Актуальность
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Одной из основных характеристик современной семьи является трудность налаживания контакта друг с другом и с детьми. Общение в семье на основе сотрудничества и партнерства источник взаимопонимания и накопительных эмоций для детей и взрослых.
Цель: Предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка.
Задачи
1. Развить способность активно слушать и понимать своих детей.
2. Научить взрослых разбираться в мотивах и значениях поступков.
3. Показать красоту, неповторимость, индивидуальность и богатство внутреннего мира каждого ребенка.
4. Расширить представления о человеческих отношениях.
5. Показать огромную роль всех членов семьи в жизни каждого человека.
6. Учить понимать и беречь истинные ценности в человеческих отношениях и соизмерять с ними свои поступки.
7. Приобщить к общечеловеческим ценностям к добру, красоте, истине, счастью, как условие – нравственного, эмоционального и психологического развития человека.
Концепция: Сотрудничество внутри семьи и с окружающим миром означает взаимоуважение, принятие каждого, как равноправную личность.
Введение
В МКДОУ “Детский сад “Теремок” поселка Ханымей педагогом-психологом Чепелевой Ольгой Анатольевной организован клуб для родителей “Растим здорового ребенка”. В этот клуб приглашаются родители, чьи дети посещают детский сад. Это обусловлено тем, что именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Продолжительность реализации программы зависит от поступления запросов родителей, и в связи с этим каждый год меняется тематическое планирование. Одни и те же участники имеют возможность посещать клуб “Растим здорового ребенка” в течение трех лет.
Свою работу клуб начал в октябре месяце 2008 года. Семейный клуб проводится в детском саду 1 раз в два месяца, так как ставка педагога-психолога составляет 0,25% от ставки. Но, не смотря на это, с каждым годом увеличивается количество родителей, желающих посещать этот клуб.
Это говорит о том, что такие клубы играют большую роль в воспитании и развитии ребенка и оказывают вспомогательную помощь в формировании чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.
Работа клуба рассчитана не более чем на 1,5 часа.
Теоретическая часть проходит в форме консультаций, где излагаются приемы и методы взаимодействия взрослых с детьми, а также анкетирование родителей, которое дает мне всестороннюю оценку работы клуба и возможность получить более полную информацию о волнующих проблемах родителей. (приложение 1, приложение 2)
В практической части предлагаются игровые приемы, которые представляют собой синтез современных психотерапевтических методов.
В связи с тем, что в новом учебном году появляются новые участники клуба “Растим здорового ребенка”, нашу первую встречу я провожу в виде знакомства, а также если в течение года прибавляются новые участники, то в начале встречи обязательно добавляется игра на знакомство.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учиться любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт “жить среди людей”.
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции развития детей.
“Как понять своего ребенка?”, “Как научиться быть терпимее к его шалостям?” - многие родители задают эти вопросы.
Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка – тема моей работы. Задача, которую я ставила перед собой, - предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности.
Тематическое планирование на 2006-2007 учебный год
Дата проведения | Тема | Цель |
Октябрь 2008 года | “Знакомство” | Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. |
Декабрь 2008 года | “Мир детский и мир взрослый” | Осознание разницы между “миром” ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализировать причины поведения ребенка исходя из позиции самого ребенка. |
Февраль 2009 года | “Почувствуй себя любимым” | Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу. |
Апрель 2009 года | “Агрессия и гнев” | Работа с агрессией и гневом, осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний. |
“Знакомство”
Задачи: сближение участников группы.
“Сейчас мы будем знакомиться, но необычным способом. Кто-то первый, кто сам захочет, назовет свое имя и два качества – одно качество, которое ему помогает в общении, и другое, которое мешает. Второй человек, сидящий рядом с ним в кругу по часовой стрелке, повторяет все, что сказал первый, то есть его имя и его два качества, а затем говорит о себе. Третий человек повторяет слова первого, второго, а затем говорит о себе. Далее все повторяют слова только двух предыдущих участников. Кто хочет быть первым?”
“Связующая нить”
Задачи: создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются “связаны” одной нитью. “Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире...”
Беседа
Ведущий знакомит участников с целями и задачами встреч. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить встречи, каким темам они будут посвящены.
“Молекулы”
Задачи: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция: “Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями”.
Дискуссия
“Признание и уважение личности ребенка, и стремление к сотрудничеству - философия, на которой строятся отношения и взаимодействия с детьми”.
Рефлексия “Связующая нить...”
Задачи: подведение итогов встречи.
Участники становятся в круг. Ведущий передает клубок соседу, тот характеризуют настроение, выказывают свои чувства – что понравилось, что нет и почему. И передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу.
Домашнее задание
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: Неплохо то - же делать и по отношению к взрослым членам семьи. Обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства.
“Мир детский и мир взрослый”
“Подари улыбку”
Задачи: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки и по очереди дарят улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
Беседа
Ведущий рассказывает родителям о том, что с первых минут жизни ребенок попадает в мир, созданный для него взрослыми людьми, - мир искусственных вещей и предметов. Его окутывают в ткань, кладут на весы, купают в ванне. С возрастом мир искусственных предметов, вовлеченных в жизнь малыша, расширяется. Постепенно и сам ребенок начинает активно осваивать этот мир. Младенец раскачивает кроватку, трясет погремушку, 2-летний малыш увлеченно исследует содержание папиного стола... Важно понять не только то, как работают весы, газовая плита или пишущая машинка, но и то, как общаются между собой люди, как используют все эти увлекательные предметы, понять бытовые, семейные, нравственные – словом, социальные взаимоотношения людей...
“Зеркало”
Задачи: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой – зеркало. Водящий смотрит в “зеркало”, а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.
Рефлексия “Связующая нить...”
Задачи: подведение итогов встречи.
Участники становятся в круг. Ведущий передает клубок соседу, тот характеризуют настроение, выказывают свои чувства – что понравилось, что нет и почему. И передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу.
Домашнее задание
Представьте себе круг дел (можно даже составить их список), с которым ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно. Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат. Запомните две-три ошибки ребенка, которые показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.
“Почувствуй себя любимым”
“Ласковое имя”
Задачи: создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы “дарят” их.
Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
Беседа
Ведущий рассказывает участникам о том, каковы движущие силы развития ребенка, как строить отношения с “серьезным человеком дошкольником”, как любить своего ребенка, как сделать, чтобы родительская любовь не превращалась в оковы, а, наоборот, высвобождала, раскрывала все лучшее, сильное, прекрасное, что есть в ребенке.
“Паровозик”
Задачи: развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.
Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держатся. Первый человек – “паровозик”, все остальные – “вагоны”. У “вагонов” глаза при движении закрыты. “Паровоз” отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался, и чтобы вагончикам было комфортно путешествовать. Каждому участнику важно побывать и в роли “паровоза”, и в роли “вагона”.
После игры обязательно обсуждение по вопросам:
- какая роль понравилась больше и почему?
- какой “паровоз” был более заботливым т осторожным?
Рефлексия “Связующая нить...”
Задачи: подведение итогов встречи.
Участники становятся в круг. Ведущий передает клубок соседу, тот характеризуют настроение, выказывают свои чувства – что понравилось, что нет и почему. И передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу.
Домашнее задание
Выберете пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя. Обязательно в течении дня поиграйте с ребенком, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.
“Агрессия и гнев”
“Представь себя”
Задачи: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.
Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр (придумывает заранее, от лица какого героя фильма, сказки, литературного произведения он будет действовать) и называет это имя. Например: “Я – Золушка”, “Я – Робин Гуд”. При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так три раза. Человек, чье имя названо, наблюдает за этим процессом со стороны.
Беседа
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, “гроза” дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Только поняв и приняв это, взрослые “догадаются”, что ребенок ни в чем не виноват и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.
“Ворвись в круг”
Задачи: снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.
Участники встают в один большой круг и крепко держаться за руки. Один из участников должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Ведущий следит за тем, чтобы ни кому не причинили боли, чтобы всем была предоставлена возможность собственными силами проникнуть в круг. После выполнения упражнения обязательно обсуждение:
- что вы чувствовали, когда были частью круга?
- что вы чувствовали, когда пытались проникнуть в круг?
- что почувствовали, когда получилось проникнуть в круг?
Рефлексия “Связующая нить...”
Задачи: подведение итогов встречи.
Участники становятся в круг. Ведущий передает клубок соседу, тот характеризуют настроение, выказывают свои чувства – что понравилось, что нет и почему. И передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу.
Домашнее задание
Посмотрите, есть ли у вас столкновения с ребенком на почве каких-то дел, которые, по вашему мнению, он может и должен выполнять сам. Выберите одно из них и поделайте некоторое время с ним вместе. Посмотрите, лучше ли у него пошло дело с вами? Если да, придумайте какое-нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том или ином деле ребенка. Это может быть будильник. Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь, что ему удобно им пользоваться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ю.Б. Гиппенрейтер “Общаться с ребенком, как?” Москва “ЧеРо” 2004г.
- Н.В.Клюева “Психолог и семья” Ярославль Академия развития 2001г.
- Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, Н.И.Кольцова, Н.Ю.Молостова “Развитие социальной уверенности у дошкольников” Москва Гумманитарный издательский центр “ВЛАДОС” 2003г.
- Г.А.Широкова “Справочник дошкольного психолога” Ростов-на-Дону “Феникс” 2004г.
- Н.Л.Кряжева “Мир детских эмоций” Ярославль Акаемия развития 2000г.
- Надежда Собинина “Азбука общения” г.Мурманск
- Лидия Свирская “Работа с семьей: необязательные инструкции” Москва ЛИНКА-ПРЕСС 2007г.
- М.А.Панфилова “Игротерапия общения” Москва 2000 г.
- В.Г.Пузиков “Технология ведения тренинга” Санкт-Петербург 2007 г.