Урок-повторение в начале учебного года. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • повторить орфограммы, изученные в начальной школе, условия их выбора, опознавательные приметы;
  • формировать умение применять изученное на практике;
  • прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на фрагмент стихотворения М.Геллера, записанный на доске:

Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.

– О каком времени года в нём идёт речь? (Об осени.)

Вот и мы сегодня совершим осеннюю прогулку. Но будем не просто гулять, мы будем повторять те орфограммы и пунктограммы, которые вам знакомы.

Синтаксический разбор предложения, далее переходящий в комплексный анализ текста. (В это время отдельные ученики работают с разными видами разбора).

Красив русский лес осенью!4 Падают с берез легкие золотые листья1. От деревца к деревцу тянутся нити серебристой паутины.
Тихо в лесу. Иногда услышишь2 свист3 рябчика. Изредка2 прокукует кукушка.
Прозрачен осенний2 лес. Даже на дне лесного ручья видишь все камешки.

– Определите тему текста. Как бы вы его озаглавили?

Сегодня на уроке мы будем говорить об осени.

Главная примета осени? (Конечно же, опадающие листья). А мы с вами попробуем продлить золотую осень, нарядив дерево (на доску прикрепляется нарисованный ствол дерева, к которому в конце урока будут прикреплены разноцветные листья).

– Каковы стиль и тип речи данного фрагмента?

– С какими орфограммами вы встретились в том тексте? Давайте повторим орфограммы.

2. Орфографическая работа:

Цветочный аромат, выглянуло из-за туч, раздаваться в тишине, приближаться к лесу, появиться на горизонте, удивляться тишине, потемнеть от сырости, задавать тон, бродить по просеке, наслаждаться картиной, исчезать в долине, видно издалека, удивительная жизнь, грозовая туча, величественная природа.

В процессе работы дети поднимают зелёные или красные ладошки (сигнальные карточки).

3. Устная работа: «Лингвистическое лото» (надо в данных текстах увидеть слово (слова) с называемой учителем орфограммой, назвать слово и объяснить его правописание).

Ряд 1
Чудесна акварель леса в сентябре! Красные листья чередуются с золотом кленов и зеленью елей. Мягкий ковер лежит у подножья деревьев. Но вот подул ветерок. Понеслись расписные ковры по воздуху, дорожкам, лесным речкам!

Ряд 2
Полны очарования удивительные дни бабьего лета. Луч солнца последний раз освещает поля. Ночью осень серебрит инеем травку, а утром в низинах собирается молочный туман.

Ряд 3
В конце сентября иногда устанавливается удивительная погода. Утром выпадает роса. И тогда чудесная панорама открывается взору. Каждый лист, каждая паутинка, песчаный берег неширокой речонки словно обсыпаны пудрой. Небо чистое, и оно такого синего цвета, какого не увидишь в жаркую летнюю пору

Назовите слово с:

  • проверяемой безударной гласной в корне;
  • орфограммой ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА;
  • разделительным Ь;
  • проверяемой согласной в корне;
  • со смягчающим Ь;
  • гласные О-Ё после шипящих в корне;
  • Ь после шипящих (или его отсутствие);
  • непроизносимым согласным;

Слов с непроизносимыми согласными нет. А повторить их надо.

4. Работа с текстом

Посмотрите на данный текст. Найдите слова с непроизносимыми согласными. Спишите, подбирая проверочные слова к словам с повторяемой орфограммой.

Редко светит солнце. Стоят ненастные дни. Грустно в эту пору в лесу. Еще видны кое-где поздние цветы. Но вот из-за сизой тучки выглянуло солнышко, и под его ласковыми лучами заулыбалась хмурая картина осени.

– Объясните запятую в последнем предложении.

5. Игра на внимание

(Текст дан через интерактивную доску). Найдите в тексте 2 орфографические, 2 пунктуационные ошибки.

Октяборь. Играют краски листопада и насквозь просвечивается осенний лес. Замолкли птицы. Только шорох и шелест листьев под ногами подчеркивают лесную тишину.

Ветер – бессменный дворник леса. Разметал он по полянам разноцветные листья, шумными коврами устилает трапинки чащ. Вот от родимой ветки оторвался золотой лист, и полетел к земле. (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

6. Словарная работа.

В тексте есть очень интересное слово «НАСКВОЗЬ». Как вы думаете, что оно обозначает?

Толковый словарь Ушакова дает такое толкование этого слова: «Через всю толщину чего-н., от лицевой стороны до изнанки. Пуля пробила доску насквозь. Я промок насквозь (т. е. одежда промокла н.). || перен. От начала до конца, целиком, совершенно (разг.). Я ведь насквозь тебя, тихоня, вижу. Салтыков-Щедрин

В словаре Даля: «Сквозь, напролет, навы́лет». Пуля прошла насквозь. Я его по глазам всего насквозь вижу.

Словарь синонимов предлагает для нашего слова такие: от кончика носа до кончика хвоста, совершенно, чисто, целиком, во всем, во всех отношениях, со всей полнотой, весь, окончательно, через, полностью, наскрозь, сквозь, от начала до конца, сплошь, вконец, всецело, целиком и полностью, совсем, в полной мере, в полном смысле слова, навылет, нацело, начисто, вполне, абсолютно, до конца

– Как вы думаете, какие слова могут заменить слово «сквозь» в том тексте, который дан?

Оказывается. Какое интересное слово. Но мы говорим об осени. А осень – это не только красивая пора, но и время сбора урожая. Я какой инструмент в этом может помочь? Да, Лопата. А с этим словом связана тоже очень интересная история.

Сообщение заранее подготовленного ученика.

В старину существовало слово лоп, означающее плоское растение, лист. От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий. Лопух – большой лист. Лопата, лопасть имеют, так же как и лопух, широкую поверхность. Лопоухий означает «имеющий большие оттопыренные уши». Большие оттопыренные уши как бы напоминают листы лопуха, поэтому собаку с такими ушами зовут лопоухой.

7. Физкультминутка.

Как вы думаете, осень – это вкусное время года? Я буду называть слова. Если это «Съедобное» слово, то вы должны присесть, а если «несъедобное» – потянуться.

8. Тест: А теперь вам придётся потрудиться. В средней и старшей школе вы будете выполнять много тестовых заданий. Предлагаю поработать с тестом.

Осенняя пора.

1.Прошло знойное лето. 2.Наступила золотая осень. 3.Загляни в лес. 4.По опушкам растут грибы. 5.Среди пожухлой травы краснеют подосиновики, старые пни покрыты опёнками. 6.По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. 7.Моховые болота усыпаны румяной клюквой. 8.На поляне горят гроздья рябины. 9.Дни стоят погожие. 10.Небо высокое и прозрачное. 11.На дне ручья видна каждая травинка. 12.Умолкают птичьи голоса. 13.В лесу тишина и покой.

  1. Найдите предложение (предложения) с однородными членами. Запишите его (их)номер (а).
  2. Найдите сложное предложение. Запишите его номер.
  3. Из предложения 4 выпишите слово с приставкой.
  4. Найдите слово (слова) с разделительным Ь. Запишите их.
  5. Из предложения 12 выпишите слова с проверяемыми безударными гласными.
  6. Из предложения 10 выпишите слово с неизменяемой приставкой.
  7. К слову «пожухлой» из предложения 5 подберите синоним. Запишите его.
  8. Из предложения 6 выпишите слово с проверяемой согласной в корне.

9. Творческая работа. Сочинение-миниатюра «Люблю я пышное природы увяданье…». Пишем на заранее вырезанных разноцветных кленовых листочках. В своей работе вам могут помочь слова из нашей словарной диктовки и текстов, которые остались у вас.

После прочтения 2–3 работ, листочки с детскими сочинениями прикрепляются к заранее подготовленному стволу. Получится красивое осеннее дерево.

10. Подведение итогов

Домашнее задание: составить словарный диктант на повторенные орфограммы (10 словосочетаний), графически выделить условия выбора орфограмм.