Правописание парных звонких и глухих согласных

Разделы: Начальная школа


Цель: учить правильно, подбирать проверочные слова.

Задачи:

Предметные:

  • создать условия для уточнения детьми понятия: «орфограмма», «парные звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова»
  • подвести учащихся к самостоятельному формулированию правила о написании парных звонких и глухих согласных в середине и на конце слова и использованию полученных знаний для решения практических задач;
  • продолжать наблюдение за употреблением в тексте слов в прямом и переносном значении;

Метапредметные:

  • создавать учебные ситуации, которые позволят овладевать способностью, принимать и сохранять учебные задачи;
  • учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле;
  • побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения;
  • учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор А.В.Полякова)

Ход урока

I. Уточнение понятий необходимых для усвоения материала, актуализация цели урока

II. Чистописание

1. Запишите, продолжив закономерность.

ББ б Бб в ВВ в

2. Прочитайте пословицу, объясните ее значение.

Друг познается в беде.

– Запишите, подчеркните орфограммы.

III. Работа по теме урока

В класс входит Незнайка. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь».

Незнайка.

Дорогие мои ребятишки!
И я нынче взял в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знанья свои совершенствовать.

– Первая наша остановка в стране «Словария».

Из расставленных на доске слов с непроверяемым написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня».

(Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овес.)

Вариант I Вариант II
Город
Завод
Молоток
Рабочий
Колхоз
Огород
Плуг
Овес

Победили учащиеся, выполнившие первый вариант.

Дорогие мои победители
А в зоопарк, не хотите ли?

Будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.

Вот царь зверей могучий ле...(ф, в),
А тут жира... (в, ф) с длиннющей шеей.
Ушастый ё... (ш, ж). Чем не хорош?
Ено... (д, т)-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры...ь (з, с).
Плывёт могучий бегемо... (т, д),
Медее...ь (т, д) над нерпою ревёт.
И белый голу...ь (б, п) там летает,
После трудов отдохнуть приглашает.

А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.

(Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-прихватка, салфетка.)

Назвали предметы все по порядку, Теперь приглашаю всех на зарядку. (Проводится физкультминутка.)

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

– Продолжаем занятие.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование! Кто запомнит из стихотворения больше слов?

Осень шагает
В жёлтом пальтишке,
С кедров сшибает
Бурые шишки.
Трах – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку
Падают шишки.
Ходит зайчишка
Весь в синяках,
Как после стрижки
Шерсть на боках.

– А сейчас почтальон Печкин приглашает, Вас. выполнить самостоятельную работу

Самостоятельная работа.

Ночью выпал сне.. . Он был мя..кий, белый, пушистый. На бере..ках и ду..ках снежные хлопья. Надеваю пальто, ша..ку, варе..ки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугро.. . Беру лопа..ку и с радостью чищу доро..ку. Сколь..ко! Под сне..ком гла..кий ле.. .

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм.
– Назовите восклицательные предложения.

Проверка выполнения задания.

Дети! Вы молодцы, выполнили задание успешно

Физкультминутка

На моей руке пять пальцев,
Пять держальцев, пять хватальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.

Кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в ритме потешки. На последней строчке поочередно загибаются пальцы.

IV. Закрепление изученного.

Входит Бабушка-Загадушка.

Бабушка-Загадушка. Дорогие ребятки, отгадайте загадки. – Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Маленькие зверьки,
Серенькие шу..ки,
Черненькие гла..ки,
Остренькие зу..ки. (Мыши.)

Я стою на но..ке толстой,
Я стою на но..ке гла..кой,
Под коричневою ша..кой
С белой бархатной подкла..кой. (Гриб.)

Ну и молодцы же вы, ребятки,
Быстро отгадали все загадки.
А теперь скажите скороговорку:
Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются бумажки.
Ну и молодцы, ребята, хорошо
Потрудились и все отличились.

V. Итог урока (рефлексия )

Учитель раздает детям карточки с вопросами и фразами, которые нужно продолжить: «На уроке у меня получилось…», «Теперь я знаю…», «Я могу похвалить себя за…». Дети заполняют карточки.