Образовательная деятельность познавательного характера. Тема: "Поиск выхода из экстремальной ситуации"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи:

1. Развивать поисковую деятельность детей:

  • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  • умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.

2. Развивать способность к созданию задуманного продукта;
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

  • экспериментирования с объектами неживой природы;
  • создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;

4) Активизировать речь;
5) Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

Проблема: «Поиск выхода из экстремальной ситуации».

Игровая мотивация: «Кораблекрушение около необитаемого острова».

Материалы и оборудование: модули, верёвка, ткань для паруса, пластиковые бутылки, спички, зажигалка, бумага, очки, сеть, камни, сухая трава, ветки, корки апельсина, фрукты, картинки.

Ход деятельности

– Скажите ребята, о чём мечтают все дети? У вас есть мечта? Если дети затрудняются, говорю им: «Когда я была в вашем возрасте, то мечтала путешествовать». Не хотите ли вы со мной отправиться в путешествие?

Обращаю внимание детей на виды транспорта и предлагаю выбрать, на чем будем путешествовать.

Читаю стихотворение:

У заветного причала
Нас «Искатель» ждёт,
В путешествие морское
Он друзей зовёт.
Над волной парит стая чаек,
В небеса летит синий шарик.
Наш «Искатель» готов выйти в море
Салютует нам шум прибоя.

Дети берутся за верёвку и становятся, изображая корабль. Под музыку волн, передвигаются по «воде».
Музыка меняется (шторм на море), дети раскачиваются быстрее, в результате «корабль» терпит крушение.

– Дети, корабль наш разбился о скалы и нас выбросило на берег. Что же делать?

Дети высказывают свои предложения: переждать бурю; подать знак, терпящих бедствие; определить тактику выживания на острове (найти воду, пищу, построить жилье).

– Давайте оглядимся, где мы находимся?
– Бурей нас выбросило на берег. Идёт сильный дождь, на море шторм. Как нам переждать бурю?

Высказывания детей: спрятаться в пещере; укрыться под деревьями; укрыться парусами от яхты, если их выбросило на берег.

– Буря кончилась. Выглянуло солнце. Посмотрите, где мы оказались. Со всех сторон нас окружает вода. Где мы?
– Мы на острове.

– Как позвать на помощь: громко кричать; зажечь на самом высоком месте костёр; поднять кусок яркой ткани на длинной палке; выложить на песке из камней, ракушек или веток большое слово «sоs» – «спасите!»; написать записку, положить в бутылку, закупорить её и бросить как можно дальше в море.

Предложить детям поискать предметы, выброшенные на берег штормом, которые помогут позвать на помощь.

– Ребята, а давайте осмотрим наш остров и узнаем, были ли на острове раньше люди.

Дети находят глиняный горшок, консервные банки, очки, сеть, верёвки, клочки бумаги.

– Нам с вами необходимо построить жилище, где мы можем укрыться от жары и от дождя, пока не прибудут спасатели. Что мы можем использовать из того, что видим вокруг?

Дети находят траву, чтобы выстелить пол, камни для оборудования очага, мягкие модули и парус от яхты для постройки шалаша.

– Ну, вот жилище у нас есть, теперь надо заняться поиском еды. Какую пищу мы можем найти на острове? (Ягоды, фрукты).

– Во что же мы их будем собирать? Нам необходимо изготовить посуду для сбора ягод.

Дети находят кожуру апельсина, арбуза, пластиковые бутылки.

– Отправляемся на поиски съедобных овощей, фруктов, ягод.

Дидактическая игра «Угадай по вкусу» (пробуют овощи, фрукты).

– Очень пить хочется. Морская вода не пригодна для питья. Почему? Она солёная. Нужно поискать родниковую воду или озёрную. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагаются варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы.

– Можно ли сразу пить такую воду?

– Нет. Она грязная.

Опыт по фильтрации воды и талого снега (грязную воду процеживают сквозь марлю). Делают вывод, что и процеженную воду обязательно надо кипятить.

– Что бы вскипятить воду, нужен костер. Как мы его можем развести в данных условиях?

Предложения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички – можно просушить, очки – линзами очков поймать солнечный луч и направить его на сухую траву, высечь искры с помощью камней. А для костра собрать сухие ветки и траву.

– Какую еду мы можем приготовить на костре?

(Запечь рыбу, вскипятить чай из знакомых ягод и трав).

– Неплохо мы с вами потрудились, можно и отдохнуть, и искупаться в море. Давайте поиграем в игру «Руки – волны» (дети становятся в круг, образуя море, затем по одному заходят в центр, а дети ласкают их волнами – ладошками).

Слышится звук самолета. Предложить детям привлечь его внимание, размахивая яркими косынками. Самолёт сбрасывает записку о том, что помощь близка.

– Ребята, мы выжили, не погибли на необитаемом острове. Как мы можем помочь другим людям, которые попадут в экстремальную ситуацию?

– А давайте мы с вами оставим им послание, сделаем «сладкий пейзаж», тем самым сообщим, что здесь были люди и успешно выжили. Кто догадался, как он будет выглядеть? Из чего мы будем его делать?

Выкладываем из фруктов остров, пальму, солнце.

– А теперь надо найти, из чего мы построим плот и поплывем навстречу пароходу, спешащему к нам на помощь. (Дети предлагают варианты, из чего построим плот).

Слышится гудок парохода. «Островитяне» усаживаются на плот и под музыку «отправляются» на встречу с пароходом.

– Конечно, очень жаль, что мы не смогли побывать в дальних странах, но зато мы теперь можем гордиться своей силой, смелостью, выносливостью, находчивостью. Все эти качества помогли нам выжить на необитаемом острове. За это вы, мои юные, смелые друзья, награждаетесь медалями «За выживание в экстремальной ситуации».