Тема урока: "Петр Великий". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема урока: Пётр Великий

Цель урока: сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи: обобщить знания детей о Петре I, создать условия для развития устной речи, воображения учащихся, умения обобщать и делать выводы. Воспитание чувства патриотизма, гордости за Родину.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Проверь себя», толковый словарь, раздаточный материал (карточки-задания для работы в парах)

Наглядность: изображение городских достопримечательностей Санкт-Петербурга, Пушкина, Петра Великого.

Опережающее задание: выучить стихотворение Пушкина, выяснить значение слова «преобразователь».

Формы деятельности на уроке:

  • Индивидуальная деятельность (проверка д/з, работа в рабочей тетради, чтение учебника)
  • Групповая деятельность (игра «Историческое домино»)

Использование современных педагогических технологий: групповая технология (работа в парах), игровая технология, ИКТ, технология критического мышления.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский.

Тип урока: комбинированный

Виды деятельности на уроке:

  • самостоятельная работа в тестовых тетрадях
  • чтение учебника
  • работа в рабочих тетрадях
  • слушание
  • просмотр презентации
  • игровая

План урока:

1. Организационный момент

(Виды деятельности: учитель и дети приветствуют друг друга)

2. Проверка домашнего задания

Начнём урок с проверки домашнего задания. Какие опасности угрожали России в начале 17 века?

В начале XVII  века польские захватчики выступили против России, заняли Москву. Но нашлись патриоты, которые возглавили народное ополчение и одержали победу.

Проверим, как вы усвоили эту тему. Откройте тетради «Проверь себя» на странице 28 и выполните все задания. Поменяйтесь тетрадями. Давайте проверим работу. Взаимопроверка. (Виды деятельности: дети выполняют работу, учитель наблюдает) Закройте тетради, отложите их на край стола.

3. Сообщение темы урока (Виды деятельности: группа детей читает стихи, остальные ученики и учитель слушают)

Разговор по новой теме хочется начать со стихотворения А.С.Пушкина. (читают заранее подготовленные дети)

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

– О чём идёт речь в этом стихотворении?

– О каком городе написал Пушкин эти строки? (О Санкт-Петербурге)

– По указу кого был заложен наш город? Пётр I хотел построить город и превратить его в морскую державу.

Сегодня на уроке мы обобщим знания о Петре I, узнаем, что нового появилось в стране во времена  правления Петра, поговорим о его реформах.

Итак, тема урока: «Пётр Великий».

А что вы знаете о Петре I? (мозговой штурм, актуализация знаний) Виды деятельности: дети высказываются.

4. Работа по теме урока

– Откройте учебники на странице 94 и тетради на странице 33. В тетради найдите задание №1. Что нужно сделать?

–  Найдите портрет Петра Первого. Кто изображён рядом? Справа от него изображён отец – Алексей Михайлович Романов, а слева дед – Михаил Фёдорович Романов.

– А теперь будем читать текст учебника и выполнять задания в тетради. (Виды деятельности: ученики читают и отвечают на вопросы, учитель задаёт вопросы)

– В каком возрасте провозгласили Петра Первого царём? (вопрос №2) Отметьте правильный ответ.

– Какие полки называли «потешными»? Да, с «потешных» полков, которые изначально создавались для забавы, началась новая регулярная русская армия.

– Чем Пётр I отличался от европейских государей?

– Пётр любил говорить: «Я царь, а у меня на руках мозоли». Как вы понимаете это выражение? Что он имел ввиду?

– Каковы главные черты характера Петра I? Перечислите. (Неутомимый, волевой, много знал и умел, крут нравом, требовал подчинения, жёсткий)

– Петра Первого называют царём – преобразователем. Что это означает?

– А какое объяснение написано в толковом словаре? (Преобразовать – совершенно переделать, изменить к лучшему)

– Пётр Первый открыл первый музей. Как он называется?

– Найдите задание в тетради и выберите верный ответ.

– А какой статус получил город, основанный Петром? Отметьте правильный ответ. На полях в кружочке цветом покажите уровень сложности задания: красный – легкое, синий – трудное. Отложите тетради. Давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка  (Виды деятельности: учитель и дети выполняют упражнения под музыку)

– О преобразованиях царя Петра мы посмотрим презентацию и узнаем, какое значение они имели для развития России.

№1. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Этикет поведения на ассамблеях был регламентирован петровским указом. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно для дворян и членов их семей. После Петра ассамблеи трансформировались в балы.

№2. По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне в начале XVII в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24. В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими, с подвижными часовой и минутной стрелками, и циферблатом с 12 делениями.

№3. Реформы Петра I коренным образом ломали бытовые устои русского общества. Одним из первых стал указ от 16 января 1705 г. «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Его неисполнение влекло суровые наказания, даже ссылку на каторгу.

№4. Однако, как ни богаты и красивы были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку.

№5. Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол и кафтан. Кафтан носили не застегнутым – нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.

№6. Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты – с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру. Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.

№7. Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

№8. Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек, более полутора тысяч книг было и у самого Петра. В основном это были издания необходимые царю в повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и садово-парковому делу.

№9. С начала XVIII в. многое изменилось как в устной, так и в письменной русской речи. Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни. Появились обращения на “ Вы”, “ Милостивый государь”, “ Господин”. Письма заканчивали подписями: ” Ваш покорный слуга”, “Остаюсь к услужению готовый”. Русский язык в петровскую эпоху обогатился множеством новых слов, преимущественно иностранного происхождения.

5. Закрепление изученного материала (Виды деятельности: учитель задаёт вопросы, ученики отвечают)

– Что нового появилось при Петре I, что изменилось?

– Благодаря Петру I в России появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург). В 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором.

– Как вы думаете, какое значение для России имели преобразования царя Петра?

– А сейчас проверим, как вы усвоили сегодняшний материал. Мы поиграем в игру «Историческое домино». (Учитель заранее заготавливает карточки для работы в парах.) У вас на столах лежат конверты, откройте их, достаньте карточки. Каждой карточке с цифрой 1 соответствует карточка с цифрой 2. Составьте логические цепочки. Что у вас получилось? Проверим. Молодцы!

  1. Ассамблея Петра Первого – это празднование для дворян, которое позже стало называться балом
  2. Празднование Нового года – 1 января
  3. Указ 1705г. «О бритии бород и усов» – неисполнение влекло суровые наказания
  4. Новая мода 1700г. – камзол, рубашка, белые чулки, парик
  5. Тупоносые туфли – ботфорты
  6. Петербург 1714г. – год основания публичной библиотеки  
  7. Первая русская газета – «Ведомости»
  8. Кунсткамера – первый музей России, который открыл Пётр I
  9. Санкт-Петербург – город на Неве
  10. Главная улица Петербурга – Невский проспект

– Ребята, мы хорошо поработали! А сейчас пришло время составить синквейн. Кто догадался и назовёт тему? Приготовьте листочки и составьте синквейн. Проверим. Отличная работа, молодцы!

6. Рефлексия

– О ком мы сегодня говорили на уроке?

– Что нового узнали о Петре Первом? Почему его стали называть Великим?

– Что вам понравилось на уроке?

7. Д/З

Учебник стр.94 – 100, тетрадь стр.34 №4, №6