1. Пояснительная записка
“Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. (В.А. Сухомлинский)
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.
Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе.
Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. А так как адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, то резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только нам обычно видна лишь надводная часть айсберга – поведение. А если бы мы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Если присмотреться повнимательней к ребенку, то сложно понять: он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой.
Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома. Дошкольное учреждение должно создавать максимально комфортные условия для пребывания ребёнка и дальнейшего развития малыша.
В жизни каждого человека есть масса событий, запомнившихся надолго. Само воспоминание может нести как позитив, так и негатив. Поэтому, очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении, стал для ребёнка положительным при поддержке не только родителей, но и в единстве с педагогами ДОУ.
Основная форма реализации данной программы – цикл игровых занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.
Цикл рассчитан на 4 темы по 3 занятия в каждой теме. Всего 12 занятий. Каждое занятие проводится в 2-3 этапа.
Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно – игровым сюжетом. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется психологом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Продолжительность занятий: 20 минут (тематически итоговое – 30 минут) Эффективный режим проведения: 2 раза в неделю.
Наполняемость группы: 5-7 человек.
Каждое из занятий повторяется по 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Методы:
- Игротерапия (игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки», «догонялки»)
- Элементы психогимнастики;
- Элементы арт-терапии: рисование
- Элементы танцевальной терапии;
- Элементы сказкотерапии.
Структура занятия:
Основные части занятия |
Время |
Наименование составных частей |
Повторяемость |
I |
2 мин. |
Приветствие |
Каждое занятие |
II |
5 мин. |
Упражнение на установление контакта взглядов/физического контакта/обмена эмоциями |
Каждое занятие |
III |
1 мин. 10 мин. 10 мин. |
Основная часть:
|
1 раз в три занятия Каждое занятие 1 раз в тему |
IV |
2 мин. |
Прощание |
Каждое занятие |
2. Цель и задачи программы, её место в образовательном процессе
2.1. Цель освоения программы: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
2.2. Задачи:
Диагностические:
- Определение уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению;
- Организация коррекционно-развивающей среды для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период;
- Определение динамики адаптационных возможностей через систему комплексных занятий по данной программе;
- Обеспечение методической и практической поддержки родителей и педагогов.
Воспитательные:
- Воспитание доброжелательного отношения детей к сверстникам;
- Воспитание доверительного отношения к сверстникам и взрослым;
- Воспитание доброго отношения к природе, животному миру.
Коррекционно-развивающие:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду:
- Помочь ребёнку увидеть в сверстнике – человека;
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающему миру;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- Обучение действовать по показу и словесной инструкции.
Консультационно-профилактические:
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей по заявленным проблемным вопросам;
- Проведение консультаций для педагогов по проблемным вопросам;
- разработка практических и методических рекомендаций для педагогов и родителей.
2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе
Занятия проводятся в первые два месяца: сентябрь-октябрь, согласно годовому плану психолога. Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми происходит неравномерно), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года. Представленные занятия можно реализовывать через групповую и подгрупповую форму работы с детьми, элементы занятия возможно использовать в индивидуальной работе и включать в режимные моменты.
В случаях сохранения низкого уровня адаптации, рекомендуется продолжение коррекционно-развивающей работы и поддерживающих мер до окончания адаптационного периода в форме индивидуальной и подгрупповой работы.
3. Требования к уровню освоения содержания программы
Высокий уровень адаптированности ребёнка:
- преобладание радостного или устойчиво-спокойного эмоционального состояния;
- активное контактирование со взрослыми, детьми, окружающими предметами;
- быстрая адаптация к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Продолжение работы см. в Приложении 1.
Приложение и конспекты занятий см. в Приложении 2.