Цель: пополнение знаний учащихся интересными сведениями о цветах.
Задачи:
- Развивать кругозор и любознательность учеников;
- Развивать познавательную активность;
- Формировать экологическую культуру обучающихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, экран.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир цветов , мы пополним наши знания интересными сведениями о них. И, надеюсь, вы будете еще внимательнее к окружающей нас живой природе.
Приложение 1, Слайд 1.
- “Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. (Л.Толстой)
- “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, – говорил великий сказочник Х.К.Андерсен.
Слайд 2.
Народная мудрость гласит: “Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям”.
Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств.
Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи видов их еще украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви к ним разных народов издавна являлись праздники цветов.
2. Праздники в честь цветов
Слайд 3.
В древней Греции устраивались праздники в честь гиацинтов и лилий, в Англии – в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции – в честь розы и фиалки, особенно ярко отмечаются праздники роз в Болгарии.
На Руси – праздник Ивана Купалы, когда из цветов плелись венки и гирлянды, а кульминационным моментом был поиск в ночном лесу таинственного огнецвета – цветка папоротника, который по легенде расцветал только в эту единственную ночь.
3. Пословицы и поговорки
Слайд 4.
- Цветы, что дети, уход любят.
- Где цветок, там и медок.
- Хорош цветок, да скоро вянет.
- На хороший цветок летит мотылек.
- На цвет и пчелки летят.
- И красивые цветики ядовитыми бывают
- Нет таких трав, чтобы узнать чужой нрав.
- Пока травка подрастает, много воды утечёт.
- Молодо-зелено.
4. Приметы
- “Цветы в доме вянут от раздора “.
- “Хорошо растут ? к добру”.
- “Перед дождем цветы сильнее пахнут”.
- “Видеть во сне, что рвёшь цветы, означает великое счастье”.
- “Жёлтые знаменуют трудности и препятствия”.
- “Красные цветы во сне означают болезнь
5. Загадки о цветах
Слайд 5.
1. И ограда в саду,
И закуска дрозду,
И от хвори настой
Душистый, густой… (шиповник).
2. Строга и зла красавица.
Когда к ней прикасаются. (Роза.)
3. Это растение куст, с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а цветки бывают всех оттенков от белого до темно – сиреневого. (Сирень.)
4. В название этого растения есть имя девочки, а цветет оно летом. (Анютины глазки.)
5. Название какого цветка – “вкусная конфета”. (Ирис.)
6. Ручьями очищается и хвоя, и валежник, и первым появляется в проталине… (Подснежник)
7. В траве густой, зелёной он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелёк
Но кто его не знает? Это... (Василёк.)
8. Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память. (Незабудка.)
6. Стихи о цветах
Слайд 6.
Из них венки плели невесты,
Их в школу девочки несли,
И у могил, порой безвестных,
Их вдовьи слезы долго жгли.
Растут, во все века любимы,
Их не убить, не затоптать.
Они, цветы, неистребимы,
Нам, несгибаемым, подстать.
(В. Сафонов)
Вопрос учителя. Что означает слово “цветок”? Слайд 7.
Цветок – это видоизмененный побег с укороченным стеблем, листья которого превратились в его отдельные части.
Венчик состоит из лепестков, окрашенных в различные цвета. Форма венчика чрезвычайно разнообразна, главное его назначение – привлекать своим цветом, запахом и нектаром опылителей.
Слайд 8. Мелкие цветы часто бывают собраны в соцветия разной формы:
- кисть
- колос
- початок
- зонтик
- корзинка
- метелка
- сложный колос
7. Злые и добрые травы (лекарственные растения). Слайд 9.
В песнях трава имеет особые поэтические названия: “травушка-муравушка”, “мурава духовитая”, “травка шелковая”, упоминали и злую, и горькую: “Полынька, полынька, травонька горькая, сама ты, злодейка, уродилася, заняла злодейка в саду местечко -место доброе, хлебородное”.
Лечение травами, с незапамятных времен входившее во врачебный обиход народа, возвращается и сегодня. Священные растения используют при совершении обрядов: купальницей устилают баню в Иванову ночь, из березы, барвинка плетут венки.
Крапиву – жгучую траву боится нечисть. На Иванову ночь посреди деревни кладут огромную кучу крапивы, чтобы ведьмы не зашли в деревню, а утром через нее прогоняли скотину. Крапиву вешали на ворота, на наличники, на крыльцо, не пуская тем самым злых духов домой.
Цветы ромашки от многих внутренних болезней целебны. Они красоту волосам и лицу придают. Что цветок сулит, то и сбывается в приговоре: “Любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, своей назовет”.
Слайд 10.
– На нашей поляне растут лекарственные цветы. Назовите их. (Василёк, одуванчик, зверобой, первоцвет, подснежник, иван-чай)
– Какие лекарственные растения знаете вы?
Слайд 11. Крапива
Применение в медицине
В народной медицине используют отвар, свежий сок, сухой порошок, как антисептическое средство для лечения ран и хронических язв; как средство для укрепления волос; как мочегонное, отхаркивающее, тонизирующее, поливитаминное.
Свежие листья, порошок прикладывают к долго не заживающим кровоточащим ранам. Свежий сок используется как противоядие при укусах пчел и змей, а также в качестве дезинфицирующего средства.
Салат из крапивы с яйцом.
Промытые листья (150 г) кипятить в воде в течение 5 мин, откинуть на дуршлаг, измельчить, заправить солью, уксусом, сверху украсить ломтиками сваренного вкрутую яйца, полить сметаной (20 г).
Щи зеленые с крапивой.
Молодую крапиву (150 г) варить в воде в течение 3 мин, откинуть на дуршлаг, пропустить через мясорубку и тушить с жиром (10 г) 10–15 мин. Мелко нарезанную морковь (5 г), петрушку (5 г) и репчатый лук (20 г) спассеровать на жире. В кипящий бульон или воду (600–700 мл) положить крапиву, пассерованные овощи и варить 20–25 мин. За 10 мин до готовности добавить щавель (50 г), зеленый лук (15 г), лавровый лист, перец и соль (по вкусу). При подаче на стол заправить сметаной (15 г).
Слайд 12. Календула
Применение в медицине
Цветки. Настой, настойка (внутрь) – при гастрите, язвенной болезни желудка наружно (в виде полосканий) – при болезнях полости рта , при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, ангинах.
Настойка, настой, мазь – как противовоспалительное и ранозаживляющее средство при ушибах, ссадинах, мелких ранах.
Напиток из календулы.
Сушеную календулу (50 г) варить в воде (2 л) в течение 30 мин, оставить в закрытой посуде для настаивания на 12 ч, процедить через сито или марлю, добавить сок калины (500 мл) и мед (200 г). Перемешать и разлить в бутылки. Хранить в прохладном месте.
Опрос домашнего задания.
8. У каждого из нас есть самый любимый цветок (легенды)
Слайд 13.
Во все времена все народы отдавали ей предпочтение, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен, о ней создавалось столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно написать целые тома.
В древней Индии существовал закон, по которому каждый, принесший царю этот цветок, мог просить у него все, чего только пожелает. Этими цветами греки усыпали путь возвращающегося с войны победителя и убирали его колесницу. Ими же убирали тела и гробницы умерших.
В России этот цветок начали разводить при Петре I и Екатерине II.
Если вы не догадались, какой это цветок, возьмите картинки и сложите их правильно. Вы увидите изображение этого цветка.
Слайд 14. Легенды о цветах
Было на Руси время, когда люди не знали этого цветка. И вот случилось так, что проводила своего друга одна девушка на сечу. Ушел он громить Орду татарскую, да и пропал без вести. Долго ждала девушка суженого – не ведала беды. Не знала, что стрела басурманская сразила добра молодца в чистом поле.
Ветры буйные шумели над могилой храброго русича, и когда разыскала её наконец девушка, засветились вокруг цветы луговые взором ласковым сквозь тьму непроглядную. Похожи были цветы на девичьи глаза.
Цветы эти кажется сама простота. Пестрые бархатистые лепестки словно зовут к себе, манят и одновременно как испуганные. Невзначай потревоженные. Белый цвет в венчиках – цвет надежды. Жёлтый – удивления. Фиолетовый– печали. Все три периода человеческой жизни.
Назовите растение, о котором эта легенда. (Анютины глазки)
Слайд 15.
По древнему поверью, этот цветок славит первый из двенадцати подвигов Геракла.
В темном лесу жил жестокий лев, он приносил много бед жителям Немейской долины. Никто не осмеливался убить льва, и только храбрый Геракл совершил этот подвиг.
“Я создам цветок”, – сказала мудрая Флора, – который всегда будет напоминать людям разодранную пасть немейского льва и подвиг Геракла”. Так появился на земле цветок под названием…
Пережив героев и богов, раскрывает он под жарким солнцем свой зев, чтобы угостить сладким нектаром … (шмелей и ос) (Львиный зев)
Слайд 16.
Этот цветок – уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени.
Валерий Чкалов, отправляясь в полет через Северный полюс в Америку, взял с собой в кабину самолета букет из этих цветов, и, в знак доброго расположения, преподнес их первым встретившим его американцам как привет из России.
Согласно древнеримской легенде цвели будто бы эти цветы посреди хлебного поля и люди даже не замечали их. И вот однажды Церера– богиня жатвы и земледелия, обходя свои владения, услышала, как они сетовали:
– Дай нам колоски с зернами, чтобы слились мы с хлебными колосьями. Или позволь нам расти отдельно.
– Нет! – ответила строгая Церера.– Я поместила вас среди хлебного поля за тем, чтобы всегда напоминали землепашцам о милости неба, дарующего им хлеб!
Возгордились они и внушили людям, будто прячут в своих цветках маленького и хитрого полевика, который зорко следит за жнецами. (Василек)
Слайд 17.
В переводе с латинского этот цветок означает – “меч”, и потому у римлян он
считался цветком гладиаторов. Одна из легенд рассказывает о том, как появился
цветок на земле.
Шла война между римлянами и фракийцами. Победа досталась римлянам. Жестокий
римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в
гладиаторов. Тоска по родине связала двух юношей-пленников Сента и Тереса
крепкой дружбой. Желая развлечь публику, жестокий полководец заставил двух
друзей сражаться друг против друга, обещая победителю награду – возвращение на
родину, то есть то, ради чего они готовы были отдать жизнь. На ратное зрелище
сошлись любопытные. Затрубили трубы, призывая отважных к битве, но Сент и Терес
воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями. Их
предали смерти. Но как только тела коснулись земли, из рукоятей их мечей
расцвели высокие прекрасные цветы. В честь благородных гладиаторов назвали эти
цветы….. И до сих пор они являются символом верности, благородства, памяти.
Эти цветы – одни из самых любимых осенних цветов. Высокое стройное растение с
красивыми, как у лилий, цветами, собранными в два ряда в заостренный, прямой
колос. Листья, длинные, узкие, торчат как острые шпаги. Это растение поэтому
часто называют шпажником, а алые соцветия некоторых сортов подобны капелькам
застывшей крови. (гладиолус)
Слайд 18. Легенда о ромашке
Давным-давно жила на свете Девушка. Имя ее уже забылось. Она была прекрасной, скромной и нежной. И был у нее любимый человек – Роман.
Каждый день влюбленные проводили вместе. Роман любил дарить своей Девушке подарки. Однажды принес он своей любимой цветок – нигде такого раньше не встречали. Девушка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный – вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки. Любовь и нежность исходила от цветка. Он сказал, что этот цветок ему приснился а, когда проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка предложила назвать этот цветок Ромашкой – по ласковому имени Романа, и молодой человек согласился. Девушка сказала: “И почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберешь целый букет в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!”
Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой. Долго он искал эти цветы. Наконец нашел на краю света , в Царстве снов. Царь снов предложил ему обмен – Роман остается навсегда в его царстве, а тот дарит его Девушке поле цветов. Молодой человек согласился. Ведь ради любимой он был готов на все!
Девушка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточного…
Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда Девушка, что жив ее Ромашек, но далеко он, не увидеть его больше!
Девушка подарила людям цветы Ромашки. Люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них.
9. Цветочный кроссворд (практическая работа) Слайд 19.
По горизонтали:
1. Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик)
2. Меня называют царицей цветов
За цвет и за запах моих лепестков,
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто ж не простит мне колючих шипов? (Роза)
3. Ковёр цветастый на лугу,
Налюбоваться не могу.
Надел нарядный сарафан
Красивый бархатный ...(Тюльпан)
4. Как зовут меня, скажи?
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый ... (Василёк)
5. Выросла бочка,
В ней крупы
Как звёзд ночкой. (Мак)
По вертикали
1. Белые горошки
Вырос На зеленой ножке. (Ландыш)
2. На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
3. Знакома с детства каждому
Их белая рубашка.
С срединой ярко-желтою
Веселая ... (Ромашка)
4. Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы – однофамильцы
С мелкими гвоздями. (Гвоздика)
5. Голубым всё поле стало,
Словно небо вниз упало. (Лён)
6. Он на стражника похожий,
Словно клумбу стал стеречь,
Очень яркий и весёлый,
По латыни значит “МЕЧ”. (Гладиолус)
(Кукушкины слёзки)
Слайд 20. Кукушкины слёзки
Говорят, когда-то кукушка из-за чего-то очень расстроилась или на кого-то очень обиделась. И от горя или обиды стала плакать.
Слезы падали на листья ятрышника и оставляли на них красновато-ржавые пятна. С тех пор это растение с пятнистыми листьями стали называть “кукушкины слезки”.
Цветки у ятрышника не белые, а лиловые или светло-красные, исчерченные темными полосками, которые как бы указывают насекомым путь к нектару.
Корень растения подобен двум соединенным рукам: нежной женской и сильной мужской. Колдуны использовали для пробуждения любви. Корень носили на себе в виде амулета для возбуждения к себе симпатии, любви; считалось, что он очень помогает при супружеском несогласии.
10.В мире интересного. Раффлезия Арнольди
Слайд 21.
В 1818 г. натуралист-исследователь доктор Жозеф Арнольди в сыром тропическом лесу на далеком острове Суматра обнаружил удивительный цветок.
Слайд 22. Эдельвейс
Говорят, что этот редкий цветок может увидеть лишь однажды тот, кто сможет душой сродниться с отвесными скалами и сумеет преодолеть трудности, подстерегающие в горах на каждом шагу, ночевать на заснеженных перевалах, чье сердце будет открыто людям.
Эдельвейсом покоряют сердца самых недоступных красавиц.
Слайд 23. Цветочные часы.
Вы видите: идут Цветочные часы...
В пять – маки зори льют по капелькам росы,
В шесть – озаряет день Льна голубой цветок,
Фиалка вспыхнет в семь, в восьмом часу – вьюнок.
11. Символика городов
Слайд 24. Город Салават
Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков – семь родов, положивших начало единению народов Башкортостана. На территории одного из семи этих родов – рода Юрматы – расположен город Салават.
Стилизованное изображение газгольдера символизирует нефтехимическое производство, которое является градообразующим. Город своим рождением, развитием, многими достижениями обязан нефтехимическому предприятию, которое является одним из крупнейших в стране и играет важную роль в экономике города.
На основном поле расположены всадник и сокол, олицетворяющие вечное стремление к свободе национального героя башкирского народа – Салавата Юлаева, чьим именем назван город и где имеется памятник, посвященный ему.
Слайд 25. Город Шелехов
Символика герба читается так:
Символ места – сибирский цветок Жарок.
Символ имени – промысловая шхуна Галиот.
Символ земли Иркутской – сильный бапр.
Голубой цвет – цвет морских просторов и мечты о чистом небе над городом.
Оранжевый цвет – цвет червонного золота, цвет богатства и благородства людей.
Красный цвет – цвет борьбы, свободы, тревоги.
Белый цвет – цвет чистоты помыслов.
Серебристый цвет – цвет чести и достоинства.
12.Сказочные цветы
Слайд 26
Растут на моей поляне и сказочные цветы.
Назовите, в каких сказках вы встречались с такими необыкновенными цветами?
Как они помогали героям сказок? (Мак, роза, сирень, клевер,…)
Проверка домашнего задания.
13.Красная книга
Слайд 27
Не забывайте о том, что цветы могут плакать. Они “кричат”, просят помощи и защиты у людей. Ведь появились цветы, которые занесены в Красную книгу. Какие цветы просят помощи, назовите их? (Венерин башмачок, ландыш, кувшинка.)
Назови ещё растения из Красной книги.
14. Заключительное слово учителя. Подведение итогов мероприятия
Слайд 28
Берегите цветы!
Они нужны.
Они – как нежность,
Как любовь, как дети.
Сильнее зла,
Сильней всего на свете,
Сильнее смерти
И сильней войны.
Цветы, как люди
На добро щедры.
И, щедро нежность
Людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.