Урок русского языка по теме "Родственные слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема урока. Родственные слова.

Цели:

  • актуализировать знания детей о родственных словах;
  • развивать умения учащихся находить в текстах родственные слова;
  • развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала;
  • воспитывать интерес к русскому языку, желание учиться, делать открытия.

Оборудование: посылка, книга, задания для групп, энциклопедия, журнал «Юный натуралист», компьютер, плакат с изображением забора, цветочки, запись на доске.

Ход урока

До начала урока учащиеся объединились в группы для работы.

1. Организация класса

Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.

2. Создание мотивационного поля

На урок пришёл почтальон Печкин и принес посылку для 2 класса.

Один из детей расписался в ведомости о том, что посылка получена.

Открыв посылку, учащиеся увидели книгу «Русский язык». На каждой странице название задания и красочный рисунок с изображением героев.

Учитель: Сегодня мы будем заниматься по необычной книге. Кто прислал нам эту посылку и приготовил интересные задания мы узнаем в конце урока.

3. Формулирование учащимися темы и цели урока

А) 1 страница называется «Догадайся» (читают дети).

Учитель: на доске записаны слова, давайте прочитаем вслух.

Дети читают: муха, паук, червь, мухоловка, червяк, паучок.

Учитель: Разделите эти слова на 3 группы по формуле 3:2:2

Дети: получились три группы слов.

1 группа слов: червь, червяк, червячок

2 группа слов: муха, мухоловка

3 группа слов: паук, паучок

Учитель: Ориентируясь на принцип деления слов, сформулируйте тему урока.

Дети: «Родственные  слова». Потому что слова каждой группы похожи по смыслу, имеют одинаковый корень.

Учитель: Ориентируясь на тему урока, опорные слова сформулируйте цели урока (на доске заранее написано)

Цель:

  • повторить…..
  • учиться……
  • познакомиться с новым словарным словом (обозначено прямоугольником)

Дети: повторить, какие слова называются родственными, учиться подбирать родственные слова, познакомиться с новым словом.

Б) Дети читают название 2 страницы «Вспомни»

Учитель: Приступим к реализации первой части цели урока – повторению.

Дети, работая в группах, отвечают на вопросы:

– Какие слова называются родственными? Примеры.

– Что такое корень слова, как выделяют в словах?

Как по-другому можно назвать родственные слова?

В) Дети читают название следующей страницы «Напиши красиво».

4. Минутка чистописания

Учитель: Работу над родственными словами мы продолжим на минутке чистописания. Будем писать букву, которая находится в одном из слов самой большой группы родственных слов, записанных на доске. Это слово состоит из одного слога, буква  согласная, звонкая, не имеет пары, сонорная.

Дети: Это буква р. Находится в односложном слове червь из большой группы.

Запись в тетрадь строчной буквы р.

Продолжите закономерность: чр, ерр, ррр, врррр, ьррррр (во второй строке в тетради).

Г) Следующая страница «Подумай»

5. Словарно-орфографическая работа

Чтение предложения детьми:

3
2
5
3
3
Жук- точильщик лакомится старой корой.

Задание: Правильно выделите в словах корни и ориентируясь на подсказку, определите новое словарное слово.

Дети: Выделив корни и взяв из каждого корня букву, номер которой указан в подсказке, получается слово комар.

– Что вы знаете о комарах? Заслушиваются ответы детей.

– Где ещё мы можем найти информацию? (в интернете, энциклопедиях, журналах, спросить у взрослых).

Дети находят информацию о комарах, определяется лексическое значение слова, указав родовое понятие и видовые признаки.

1 группа – в энциклопедии

2 группа – смотрит небольшой сюжет фильма

3 группа – в журнале «Юный натуралист»

4 группа – спрашивает у взрослого (учителя)

Заслушиваются ответы учащихся

Учитель: Про комара есть и поговорка : Комар носа не подточит. Как вы понимаете? 

Дети: Сделано гладко, не к чему придраться.

Запись в словарик слова комар по формуле СУО (слог, ударение, орфограмма).

Д) Следующая страница «Отдохни»

6. Физминутка

Комары летают и кусают. Если назову родственное слово к слову летать, то приседают девочки, если к слову кусать, то мальчики (полёт, кусает, летает, лётчик, откусил, летун, кусающий).

Е) Следующая страница «Ответь на пять»

7. Работа с текстом

Дан отрывок из сказки Мамина-Сибиряка.

Пропищал комарик медведю:

– Уходи, а то хуже будет. Я теперь не один Комар Комарович-длинный нос, а прилетели со мной и дедушка, Комарище-длинный носище, и младший брат, Комаришко-длинный носишко! Уходи, дядя!

Задание: прочитать отрывок, записать родственные слова и дополнить гнездо родственных слов своими примерами.

Проверка групп (дети приходят к выводу – корни родственных слов пишутся одинаково).

8. Домашнее задание

Дан текст с пропущенными буквами и словами. Сформулируйте задание к этому упражнению, не забывая о теме урока.

В з..лёной тр..ве прячется…

Он ждёт маму-…

Сч..стливая     …     с..мейка отправилас..  …    д..мой.

/___.

Слова для справок: гусеница, гусыня, гусята, гусеничный, гус..ком, гусёнок, гусиный.

Ответы детей: надо списать текст, вставить пропущенные буквы, родственные слова, написать продолжение рассказа.

Все задания на страницах  нашего необычного учебника мы выполнили. Осталось узнать, кто же нам прислал такую интересную книгу.

Загадка: Этот самый умный кот
В Простоквашино живёт.
У него в деревне дом
Чисто и уютно в нём… (Кот Матроскин)

Он желает вам и в дальнейшем  не лениться, а хорошо учиться.

9. Итог урока. Рефлексия

– Что такое родственные слова?

– Как называется общая часть родственных слов?

– Как пишутся корни в родственных словах?

На доске рисунок забора. Рядом цветочки синего и красного цвета.

Учитель: У кого в тетрадях нет ошибок, красиво написано, кто старался работать на уроке, тот может приклеить на забор красный цветочек, у кого были трудности, тот синий цветок.