Цель урока:
Образовательная:
- познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и с деятельностью Государственных Дум в 1906 – 1917 гг.;
- рассмотреть историю и деятельность Государственных Дум на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней;
- показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России.
Развивающаяся:
- формировать у учащихся навыки политической деятельности как граждан Российской Федерации.
Воспитательная:
- обсудить проблему участия граждан в политической жизни страны;
- нравственный выбор молодого поколения в соотношении цели и средств для ее достижения (активное и пассивное участие в политической жизни страны);
- воспитание политической культуры молодежи.
Оборудование:
- проектор, компьютер, комплект раздаточного материала, листы с текстами, портреты политических деятелей, слайд-фильм “Российский парламентаризм”.
Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования.
План урока.
- История развития парламентаризма в России. Высшие законодательные органы России (1906 – 1917 годы).
- История развития парламентаризма после распада Советского Союза. Государственные Думы 1-го – 5-го созывов.
- Характеристика предвыборной кампании в 6-ую Государственную Думу.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||
Вступление. В преддверии выборов в Государственную Думу 6-го созыва, которые состоятся 4 декабря 2011 года, серьезно встает вопрос развития истории парламентаризма в России, деятельности Государственных Дум до революции октября 1917 года и роли и места органов народного представительства в политической системе современной России. Сегодня на уроке мы вспомним, как начиналась история парламентаризма, обсудим действие Государственных Дум 1-го, 2-го, 3-го, 4 –го и 5-го созывов и поговорим о предвыборной кампании в Государственную Думу 6-го созыва. |
|||||||||||||||||||||
Начало российского парламентаризма. 105 лет назад – 27 апреля 1906 года в Санкт-Петербурге – тогдашней столице российской империи состоялось историческое событие: начала работу I Государственная Дума. С этого момента отсчитывается история российского парламентаризма. К этому знаменательному событию Россия шла без малого 100 лет, если за точку отсчета брать проект государственного преобразования России М.М.Сперанского. |
1. Вспоминают известную информацию по
теме. 2. Заполняют таблицу “Первые
|
||||||||||||||||||||
Вопрос перед началом просмотра слайд-фильма: Каков опыт деятельности Государственных Дум начала XX века? Приложение № 1. История и развития парламентаризма в России, деятельность Государственных Дум в1906 – 1917 гг. Электронное учебное пособие “История России XX – начало XXI века” ДРОФА |
3. Составляют схему высших
законодательных органов России.
Учащиеся отвечают на вопросы, используя материалы слайд-фильма и знания, полученные на уроках раньше. |
||||||||||||||||||||
Беседа по материалам слайд-фильма. - Какой вопрос Государственной Думы был центральным? (аграрный) - Каковы были проекты по решению в России аграрного вопроса? (проекты трудовиков и кадетов) - Каким образом и когда был решен этот вопрос? (3-я Госдума, Столыпинская аграрная реформа) - О каких тенденциях политической жизни России свидетельствует создание Прогрессивного блока? (Николай II и царское правительство с 1915 года практически прекратили конструктивное взаимодействие с законодательными палатами) |
Опыт деятельности Государственных Дум начала XX века показал, как важно для общества и для государства иметь эффективно функционирующий институт власти, который представляет и отстаивает интересы различных слоев и групп социума. Этот опыт имел и позитивные и негативные стороны: | ||||||||||||||||||||
Предполагаемый результат первого
этапа урока: - Устойчивый результат по первому пункту плана; - Формулировка ответа на основной вопрос:
|
Негативная сторона: Сильная зависимость от самодержавия; Дума играла важную роль в разделении властей, но исполнительная власть блокировала развитие этого института; Были предложения изменить статус Думы, превратить ее в законосовещательное представительство; О существовании независимой представительной ветви власти в царской России говорить не приходится. Позитивная сторона: Благодаря Государственной Думе в Российской империи были приняты прогрессивные, по тем временам, законы по развитию народного образования Дальнейшее развитие получило трудовое (рабочее) законодательство; В преддверии Первой мировой войны Государственная Дума активно участвовала в увеличении государственных ассигнований на перевооружение российской армии и флота; Дума имела полномочия рассматривать и утверждать ежегодный государственный бюджет; В Думе сформировались такие атрибуты современного парламентаризма, как партийные фракции, запросы депутатов Правительству, выступления премьеров с правительственными декларациями, гласность думских пленарных заседаний; Благодаря Думе Временное правительство полностью уравняло женщин в правах с мужчинами, что было невиданным достижением демократии во всем мире; Довольно успешно в России за этот период шло становление политического компромисса; Формирование Думы на многопартийной основе способствовало развитию многопартийности в России, демократической политической культуре в обществе, культивировало толерантности отношений между различными политическими силами и социальными стратами. Становление и развитие российского парламентаризма происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти; Приобретение опыта взаимодействия между исполнительной властью – т.е. правительством и представительной – т.е. Думой. |
||||||||||||||||||||
2. История развития парламентаризма
после распада Советского Союза. Анализ работы 1-й,
2-й, 3-е, 4-й и 5-й Государственных Дум. 2.1 Исторические условия работы Государственных Дум Российской Федерации (Электронное учебное пособие “История России XX – начало XXI века” ДРОФА). Приложение 2. 2.2 Работа группами (каждая группа учащихся представляет одну Государственную Думу). 2.3 Учитель формулирует наводящие и проблемные вопросы; 2.4 Организует групповое размышление по проблемам данного вопроса: деятельность Государственных Дум на каждом этапе (что предполагали, что получилось, не получилось – почему?) Предполагаемый результат второго этапа: Ребята представляют историческую обстановку работы каждой из Дум; Обобщенные и систематизированные знания Учатся анализировать, обобщать, делать выводы; Составляют таблицу по схеме:
|
Ребята работают по группам,
сформированных заранее. Презентации.
Приложение № 3, 4, 5, 6, 7. (каждое приложение на Думу одного созыва) Анализируют материал по схеме: - Государственная Дума, годы деятельности - Партия, получившая наибольшее число мандатов - Фракции, созданные по итогам выборов - Председатель Государственной Думы (справка) - Заполняют свою страничку по данной схеме.
Ребята представляют презентацию на каждую партию по плану:
|
||||||||||||||||||||
3. Характеристика предвыборной
кампании в Государственную Думу 6-го созыва. Представлены партии: |
|||||||||||||||||||||
Представители партий вступаю в дебаты,
доказывают, почему их партия должна быть
представлена в Государственной Думе. Предполагаемый результат третьего этапа:
|
Выполнение заданий по теме. Цель: закрепление материала урока. Приложение №9
|
||||||||||||||||||||
Заключение.
|
Ребята анализируют свою работу на уроке, выявляют, что получилось, что получилось не совсем хорошо, почему?. |
- Приложение. Госдума 1-го созыва
- Приложение. Госдума 2-го созыва
- Приложение. Госдума 3-го созыва
- Приложение. Госдума 4-го созыва
- Приложение. Госдума 5-го созыва
Литература
- Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.Минаков, Ю.А.Петров. История Отечества XX – начало XXIвека. Учебник для 11 класса общеобразовательных заведений. М.”русское слово”, 2008 год
- В.П.Островский, А.И.Уткин. История России XX век. 11 класс:, учебник для общеобразовательных заведений, М.Дрофа, 2009 год
- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина, М. 2010 г.
- Данилов А.А., история России, XX век: справочные материалы. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007 год
- Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века. Научный редактор В.Кривошеев, Москва, “Русское слово” 2003 год
- И.И.Ионов. Российские цивилизации IX – XX вв. М. “Просвещение”, 2007 год
- История Отечества в портретах политических и государственных деятелей под ред. Д.и.н., профессора Леванова Б.В.
- Политические партии России. Справочник. МГУ им. М.В.Ломоносова, Брянск “Грани”, 2005 год
- Ресурсы сайт-интернета