Программа "Психологическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации"

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Пояснительная записка

“Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. (В.А. Сухомлинский)

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе.

Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. А так как адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, то резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только нам обычно видна лишь надводная часть айсберга – поведение. А если бы мы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Если присмотреться повнимательней к ребенку, то сложно понять: он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой.

Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома. Дошкольное учреждение должно создавать максимально комфортные условия для пребывания ребёнка и дальнейшего развития малыша.

В жизни каждого человека есть масса событий, запомнившихся надолго. Само воспоминание может нести как позитив, так и негатив. Поэтому, очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении, стал для ребёнка положительным при поддержке не только родителей, но и в единстве с педагогами ДОУ.

Основная форма реализации данной программы – цикл игровых занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Цикл рассчитан на 4 темы по 3 занятия в каждой теме. Всего 12 занятий. Каждое занятие проводится в 2-3 этапа.

Все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно – игровым сюжетом. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется психологом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.

Продолжительность занятий: 20 минут (тематически итоговое – 30 минут) Эффективный режим проведения: 2 раза в неделю.

Наполняемость группы: 5-7 человек.

Каждое из занятий повторяется по 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.

Методы:

  1. Игротерапия (игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки», «догонялки»)
  2. Элементы психогимнастики;
  3. Элементы  арт-терапии:  рисование
  4. Элементы танцевальной терапии;
  5. Элементы сказкотерапии.

Структура занятия:

Основные части занятия

Время

Наименование составных частей

Повторяемость

I

2 мин.

Приветствие

Каждое занятие

II

5 мин.

Упражнение на установление контакта взглядов/физического контакта/обмена эмоциями

Каждое занятие

III

 

1 мин.

10 мин.

10 мин.

Основная часть:

  1. Введение тематического персонажа
  2.  Повтор игр, новая игра
  3. Совместная деятельность детей

 

1 раз в три занятия

Каждое занятие

1 раз в тему

IV

2 мин.

Прощание

Каждое занятие

2. Цель и задачи программы, её место в образовательном процессе

2.1. Цель освоения программы: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

2.2.  Задачи:

Диагностические:

  1. Определение уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению;
  2. Организация коррекционно-развивающей среды для своевременного разрешения детских трудностей, возникающих в адаптационный период;
  3. Определение динамики адаптационных возможностей через систему комплексных занятий по данной программе;
  4. Обеспечение методической и практической поддержки родителей и педагогов.

Воспитательные:

  1. Воспитание доброжелательного отношения детей к сверстникам;
  2. Воспитание доверительного отношения к сверстникам и взрослым;
  3. Воспитание доброго отношения к природе, животному миру.

Коррекционно-развивающие:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду:
  2. Помочь ребёнку увидеть в сверстнике – человека;
  3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  4. Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  5. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  6. Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающему миру;
  7. Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  8. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  9. Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  10. Обучение  действовать по показу и словесной инструкции.

Консультационно-профилактические:

  1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей по заявленным проблемным вопросам;
  2. Проведение консультаций для педагогов по проблемным вопросам;
  3. разработка практических и методических рекомендаций для педагогов и родителей.

2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе

Занятия проводятся  в первые два месяца: сентябрь-октябрь, согласно годовому плану психолога. Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми происходит неравномерно), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года. Представленные занятия можно реализовывать через групповую и подгрупповую форму работы с детьми, элементы занятия возможно использовать в индивидуальной работе и включать в режимные моменты.

В случаях сохранения низкого уровня адаптации, рекомендуется продолжение коррекционно-развивающей работы и поддерживающих мер до окончания адаптационного периода в форме индивидуальной и подгрупповой работы.

3. Требования к уровню освоения содержания программы

Высокий уровень адаптированности ребёнка:

  1. преобладание радостного или устойчиво-спокойного эмоционального состояния;
  2. активное контактирование  со взрослыми, детьми, окружающими предметами;
  3. быстрая адаптация к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Продолжение работы см. в Приложении 1.

Приложение и конспекты занятий см. в Приложении 2.