Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 5


Цели и задачи:

  • оценить уровень усвоения  фактического материала по теме «Древний Восток»;
  • дополнить знания учащихся по изученной теме;
  • формировать творческое мышление учащихся, их самостоятельность, их умение быстро ориентироваться в фактическом материале;
  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Целевая аудитория. Рекомендуется проводить игру во внеурочное время между  учащимися 5-х  классов.

Форма проведения. Мероприятие проводится в форме игры брейн-ринг.

Ресурсы: текст учебника; текст, дополняющий содержание учебника,  исторические документы.

Оборудование: задания для команд на карточках.

Подготовительная работа: приготовление раздаточного материала.

Условия проведения игры. Участники делятся на две команды. Жюри оценивает ответы ребят в баллах. Членами жюри могут быть родители и учителя-предметники,  работающие в 5-х классах.

1 станция «Древний Египет»

1 задание. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Текст для 1 команды.

В северо-восточной Африке расположено одно из самых больших озер в мире – Нил. Долина Нила в древности была покрыта зеленью, по берегам росли финиковые пальмы, акации и высокий тростник – пороги. Течение Нила встречало на своем пути опасные каменистые преграды – дельту. Среди песков изредка встречались островки зелени – оазисы и ил.

Правильный ответ: Нил – река. Каменистые преграды – пороги. Дельта – разветвление реки на несколько рукавов при впадении в море. Ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород и встречаться среди песков не может.

Текст для 2 команды.

Собирательство, охота, рыбная ловля, земледелие и скотоводство были главными занятиями египтян. Рабы, которые были чиновниками, записывали, сколько у каждого крестьянина земли и скота. Со всего этого крестьяне должны были выполнять трудовые повинности, то есть сбор в пользу государства.

Кроме этого крестьяне должны были отдавать налоги, то есть рыть каналы, ремонтировать дамбы, строить дворцы и гробницы.

Правильный ответ. Собирательство, охота, рыбная ловля – это второстепенные занятия. Рабы не были чиновниками. Сбор в пользу государства – это налог. Рытье каналов, ремонт дамб, строительство дворцов и гробниц – это трудовые повинности.

Жюри: за правильный ответ по 4 балла.

2 задание. Составьте предложения со следующими наборами слов.

1 команда.

1) Египет, повелитель, фараон. 2) Египетское царство, Мемфис, Фивы.

Предположительные ответы: 1. Повелителей всего Египта называли фараонами. 2. Мемфис и Фивы – это столицы Египетского царства.

2 команда.

1) Ил, разлив, Нил. 2) Войска, пехота, колесницы.

Предположительные ответы: 1. Каждый год происходил разлив Нила, приносивший ил. 2. Египетские войска состояли из пехотинцев и воинов на колесницах – колесничих.

3 задание. Назови термин.

1 команда.

  1. Сбор в пользу государства (налоги)
  2. Выпуклое изображение на камне (рельеф)
  3. Высокий тростник, исписанные листки (папирус)
  4. Фантастические сказания о богах (мифы)
  5. Люди, находившиеся на службе по управлению государством (чиновники)

2 команда.

  1. Гроб, в который клали мумию (саркофаг)
  2. Мелкие предметы, которые защищали от злых духов и несчастий (амулеты)
  3. Гробницы, в которых хоронили умерших фараонов (пирамиды)
  4. Душистые вещества (благовония)
  5. Короткое копьё для метания (дротик)

Жюри: за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 5 баллов.

4 задание. «Женский портрет»

1 команда.

Хотя красота этой женщины не была такой, что зовется несравненной и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимой прелестью, и поэтому ее облик, сочетавшийся с редкой убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Лишь с немногими варварами она говорила через переводчика, а чаще всего сама беседовала с чужеземцами – эфиопами, троглодитами, евреями, арабами, мидийцами, парфянами. Она была действительно некрасива, и монетные изображения не скрывают её горбатого носа и острого подбородка. Первый раз она вышла замуж за своего младшего брата, который таким образом получил право на трон. Когда он умер, она вышла замуж за второго брата, который в свою очередь стал царём. От первых двух браков у нее детей не было. Когда Цезарь завоевал Египет, то он женился на ней, чтобы в глазах египетского народа узаконить свое вступление на престол. Затем Антоний, женившись на ней, также обеспечил себе право на трон. Цезарю она родила сына, Антонию – сына и дочь. Честолюбивый Антоний втянул ее войну с Октавианом.

После поражения она вслед за Антонием покончила с собой, не желая позора пленницы. Говорят, умерла она от укуса змеи. Она принадлежала к роду Птолемеев, и в ее жилах текла кровь вождей Македонии и дочерей Нила.

Правильный ответ: Клеопатра.

2 команда.

Она была дочерью фараона Аменхотепа 3, сестрой и женой Эхнатона. Через 17 лет правления фараон покинул этот мир, вслед за ним ушел рожденный ею наследник. Это та самая царица, чья красота стала всемирно знаменитой благодаря скульптурному портрету, найденному немецкой экспедицией в Амарне. Надпись на ее гробнице воздает ей столь высокую похвалу, какой наверняка не удостаивалась ни одна царица, не говоря уже о простых смертных: «Наследница трона, великая в благодеяниях, воплощение красоты, сладость любви, Владычица Юга и Севера, прекрасная лицом, радостная под двумя перьями / царского убора /, влюбленная живого Атона, Первая жена фараона, любимая им, повелительница Обеих Земель, великая в любви... живущая вечно».

Правильный ответ: Нефертити

5 задание. «Обычаи Древнего Египта».

Задача 1 команде. Если не ответят, то может ответить другая команда и заработать дополнительный балл.

Родственные отношения не были препятствием для брака в Древнем Египте. Царицы часто выходили замуж за своих братьев, а цари женились на своих дочерях. Вопрос. С чем связан этот обычай?

Ответ. Высокое положение женщин в обществе проистекало из системы матриархата. Вся земельная собственность наследовалась по женской линии; от матери к дочери. Если мужчина женился на наследнице, то владел ее собственностью до тех пор, пока она была жива. После смерти собственность переходила к дочери или к мужу ее дочери. Этот обычай нигде так ярко не проявлялся, как в царской семье, т. к. многие фараоны женились на своих сестрах и даже дочерях. Часто такие браки носили формальный характер. Престол строго переходил по женской линии. Жена царя бала наследницей. Женившись на ней, царь вступал на трон.

Царское происхождение не играло никакой роли. Претендент на престол мог быть любого происхождения, но если он женился на царице, то сразу становился царем.

Задача 2 команде.

Только фараон да самое близкое его окружение носили сандалии. Даже супруга фараона ходила босой. Тем не менее, прототипы сапог – причудливое сочетание сандалий с голенищами – изобрели древние египтяне. Первую обувь делали из коры, волокон пальмы и даже из исписанных свитков папируса. Сандалии украшали, а на подошвах изображали врагов. Вопрос. Для чего это делали египтяне?

Ответ. На подошвах изображали врагов, чтобы при ходьбе попирать их ногами и таким способом унижать, и египтяне верили в это.

Задача болельщикам. В Древнем Египте фараоны при постройке пирамиды приказывали давать рабам больше лука и чеснока для поддержания их сил. Лук был посвящен египетской богине Изиде, и простому народу одно время запрещали  употреблять в пищу. Древние греки пользовались чесноком как волшебным средством против змеиных укусов. «Змеиной травой» называли чеснок и наши предки – славяне. Интересно, что в некоторых странах долгое время лук запрещали употреблять в пищу в праздники. Вопрос. Почему в праздники запрещалось употреблять в пищу лук? Ответ. Запрещение употребления в пищу лука в праздничные дни объясняется тем, что лук может вызвать слезы, а в праздники положено веселиться.

2 станция. Передняя Азия в древности.

1 задание.

1 команда. Назови ошибки в тексте и исправь их.

На территории между двумя небольшими речушками Тигр и Евфрат в древности располагались два государства – Двуречье и Междуречье. История Двуречья хорошо известна нам из сохранившихся папирусов. В Двуречье писали клинописью на глиняных табличках. Ученые до сих пор не разгадали значения клинописных знаков. Правильный ответ. Тигр и Евфрат – большие реки. Двуречье или Междуречье – названия одного государства. Папирусы до нашего времени не сохранились. Клинопись Двуречья разгадана учеными.

2 команда. Закончить предложение.

  1. Многие поселения древних земледельцев Двуречья, вырастая, превращались в... (города).
  2. Самыми крупными были города... и... (Ур и Урук)
  3. Дворцы, храмы, жилые дома – все строили в Двуречье из больших... (глиняных кирпичей).
  4. Добыча древесины была очень дорогой, поэтому деревянную дверь можно было увидеть в доме... человека  (богатого).

2 задание. Составьте предложения.

1 команда.

Хаммурапи, черный камень, законы.

Предположительный ответ: Археологи нашли столб из черного камня, на котором написаны законы вавилонского царя Хаммурапи.

2 команда.

Обвиняемый, суд, река, тонул, виноват.

Предположительный ответ: Обвиняемого по суду вели к реке, заставляли погрузиться в воду, и, если он тонул, значит, был виновен.

1 команда.

Ассирия, столица, Ниневия.

Предположительный ответ: Ниневия – столица Ассирии.

2 команда.

Книги, библиотека, Ашшурбанапал.

Предположительный ответ: Ассирийский царь Ашшурбанапал собрал библиотеку глиняных «книг».

3 задание. Назови термин.

1 команда.

  1. Поселения людей, переселившихся из другой страны. (Колонии)
  2. Выдача имущества на время в долг. (Аренда)
  3. Вера в одного бога. (Единобожие)
  4. Начальник области в державе Дария I. (Сатрап)

2 команда.

  1. Правила, по которым должны жить христиане. (Заповеди)
  2. Человек, дававший имущество в долг, «в рост», по проценты. (Ростовщик)
  3. Большое и сильное государство. (Держава)
  4. Области, на которые разделил Персидскую державу Дарий I. (Сатрапия)

4 задание. Законы Хаммурапи.

1 команда. Согласно законам царя Хаммурапи, строитель нес ответственность за качество построенного дома. Если построенный им дом разваливался и под его развалинами погибал домохозяин, то строителя казнили. Если же развалинами дома погибал сын домохозяина, то следовало... Вопрос: предположите, что следовало за этим? Если обвалившийся дом убивал раба домохозяина? Правильный ответ. Если погибал сын домохозяина, то следовало предать смерти не строителя, а его сына. Если обвалившийся дом убивал раба домохозяина, то строитель был обязан лишь возместить домохозяину потерю: за раба отдать раба.

2 команда. Одна из статей кодекса законов Хаммурапи гласила: если врач решится на операцию, не посоветовавшись заранее со звездами, то его ожидает суровое наказание. Вопрос: предположите, какое это могло быть наказание и почему? Правильный ответ. Если врач решится на операцию, не посоветовавшись со звездами, то ему надлежит отрубить обе руки. Искусство предсказывать будущее по расположению звезд и планет, зародившееся в древней Месопотамии, впоследствии получило название астрологии.

5 задание. Обычаи Передней Азии.

1 команда.

Когда перс с персом встречались на улице, то интересно было наблюдать, как они приветствуют друг друга. Одни встречающиеся друг с другом целовались в уста. Другие приветствовали друг друга тем, что целовались в щеки. И, наконец, можно было увидеть, когда один из встречающихся падал в ноги другому.

Вопросы: почему по-разному приветствовали персы друг друга? От чего это зависело? Что можно было узнать, наблюдая за этими встречами?

Правильный ответ. Можно узнать одинакового ли они состояния. Если да, то вместо приветствия – целовались в уста. Когда состояние одного было несколько ниже – целовались в щеки. Если же один был гораздо низшего звания – он падал другому в ноги.

2 команда.

Ранее пяти лет сын не показывался на глаза отцу, а жил среди женщин: матери, сестер, бабушек.

Вопрос: Для чего это делалось?

Ответ. Это все делалось, чтобы не причинить отцу никакой горести, если дитя умрет в таком возрасте.

1 команда.

У древних ассирийцев существовал удивительный обычай: к врачам они не обращались, а если кто-то заболевал, то его выносили на площадь и там оставляли. Пройти мимо больного никому не разрешалось. Вопрос: Почему древние ассирийцы выносили больного на площадь? Закончите последнее предложение.

Ответ. Прохожие, подходя к этому человеку, расспрашивали его о болезни и давали советы, каким способом от нее избавиться. И пройти мимо никому нельзя было, не спросив, какой болезнью человек страдает.

2 команда.

По свидетельству летописца, мужское достоинство у персов оценивалось по храбрости в сражении и по тому, у кого больше родится на свет сыновей. Тому, у кого больше всего сыновей, царь ежегодно посылал подарки. Своих детей от 5 до 20 они обучали трем предметам: верховой езде на лошадях, стрельбе из лука и ... Вопрос: Назовите третье дело, которому обучали персы своих детей.

Ответ. Говорить правду.

Задание болельщикам.

Есть такая красивая персидская легенда о дождевой капле, которая своим смирением растрогала океан. Так вот, однажды дождевая капля, расставшись с тучей вдали от берегов, над которыми она родилась, взглянула вниз и воскликнула:

– Как короток мой век в сравнении с вечностью! И как ничтожна я в сравнении с безбрежным океаном.

– В твоей скромности большая мудрость, – ответил океан. – Я сохраню тебя, дождевая капля. Я даже сберегу таящийся в тебе блеск радуги. Ты будешь самым драгоценным из сокровищ. Ты будешь повелевать миром, и даже больше: ты будешь повелевать женщиной. Вопрос: Предположите, чем стала дождевая капля? Ответ. Жемчугом.

Жемчуг был первым из драгоценных украшений, известных людям. Сбор водорослей и раковин был более древним занятием, чем охота и рыболовство. Где и когда именно произошло первое знакомство человека с жемчугом, сказать трудно. Есть исторические записи о том, что жители древнего Вавилона занимались добычей жемчуга в Персидском заливе еще 27 веков назад.

3 станция. Индия и Китай в древности.

Задание 1 команде: найти фактические ошибки в тексте и исправить их.

В Европе была расположена небольшая страна – Древняя Индия. Она занимала остров Индостан и прилегающую к нему часть материка. От других стран мира Индию отделяли Кавказские горы. Большая часть территории Индии в древности была покрыта джунглями – обоженными глиняными плитками со сверкающей на солнце поверхностью. Ответ. Индия расположена в Азии. Это большая страна. Индостан – это полуостров. От других стран Индию отделяют горы Гималаи. Джунгли – это непроходимые заросли деревьев и кустарников.

Задание 2 команде: закончить предложение.

  1. Чтобы удержать отвоеванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, китайцы начали строительство... (Великой Китайской стены)
  2. Высота стены была с 2 – 3 -х этажный дом. Ширина такая, что поверху могли разъехаться...(две повозки)
  3. В стене были расположены... и ...(смотровые щели и бойницы)
  4. Местами над стеной возвышались.... (башни)

2 задание. Составь предложение.

1 команда.

  1. Азия, Древняя Индия, полуостров Индостан (Древняя Индия находилась в Азии на полуострове Индостан)
  2. Китай, Янцзы, Хуанхэ (По территории Древнего Китая протекали реки Янцзы и Хуанхэ).

2 команда.

  1. Индия, Гималаи, Инд, Ганг. (Реки Индии – Инд и Ганг – берут начало в Гималаях).
  2. Восточная Азия, Древний Китай, Великая Китайская равнина (Древний Китай находился в Восточной Азии, а китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине)

3 задание. Обычаи Древне Индии и Китая.

1 команда.

Согласно древнеиндийской легенде, первые жрецы – брахманы были созданы из рта бога Брахмы, воины – из его могучих рук, а большинство народа, те, кто занимается сельским хозяйством, ремеслом и торговлей, – из бедер Брахмы. А слуги – шудры были созданы из запыленных ступней ног бога.

Вопрос: Почему жрецы были изо рта, воины – из рук, крестьяне, ремесленники – из бедер, а слуги – из ступней?

Ответ. Основным занятием жрецов было изучение священных книг, обучение людей, молитвы и обряды / святость и истина /. Воины – сражаться и управлять, т. к. им принадлежит сила и мужество. Большинство народа из бедер, т. к. занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. Слуги из ступней, т. к. они служили другим трем кастам.

2 команда.

Большое значение в Древней Индии имела патриархальная семья, в которой все имущество и вся власть сосредоточены в руках мужа и отца. Только отец – глава патриархальной семьи имел исключительное право совершать жертвоприношения в честь предков. В законах Ману сказано о том, что девочка, молодая и даже пожилая женщина ничего не должна делать по своей воле даже в собственном доме. Древний религиозный обряд требовал, чтобы вдова после смерти мужа всходила вслед за ним на костер. В древней индийской эпической поэме «Рамаяна» вдова, сжигая себя после смерти своего мужа, называется женщиной, которая соединяется со своим богом. Вопрос: что это значит? Сделайте вывод о положении женщины в семье.

Ответ. Законы древней Индии характеризовали приниженное положение женщины. Жена должна почитать своего мужа как бога. Женщина не имела права на наследство. Поэтому соединение со своим богом означало – со своим мужем.

1 команда.

По конфуцианским воззрениям всем на земле управляют мужчины, а женщины им повинуются, поэтому они должны придерживаться трех правил: в девичестве повиноваться отцу и старшим братьям, выйдя замуж – мужу, а после его смерти... Вопрос: Кому после смерти мужа должна подчиняться вдова? Ответ. Старшему сыну.

2 команда.

В Древнем Китае существовал обычай ранней помолвки девочек и мальчиков. Между помолвкой и свадьбой могло пройти 18-20 лет. Когда мальчик становился юношей, он был обязан свято выполнять волю своих родителей. Мнением девушки вообще никто не интересовался. Случалось, что родители договаривались о помолвке еще не появившихся на свет детей. Такая помолвка могла считаться в дальнейшем недействительной только в одном случае... Вопрос: Какой это случай?

Ответ. Если в семьях рождались дети одинакового пола.

1 команда.

Казалось, не существовало знаков восхищения, которые бы не оказывались императору. Высокопоставленные чиновники и даже принцы на аудиенции у императора должны были падать ниц. Стоя на коленях, они 3 раза били челом об пол.

Самые высокие чиновники совершали поклоны даже пустым троном императора или стоявшей рядом с троном ширмой из желтого шелка, которую украшали изображения дракона и черепахи. Императора нередко сравнивали с сосудом, а народ с водой. Вопрос: Что означали изображения дракона и черепахи? Что имели в виду, когда китайцы сравнивали своего императора с сосудом, а народ с водой? Ответ. Символ власти императора – дракон / эмблема государства /– могущество. Изображение черепахи – долголетие императора. Как вода принимает форму вмещающего ее сосуда, так и народ не раздумывая покоряется императору.

2 команда.

Принадлежностью каждого китайца считалось коса. Каждый китаец, обрив голову, оставлял нетронутой макушку, где и отпускалась коса. Если собственная коса оказывалась короткой, в нее вплетали искусственную – чем длиннее коса, тем солиднее выглядел мужчина. За отказ носить косу китайцу без всякого разбирательства отсекали голову.

Мальчикам брили голову, оставляя только маленький чуб, который с годами вырастал настолько, что его можно было заплести в косу.

Вопрос: Почему ношению косы придавалось столь большое значение?

Ответ. Обязательное ношение косы для мужчин, а тем более длинная коса, считалось у китайцев признаком верности императору.

Задание болельщикам.

Самым популярным праздником в Китае издавна был Новый год. Важнейшим символом праздника был красный цвет. Чисто прибранные дома увешивали веселыми новогодними картинками, нарисованными на красной бумаге, а также изречениями с новогодними пожеланиями. В деревнях Северного Китая многие женщины и дети одевались во все красное, вплоть до чулок и обуви.

Женщины носили на голове красные цветы из бархата и шелка. Даже в самых бедных семьях родители преподносили дочерям красный шнурок для косы. Перед Новым годом на самые различные предметы наклеивали красные полоски бумаги. Вопрос: Что символизировал красный цвет?

Ответ. Цвет солнца, радости. Существовало поверье, что злые духи боятся красного цвет и, чтобы защититься от них, люди надевали красные одежды.

Использованная литература:

  1. Литвинов А.В. История становится ближе: Задачник. М.: Народное образование, 1996.
  2. История древнего мира: Античная мифология. Библейские сказания и понятия. Исторические факты. М.: Современник, 1997.