Цели:
- Формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
- Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
- Освоение содержания заповедей христианской морали.
I. Организационный момент. Вводная беседа о правилах и законах, включая нравственные, по которым мы живем.
Слово учителя.
– Давайте начнем сегодняшний разговор о добре и зле в нашей жизни с правил и законов, по которым мы живем изо дня в день.
(Дети называют правила, упорядочивающие движение транспорта и пешеходов; порядки, существующие в их семьях; особые правила, действующие в школе).
– А есть ли какие-нибудь правила или законы, где говорится о воровстве, честности, отношении к родителям, займе денег? Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало?
(Ответы детей.)
– Действительно, благодаря правилам и законам у человека формируется совесть. Что такое совесть?
(Возможный ответ: это особое чувство, позволяющее отличить добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым поступкам).
Знакомство с Библией, Детской Библией.
Слово учителя.
– Из уроков истории вы знаете о том, что наше летоисчисление ведется от рождения Иисуса Христа, что наша Русь в 988 году приняла крещение и стала христианской. В Библии как раз и рассказывается об этом человеке, о его учении, о правилах, по которым должны жить люди. (Показ книги).
– Библия – первая в мире печатная книга (1452-1455 гг. – Гуттенберг). Вследствие повышения грамотности и распространения христианства, Библия читалась все большим и большим числом людей. В настоящее время распространение Библии возросло. Она переведена на 2000 языков. У кого дома есть такая книга? Что вы знаете об этой книге?
(Ответы детей.)
Слово учителя.
– А вот “Детская Библия” (показ книги). Она подготовлена для вас, дети. Длинные рассказы сокращены и упрощены, описаны не всё, а только некоторые события. В коротеньких рассказах Библии, которые называются притчами, говорится о том, что – хорошо, а что – плохо. Послушайте одну из них. Она называется “Мудрый царь Соломон”.
“Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: “Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала: “Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.
– Которая же из них была матерью? (Выслушать высказывания детей).
– Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.
II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу .
(Рассказы детей, подготовленные дома с родителями о самом добром или злом событии в жизни ребёнка)
III. Изучение нового материала. Наблюдение.
1. Слово учителя. Соотнесение нравственных законов (христианских заповедей) с их разъяснениями.
– Прочитайте запись на доске. Определите, какое разъяснение соответствует каждому закону.
Нравственные законы:
– почитай отца твоего и матерь твою
– не убей
– не укради
– не произноси ложного свидетельства на своего друга
Разъяснения:
– жизнь человеческая неприкосновенна; эта заповедь оберегает жизнь любого человека
– мы обязаны уважать своих родителей
– никто не имеет право брать то, что принадлежит другому
– люди должны всегда говорить правду: дома, в школе, на отдыхе
2. Знакомство с “добрыми” и “злыми” рисунками детей.
(Рисунки открываются поочередно, выслушиваются комментарии учащихся).
Учитель делает “качественный” анализ рисунков и анализ их “количественного” состава.
Слово учителя.
– Ребята! “Добрых” рисунков оказалось гораздо больше, чем “злых”. (Это показатель психологического здоровья класса). Вы изображали чаще “красивое”: маму, любимых животных, надежного друга, цветы, и т.д. Это очень хорошо.
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте. Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.
IV. Рефлексия.
– А от кого и от чего зависит наличие зла в жизни?
(Выслушать ответы детей. При затруднении предложить разрешить ситуацию:
– Можно ли как предательство, т.е. зло, рассматривать такую ситуацию: вы взяли в дом щенка, а потом по какой-то причине выбросили его на улицу? И будет ли виновата выброшенная за дверь собака, вынужденная голодать, мерзнуть и мокнуть, в том, что она, когда вырастет, будет бросаться на людей и ее будут называть злой?)
V. Слово учителя. Вывод.
Станет ли зла еще больше – зависит от человека.
Человеческое общество может существовать лишь до тех пор, пока оно подчиняется общепринятым законам или правилам и не допускает, чтобы каждый делал все по собственному произволу. Проблемы и разногласия в обществе неизбежны, и для того, чтобы предохранить его от распада, должны соблюдаться определенные ограничения и правила. Общество формирует эталон (образец), позволяющий судить о добродетелях (добре) и пороках (зле), о созидании и разрушении, о хороших и дурных поступках. Любое сообщество людей жизнеспособно лишь потому, что в нем в большей или меньшей степени достигнуто согласие подчиняться единым законам (правилам).
VI. Домашнее задание.
Найти вместе с родителями пословицы и поговорки о добре и зле.