Бинарный урок русского языка по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне". 2–3-й классы

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


В классе обучаются дети с заболеваниями верхних дыхательных путей. Одна из особенностей детей – при полном сохранном интеллекте труднее дается выполнение заданий на запоминание, на выражение своих мыслей.

В классах, где обучаются дети с заболеваниями верхних дыхательных путей, особую актуальность приобретают логопедические занятия по преодолению нарушений речи. Ведь важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Поскольку дыхание, словообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания и уточнение артикуляции проводятся на занятиях одновременно в форме логопедической зарядки, которая помогает детям успешно преодолеть недостатки речи.

Необходимость совместной работы учителя и логопеда на уроках продиктована тем, что занятия с детьми, имеющими заболевания верхних дыхательных путей, в обязательном порядке должны включать в себя упражнения для развития жизненного дыхания и упражнения для развития речевого дыхания. Применение дыхательных упражнений открывает возможности для лечения больных детей, а правильное речевое дыхание, четкая артикуляция – основа для развития правильной речи.

В работе с детьми, имеющими заболевания верхних дыхательных путей, был использован дидактический тип интегративных связей. Вид уроков – последовательная интеграция.

На уроке используются следующие виды работ:

- упражнения творческого характера;

- дифференциация заданий по группам;

- логопедическая зарядка.

Цель педагога на уроках – повышение интереса к изучению русского языка при помощи активных методов обучения; адаптация детей с ослабленным здоровьем к процессу обучения.

Цель логопеда на уроках – создать с помощью логопедических упражнений и приемов такие условия для развития речи у детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, которые наиболее эффективно помогут им преодолеть недостатки речи и станут предпосылками для ее успешного развития.

Задачи педагога:

  • формирование умений и навыков. Необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;
  • воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.

Задачи логопеда:

  • развитие общей моторики и речевого аппарата;
  • развитие нижнедиафрагмального дыхания;
  • дифференциация ротового и носового дыхания.

Данный бинарный урок является коррекционным, поэтому поставленные цели направлены на коррекцию у учащихся внимания, речи, мышления, зрительной памяти. Для достижения поставленных задач используются различные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. Для проверки правильности восприятия материала, создания условий для активной мыслительной работы используется опросно-ответная форма обучения – беседа.

Процесс коррекционного обучения требует разнообразия не только в применении методов, но и в организации различных форм обучения, т.е. предусматривается планирование различных типов урока.

Данный тип урока – урок закрепление знаний.

Цели:

  • формирование навыка правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне;
  • добиться успешности учащихся в овладении речью путем применения логопедической зарядки.

Задачи:

  • выведение алгоритма правильного написания безударной гласной в корне;
  • формирование и закрепление интереса к русскому языку через создание атмосферы комфорта и сотрудничества на уроке;
  • совершенствовать навыки межличностного общения;
  • развитие творческих способностей, мышления детей;
  • развитие нижнедиафрагмального дыхания;
  • дифференциация ротового и носового дыхания;
  • развитие речевого аппарата.

Методы и приемы, используемые на уроке:

  • деятельностный подход;
  • элементы театрализации (появление солдата из сказки “Каша из топора”);
  • групповая форма работы;
  • дифференциация заданий по группам;
  • логопедическая зарядка.

Оборудование:

  • дифференцированные карточки с заданиями для работы;
  • алгоритм правильного написания гласной в корне;
  • опорные таблицы с графическим изображением упражнений по дыхательной гимнастике.
  • презентация.

Ход урока

Минуты вхождения в урок. (Дети стоят в кругу)

Логопед: “Ребята! Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте поставим правильное речевое дыхание и разомнем наш язычок”.

1). Релаксация и дыхательная гимнастика.

- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: “ы-ы-ы”.

- А сейчас превратимся в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: “и-и-и”.

(Инструкция перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

2). Артикуляционная гимнастика.

- Статические упражнения для языка: “чашечка”, “иголочка”, “горка” (чередование).

- Динамические упражнения для языка: “маятник”, “качели” (по 6 раз).

- Массаж языка: покусывание языка при движении его вперед-назад (по 6 счетов).

Оргмомент.

Учитель: “Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Сегодня на уроке я предлагаю вам не только расширить знания по русскому языку. Но и побыть в роли доктора. Каждый из вас внимательно будет следить за своим и нашим здоровьем и давать нужные рекомендации.

Я приготовила различные лекарственные препараты. Они непременно помогут нам сохранить и укрепить здоровье. Согласны все это использовать в течение урока?

А тогда как же без помощи лекарств можно на уроке укреплять здоровье? Приступим к работе используя все ваши рекомендации.( 1 слайд – улыбка)

Постановка проблемы

Пруд, глаз, сугроб, река, лед. (2 слайд)

- какое слово лишнее? Докажите. (река - проверяемая безударная гласная)

- так над какой темой урока мы будем работать?

Формулирование темы и цели урока

(Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.)

- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?( 3 слайд)

(Учиться находить безударную гласную в корне и подбирать проверочные слова.)

- Какие гласные требуют проверки? (а, о, е, и, я) (4 слайд)

- Когда их надо проверять? (в безударном слоге)

- Почему? (Они находятся в слабой позиции, слышатся неясно)

- Как надо проверять? (Изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный звук стал ударным)

- открываем тетради и записываем число. Минутка чистописания. (5 слайд)

- Какие слова у нас связаны ниточкой?

Создание алгоритма (6 слайд)

- Игра родственные слова. (7-8 слайд)

Слова слиплись, раздели их. Как называют эти слова? Выдели корень, поставь ударение. Слово лес ещё является проверочным к этим словам. Разбери по составу слова: лесок, лесник.

- Cпиши слова и подбери проверочные. (9-10 слайды)

- Проверяем сигнальными карточками.

- Составь предложение из слов. Запиши. Подчеркни основу. Главные члены предложения. Проверим. (11-12 слайд)

- Почему я выделила эти буквы в словах?(Безударные гласные.Проверим)

Физ. Минутка (13 слайд) Логопед.

- Отгадай загадку. Запиши и вставь пропущенные буквы. (14 слайд) Взаимопроверка.

Проверим сигнальными карточками.

- Выполним следующее задание. (15 слайд)

Проверка. Один ученик объясняет.

Домашнее задание.

Итог.

  • Над какой орфограммой работали?
  • Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
  • Здоровье мы сохраняли? Держали правильно осанку, выполняли логопедические задания, гимнастику.

Релаксация логопед.

Молодцы! Спасибо за урок!