Тема урока. Родственные слова.
Цели:
- актуализировать знания детей о родственных словах;
- развивать умения учащихся находить в текстах родственные слова;
- развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала;
- воспитывать интерес к русскому языку, желание учиться, делать открытия.
Оборудование: посылка, книга, задания для групп, энциклопедия, журнал «Юный натуралист», компьютер, плакат с изображением забора, цветочки, запись на доске.
Ход урока
До начала урока учащиеся объединились в группы для работы.
1. Организация класса
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
2. Создание мотивационного поля
На урок пришёл почтальон Печкин и принес посылку для 2 класса.
Один из детей расписался в ведомости о том, что посылка получена.
Открыв посылку, учащиеся увидели книгу «Русский язык». На каждой странице название задания и красочный рисунок с изображением героев.
Учитель: Сегодня мы будем заниматься по необычной книге. Кто прислал нам эту посылку и приготовил интересные задания мы узнаем в конце урока.
3. Формулирование учащимися темы и цели урока
А) 1 страница называется «Догадайся» (читают дети).
Учитель: на доске записаны слова, давайте прочитаем вслух.
Дети читают: муха, паук, червь, мухоловка, червяк, паучок.
Учитель: Разделите эти слова на 3 группы по формуле 3:2:2
Дети: получились три группы слов.
1 группа слов: червь, червяк, червячок
2 группа слов: муха, мухоловка
3 группа слов: паук, паучок
Учитель: Ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему урока.
Дети: «Родственные слова». Потому что слова каждой группы похожи по смыслу, имеют одинаковый корень.
Учитель: Ориентируясь на тему урока, опорные слова сформулируйте цели урока (на доске заранее написано)
Цель:
- повторить…..
- учиться……
- познакомиться с новым словарным словом (обозначено прямоугольником)
Дети: повторить, какие слова называются родственными, учиться подбирать родственные слова, познакомиться с новым словом.
Б) Дети читают название 2 страницы «Вспомни»
Учитель: Приступим к реализации первой части цели урока – повторению.
Дети, работая в группах, отвечают на вопросы:
– Какие слова называются родственными? Примеры.
– Что такое корень слова, как выделяют в словах?
Как по-другому можно назвать родственные слова?
В) Дети читают название следующей страницы «Напиши красиво».
4. Минутка чистописания
Учитель: Работу над родственными словами мы продолжим на минутке чистописания. Будем писать букву, которая находится в одном из слов самой большой группы родственных слов, записанных на доске. Это слово состоит из одного слога, буква согласная, звонкая, не имеет пары, сонорная.
Дети: Это буква р. Находится в односложном слове червь из большой группы.
Запись в тетрадь строчной буквы р.
Продолжите закономерность: чр, ерр, ррр, врррр, ьррррр (во второй строке в тетради).
Г) Следующая страница «Подумай»
5. Словарно-орфографическая работа
Чтение предложения детьми:
3 |
2 |
5 |
3 |
3 |
Жук- | точильщик | лакомится | старой | корой. |
Задание: Правильно выделите в словах корни и ориентируясь на подсказку, определите новое словарное слово.
Дети: Выделив корни и взяв из каждого корня букву, номер которой указан в подсказке, получается слово комар.
– Что вы знаете о комарах? Заслушиваются ответы детей.
– Где ещё мы можем найти информацию? (в интернете, энциклопедиях, журналах, спросить у взрослых).
Дети находят информацию о комарах, определяется лексическое значение слова, указав родовое понятие и видовые признаки.
1 группа – в энциклопедии
2 группа – смотрит небольшой сюжет фильма
3 группа – в журнале «Юный натуралист»
4 группа – спрашивает у взрослого (учителя)
Заслушиваются ответы учащихся
Учитель: Про комара есть и поговорка : Комар носа не подточит. Как вы понимаете?
Дети: Сделано гладко, не к чему придраться.
Запись в словарик слова комар по формуле СУО (слог, ударение, орфограмма).
Д) Следующая страница «Отдохни»
6. Физминутка
Комары летают и кусают. Если назову родственное слово к слову летать, то приседают девочки, если к слову кусать, то мальчики (полёт, кусает, летает, лётчик, откусил, летун, кусающий).
Е) Следующая страница «Ответь на пять»
7. Работа с текстом
Дан отрывок из сказки Мамина-Сибиряка.
Пропищал комарик медведю:
– Уходи, а то хуже будет. Я теперь не один Комар Комарович-длинный нос, а прилетели со мной и дедушка, Комарище-длинный носище, и младший брат, Комаришко-длинный носишко! Уходи, дядя!
Задание: прочитать отрывок, записать родственные слова и дополнить гнездо родственных слов своими примерами.
Проверка групп (дети приходят к выводу – корни родственных слов пишутся одинаково).
8. Домашнее задание
Дан текст с пропущенными буквами и словами. Сформулируйте задание к этому упражнению, не забывая о теме урока.
В з..лёной тр..ве прячется…
Он ждёт маму-…
Сч..стливая … с..мейка отправилас.. … д..мой.
/___.
Слова для справок: гусеница, гусыня, гусята, гусеничный, гус..ком, гусёнок, гусиный.
Ответы детей: надо списать текст, вставить пропущенные буквы, родственные слова, написать продолжение рассказа.
Все задания на страницах нашего необычного учебника мы выполнили. Осталось узнать, кто же нам прислал такую интересную книгу.
Загадка: Этот самый умный кот
В Простоквашино живёт.
У него в деревне дом
Чисто и уютно в нём… (Кот Матроскин)
Он желает вам и в дальнейшем не лениться, а хорошо учиться.
9. Итог урока. Рефлексия
– Что такое родственные слова?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Как пишутся корни в родственных словах?
На доске рисунок забора. Рядом цветочки синего и красного цвета.
Учитель: У кого в тетрадях нет ошибок, красиво написано, кто старался работать на уроке, тот может приклеить на забор красный цветочек, у кого были трудности, тот синий цветок.