В классе обучаются дети с заболеваниями верхних дыхательных путей. Одна из особенностей детей – при полном сохранном интеллекте труднее дается выполнение заданий на запоминание, на выражение своих мыслей.
В классах, где обучаются дети с заболеваниями верхних дыхательных путей, особую актуальность приобретают логопедические занятия по преодолению нарушений речи. Ведь важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Поскольку дыхание, словообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания и уточнение артикуляции проводятся на занятиях одновременно в форме логопедической зарядки, которая помогает детям успешно преодолеть недостатки речи.
Необходимость совместной работы учителя и логопеда на уроках продиктована тем, что занятия с детьми, имеющими заболевания верхних дыхательных путей, в обязательном порядке должны включать в себя упражнения для развития жизненного дыхания и упражнения для развития речевого дыхания. Применение дыхательных упражнений открывает возможности для лечения больных детей, а правильное речевое дыхание, четкая артикуляция – основа для развития правильной речи.
В работе с детьми, имеющими заболевания верхних дыхательных путей, был использован дидактический тип интегративных связей. Вид уроков – последовательная интеграция.
На уроке используются следующие виды работ:
- упражнения творческого характера;
- дифференциация заданий по группам;
- логопедическая зарядка.
Цель педагога на уроках – повышение интереса к изучению русского языка при помощи активных методов обучения; адаптация детей с ослабленным здоровьем к процессу обучения.
Цель логопеда на уроках – создать с помощью логопедических упражнений и приемов такие условия для развития речи у детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, которые наиболее эффективно помогут им преодолеть недостатки речи и станут предпосылками для ее успешного развития.
Задачи педагога:
- формирование умений и навыков. Необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;
- воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
Задачи логопеда:
- развитие общей моторики и речевого аппарата;
- развитие нижнедиафрагмального дыхания;
- дифференциация ротового и носового дыхания.
Данный бинарный урок является коррекционным, поэтому поставленные цели направлены на коррекцию у учащихся внимания, речи, мышления, зрительной памяти. Для достижения поставленных задач используются различные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. Для проверки правильности восприятия материала, создания условий для активной мыслительной работы используется опросно-ответная форма обучения – беседа.
Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения, т.е. предусматривается планирование различных типов урока.
Данный тип урока – урок закрепление знаний.
Цели:
- формирование навыка правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне;
- добиться успешности учащихся в овладении речью путем применения логопедической зарядки.
Задачи:
- выведение алгоритма правильного написания безударной гласной в корне;
- формирование и закрепление интереса к русскому языку через создание атмосферы комфорта и сотрудничества на уроке;
- совершенствовать навыки межличностного общения;
- развитие творческих способностей, мышления детей;
- развитие нижнедиафрагмального дыхания;
- дифференциация ротового и носового дыхания;
- развитие речевого аппарата.
Методы и приемы, используемые на уроке:
- деятельностный подход;
- элементы театрализации (появление солдата из сказки “Каша из топора”);
- групповая форма работы;
- дифференциация заданий по группам;
- логопедическая зарядка.
Оборудование:
- дифференцированные карточки с заданиями для работы;
- алгоритм правильного написания гласной в корне;
- опорные таблицы с графическим изображением упражнений по дыхательной гимнастике.
- презентация.
Ход урока
Минуты вхождения в урок. (Дети стоят в кругу)
Логопед: “Ребята! Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте поставим правильное речевое дыхание и разомнем наш язычок”.
1). Релаксация и дыхательная гимнастика.
- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: “ы-ы-ы”.
- А сейчас превратимся в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: “и-и-и”.
(Инструкция перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).
2). Артикуляционная гимнастика.
- Статические упражнения для языка: “чашечка”, “иголочка”, “горка” (чередование).
- Динамические упражнения для языка: “маятник”, “качели” (по 6 раз).
- Массаж языка: покусывание языка при движении его вперед-назад (по 6 счетов).
Оргмомент.
Учитель: “Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Сегодня на уроке я предлагаю вам не только расширить знания по русскому языку. Но и побыть в роли доктора. Каждый из вас внимательно будет следить за своим и нашим здоровьем и давать нужные рекомендации.
Я приготовила различные лекарственные препараты. Они непременно помогут нам сохранить и укрепить здоровье. Согласны все это использовать в течение урока?
А тогда как же без помощи лекарств можно на уроке укреплять здоровье? Приступим к работе используя все ваши рекомендации.( 1 слайд – улыбка)
Постановка проблемы
Пруд, глаз, сугроб, река, лед. (2 слайд)
- какое слово лишнее? Докажите. (река - проверяемая безударная гласная)
- так над какой темой урока мы будем работать?
Формулирование темы и цели урока
(Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.)
- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?( 3 слайд)
(Учиться находить безударную гласную в корне и подбирать проверочные слова.)
- Какие гласные требуют проверки? (а, о, е, и, я) (4 слайд)
- Когда их надо проверять? (в безударном слоге)
- Почему? (Они находятся в слабой позиции, слышатся неясно)
- Как надо проверять? (Изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный звук стал ударным)
- открываем тетради и записываем число. Минутка чистописания. (5 слайд)
- Какие слова у нас связаны ниточкой?
Создание алгоритма (6 слайд)
- Игра родственные слова. (7-8 слайд)
Слова слиплись, раздели их. Как называют эти слова? Выдели корень, поставь ударение. Слово лес ещё является проверочным к этим словам. Разбери по составу слова: лесок, лесник.
- Cпиши слова и подбери проверочные. (9-10 слайды)
- Проверяем сигнальными карточками.
- Составь предложение из слов. Запиши. Подчеркни основу. Главные члены предложения. Проверим. (11-12 слайд)
- Почему я выделила эти буквы в словах?(Безударные гласные.Проверим)
Физ. Минутка (13 слайд) Логопед.
- Отгадай загадку. Запиши и вставь пропущенные буквы. (14 слайд) Взаимопроверка.
Проверим сигнальными карточками.
- Выполним следующее задание. (15 слайд)
Проверка. Один ученик объясняет.
Домашнее задание.
Итог.
- Над какой орфограммой работали?
- Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
- Здоровье мы сохраняли? Держали правильно осанку, выполняли логопедические задания, гимнастику.
Релаксация логопед.
Молодцы! Спасибо за урок!