – это показывает, что шерсть сделала Англию богатой)

II. История

10. Назовите четыре немецкоязычных страны, тесно связанные друг с другом исторически и культурно. (ФРГ, Австрия, Швейцария и Лихтенштейн)

Кто является престолонаследником Елизаветы II? (принц Уэльский Чарльз)

20. Назовите дату объединения Германии (3.10.1990)

Когда был великий пожар в Лондоне? (1666 год)

30. В связи с чем вошел в историю 1933 год? (к власти пришла национально-социалистическая партия во главе с Гитлером)

Какой день исторически связан с борьбой американцев за независимость и когда он отмечается? ( 4 июля – День независимости США)

40. Назовите немецкого канцлера, который осуществлял политическую власть в течение 19 лет (Отто Бисмарк)

“Бостонское чаепитие” называют одним из этапов, способствующих подписанию Декларации независимости США? Что вы знаете о нём? (возмущённые огромными налогами на чай 16/XII 1773 год американцы выбросили в море 342 ящика чая. Король взял город в блокаду)

50. Что послужило причиной первой мировой войны? (Убийство австрийского наследника престола 28 июня 1914)

III. Города и достопримечательности

10. Фото достопримечательностей немецкого и английского городов (№1 Цвингер в Дрездене; №2 – Букингемский дворец)

20. В этом городе жили Гёте, Шиллер, Бах, Гранах, Франц Лист, Вагнер (Веймар)

Назовите известные университетские города в Британии (Оксфорд, Кембридж)

30. В этом городе родился Моцарт и его название связано с тем, что здесь издревле добывали (Зальцбург)

Какой город ассоциируется с группой “Битлз” (Ливерпуль)

40. В этой крепости Мартин Лютер перевёл библию на немецкий язык и её считают символом немецкой нации (Вартбург)

У кого был куплен голландцами остров Манхеттен – центр Нью-Йорка? (У местных индейцев за 24 $)

50. Где мальчики в Германии поют особенно красиво? (Лейпцигский хор мальчиков при церкви)

Говорят, что в Вашингтоне нет небоскрёбов. Почему? (Принят специальный закон, запрещающий строительство зданий выше Капитолия, так как они закрывали бы многие памятники)

IV. Знаменитые люди

10. Назовите федерального канцлера Германии (Ангела Меркель)

О нём Бенджамин Джонсон сказал: “У него нет возраста, он для всех поколений” (Шекспир)

20. Кто изобрёл книгопечатание? ( Иоганн Гуттенберг)

В 1711 году в Англию вернулся с необитаемого острова шотландский матрос Селькирк. Английский писатель сделал его прототипом героя своего романа. Назовите фамилию писателя и название его романа. (Даниель Дефо “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”)

30. Как звали национального героя Швейцарии, который был борцом за независимость страны и слыл отличным стрелком? (Вильгельм Телль)

В своих стихах он воспевал и описывал радости, печали и жизнь простых шотландцев. (Роберт Бернс)

40. Кому принадлежат слова: “Кто не знает иностранного языка, ничего не знает о своём собственном” (И. Гёте)

Назовите профессора математики Оксфордского университета, написавшего “Алису в стране чудес?”)

50. Что открыл, посаженный в тюрьму, Иоганн Бэтгер в 18 веке в поисках рецепта искусственного золота? (фарфор)

Открытие того, как можно получить электричество – было одним из великих научных событий в мире. Кто сделал это открытие? (Бр. Майкл Фарадей)

V. Традиции

10. Какой сувенир можно купить чаще всего в селениях города Броккен? (ведьму)

Какое блюдо традиционно любят англичане? (Овсянка)

20. Что такое Adventszeit? (4 недели до рождества)

Что англичане называют русским чаем? (Чай с лимоном)

30. Как называют знаменитый праздник пива в Мюнхене? (Oktoberfest)

Назовите английскую национальную игру (крикет: мячи, биты, воротца

40. С каким праздником связано понятие Eierlaufen? (пасха)

Что у англичан называется “файв о клок”? (Дружественная вечеринка)

50. Какие ярмарки проходят в Нюрнберге? (ярмарки игрушек)

Эта традиция носит в Британии название First food. Что должен принести и как должен выглядеть первый человек, который переступит порог на Новый год, чтобы пожелать семье удачи в Новом году? (Высокий тёмный мужчина – кусочек угля, хлеба, воду)

VI. Культура общения

10. Что отличает людей от других живых существ? (культура)

20. Что означает в переводе с греческого “этикет”?

а) правило
б) общение
в) обычай

30. Что имел в виду французский король Людвиг 14, который заявил, что … это – вежливость королей и долг всех добрых людей. (Точность)

40. Для чего Петр I велел на рукава мундиров солдат пришивать дополнительную пуговицу? (Чтобы отучить утираться рукавом)

50. В старину на Руси было много приветствий, которые предназначались людям, выполняющим определённую работу. Кому адресовано: “Свеженько тебе!” (Девушке, черпающей воду)

Подведение итогов.

Награждение победителей, наиболее активных участников конкурса.

Данная форма внеклассной работы по предмету вызывает интерес и активность учащихся, поскольку содержит игровой и соревновательные моменты, даёт им возможность проявить инициативность, стремление знать и уметь больше других. Ведь именно интерес делает человека любознательным, побуждает его повышать свой уровень развития, даёт ему возможность осознать важность обучения.

Мультимедийная презентация как одна из форм внеклассной работы по предмету была представлена на городском семинаре учителей иностранного языка, проводимого на базе МБОУ “СОШ № 27 с УИОП”, и получила хорошие отзывы участников семинара.

Использованная литература при составлении вопросов викторины:

  1. Богородицкая В.И. Мир Британии. Учебник английского языка для классов с углублённым изучением английского языка. М.: Версия, 2000.
  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1988.
  3. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. м.: Просвещение, 2009.
  4. Страноведческая викторина. //Иностранные языки в школе. – 1996.– №2