Задачи:
образовательные:
- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи;
- развивать орфографическую зоркость;
- формировать умения и навыки, необходимые в практической деятельности;
развивающие:
- развивать внимание, память, мышление, речь и воображение;
- учить умению сравнивать, сопоставлять, находить оптимальные решения;
- развивать мотивацию учебной деятельности;
воспитательные:
- укреплять интерес к родному языку;
- учить умению работать в парах, группах;
- воспитывать уважение друг к другу, самостоятельность, коммуникабельность.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- демонстрационный экран;
- презентация;
- карточки для устного диктанта и проведения физминутки;
- тесты по теме “Имя существительное”.
План
- Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю всех присутствующих совершить путешествие по телевизионным передачам, в ходе которого мы повторим все, что изучили по теме “Имя существительное”.
Итак, “По следам телевизионных передач”.
- Прочитаем девиз урока: “Повторенье – мать ученья”.
Урок проходит в непривычной обстановке, много гостей, поэтому от вас требуется максимум внимания и сосредоточенности. Если возникнут вопросы, поднимите руку. И еще! Не забывайте о правильной осанке.
- Итак, “пока все дома”, начнем. Откройте тетради, запишите число.
- Как вы думаете, какой я должна задать первый вопрос на сегодняшнем уроке?
- Конечно, что такое имя существительное?
- Какие еще вопросы следует задать по данной теме?
- Очень хорошо! Молодцы!
- Перед вами отрывок из стихотворения кузбасского поэта Г. Юрова “Кузбасс и Россия”, прочитайте его, пожалуйста, про себя, а затем выразительно вслух.
“Шумят, как и прежде, леса вековые,
Плывут облака не спеша...
Кузбасс и Россия, Кузбасс и Россия,
Вы - сердце мое и душа!”
Г.Юров.
- Назовите существительные.
- А теперь попробуйте объединить их в группы по каким-либо грамматическим признакам.
По каким же грамматическим признакам можно объединить данные существительные?
Работаем в парах: проверьте записи друг друга, обсудите их.
Пара, первой закончившая работу, выходит к доске.
- Проверим.
- Почему одни существительные пишутся с большой буквы, другие - с маленькой?
- Правильно! Какие же существительные относятся к собственным, а какие – к нарицательным?
- Следующее задание предлагает вам совершить невероятное: существительные нарицательное превратить в собственные. Это возможно? Кто желает к доске?
- Перед вами эти слова.
Спорт, орел, земля, лакомка.
- А свои примеры?
- Название следующего слайда очень серьезное: “Человек и закон”. Значит, задание должно быть выполнено по правилам, без ошибок.
- Перед вами 6 строчек существительных. В каждой – одно лишнее, т.е. не подходит по какому-либо грамматическому признаку. Вы должны найти это существительное и записать без него.
Край, поселок, тайга, дом.
Родина, природа, лес, улица.
Кия, Чебула, Мариинск, Кемерово.
Сибирь, Русь, береза, осень.
Кемерово, река, Томь, Чебулинка.
Усманка, Алчедат, Дмитриевка, Усть-Серта.
- Сколько склонений у имен существительных?
- “Дежурная часть” просит назвать их “приметы” и привести примеры существительных разных склонений, используя географические названия Кузбасса.
Например:
1 склонение 2 склонение 3 склонение Чебула Чумай Томь
Чья пара назовет больше и без ошибок?
- Из этой передачи мы узнаем много нового и интересного. Попробуем применить свои знания на практике.
Подберите к данным существительным существительные-синонимы первого склонения.
- Мир
- Родина
- Друг
- А к этим – существительные-антонимы второго склонения.
- Плюс
- Счастье
- Подъем
- Когда у существительных после шипящих пишется мягкий знак?
- Класс делим на две команды: мальчики и девочки. Обе команды выходите к доске и слушайте задание.
По всему классу висят карточки с существительными с шипящей на конце (мягкого знака нигде нет!). Команда мальчиков собирает карточки с существительными без мягкого знака, девочки - с мягким знаком. Члены команды, выполнившие всё первыми и без ошибок, получают пятёрки.
Начали!
- Почему мы пишем о НиколаевкЕ, но о СибирИ? Что нужно знать, чтобы правильно писать окончания существительных?
- Устный диктант.
К деревне, нет собаки, по крыше, на сирени, без драки, на печи, у печки, в роще, в поселке, о лесе, в моркови, о площади, о площадке, в кране.
- Теперь будем сами режиссировать т.е. составлять новые слова.
При помощи каких частей слова мы получаем новые слова?
- Из данных существительных образуйте однокоренные существительные, отвечающие на вопрос кто?
Лыжи. Грибы. Футбол. Баян.
Полученные существительные разберите по составу.
- “Поле чудес” предлагает вам волшебное задание: из букв одного существительного составить несколько. Но есть условие: из существительного – только существительные.
Слово это: с к л о н е н и е.
Чья пара запишет больше существительных?
- Устное подведение итога по таблице.
Чебула
- А теперь нужно будет письменно сделать полный морфологический разбор существительных, выбрав их из следующего предложения:
“Кузбасс – жемчужина Сибири”.
- 1 ряд разбирает существительное 1-го склонения,
- 2 ряд - существительное 2-го склонения.
- И вот приближается ваш “звездный час”: подведение итога, выставление отметок.
Но перед этим, как заключительный этап, вы должны выполнить небольшой тест. На выполнение - 2-3 минуты.
Тест “Имя существительное”
1. Имя существительное обозначает:
а) признак предмета;
б) предмет;
в) действие предмета.
2. Название городов, улиц пишется:
а) с маленькой буквы;
б) с большой буквы;
в) берется в кавычки
3. Имя существительное изменяется:
а) по падежам;
б) по лицам;
в) спрягается.
4. Согласен ли с таким утверждением:
день – 3 склонение?
ночь – 2 склонение?
дядя – 1 склонение?
5. У существительных не бывает окончания -е:
а) в 1 склонении;
б) во 2 склонении;
в) в 3 склонении.
6. У существительных с шипящей на конце Ь знак пишется:
а) пишется в женском роде;
б) никогда не пишется;
в) пишется всегда.
- Выставление оценок.