Цель: учить правильно, подбирать проверочные слова.
Задачи:
Предметные:
- создать условия для уточнения детьми понятия: «орфограмма», «парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова»
- подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании парных звонких и глухих согласных в середине и на конце слова и использованию полученных знаний для решения практических задач;
- продолжать наблюдение за употреблением в тексте слов в прямом и переносном значении;
Метапредметные:
- создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью, принимать и сохранять учебные задачи;
- учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;
- побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения;
- учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор А.В.Полякова)
Ход урока
I. Уточнение понятий необходимых для усвоения материала, актуализация цели урока
II. Чистописание
1. Запишите, продолжив закономерность.
ББ б Бб в ВВ в
2. Прочитайте пословицу, объясните ее значение.
Друг познается в беде.
– Запишите, подчеркните орфограммы.
III. Работа по теме урока
В класс входит Незнайка. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь».
Незнайка.
Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.
– Первая наша остановка в стране «Словария».
Из расставленных на доске слов с непроверяемым написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня».
(Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овес.)
Вариант I Вариант II Город
Завод
Молоток
РабочийКолхоз
Огород
Плуг
Овес
Победили учащиеся, выполнившие первый вариант.
Дорогие мои победители
А в зоопарк, не хотите ли?
Будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.
Вот царь зверей могучий ле...(ф, в),
А тут жира... (в, ф) с длиннющей шеей.
Ушастый ё... (ш, ж). Чем не хорош?
Ено... (д, т)-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры...ь (з, с).
Плывёт могучий бегемо... (т, д),
Медее...ь (т, д) над нерпою ревёт.
И белый голу...ь (б, п) там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.
А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.
(Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-прихватка, салфетка.)
Назвали предметы все по порядку, Теперь приглашаю всех на зарядку. (Проводится физкультминутка.)
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
– Продолжаем занятие.
Внимание, внимание! Начинаем соревнование! Кто запомнит из стихотворения больше слов?
Осень шагает
В жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
Трах – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку
Падают шишки.
Ходит зайчишка
Весь в синяках,
Как после стрижки
Шерсть на боках.
– А сейчас почтальон Печкин приглашает, Вас. выполнить самостоятельную работу
Самостоятельная работа.
Ночью выпал сне.. . Он был мя..кий, белый, пушистый. На бере..ках и ду..ках снежные хлопья. Надеваю пальто, ша..ку, варе..ки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугро.. . Беру лопа..ку и с радостью чищу доро..ку. Сколь..ко! Под сне..ком гла..кий ле.. .
– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм.
– Назовите восклицательные предложения.
Проверка выполнения задания.
Дети! Вы молодцы, выполнили задание успешно
Физкультминутка
На моей руке пять пальцев,
Пять держальцев, пять хватальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в ритме потешки. На последней строчке поочередно загибаются пальцы.
IV. Закрепление изученного.
Входит Бабушка-Загадушка.
Бабушка-Загадушка. Дорогие ребятки, отгадайте загадки. – Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Маленькие зверьки,
Серенькие шу..ки,
Черненькие гла..ки,
Остренькие зу..ки. (Мыши.)Я стою на но..ке толстой,
Я стою на но..ке гла..кой,
Под коричневою ша..кой
С белой бархатной подкла..кой. (Гриб.)
Ну и молодцы же вы, ребятки,
Быстро отгадали все загадки.
А теперь скажите скороговорку:
Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бумажки.
Ну и молодцы, ребята, хорошо
Потрудились и все отличились.
V. Итог урока (рефлексия )
Учитель раздает детям карточки с вопросами и фразами, которые нужно продолжить: «На уроке у меня получилось…», «Теперь я знаю…», «Я могу похвалить себя за…». Дети заполняют карточки.