Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках информатики

Разделы: Информатика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


В межаттестационный период мною был разработан и реализован проект “Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках информатики”. Я не буду останавливаться на теоретическом аспекте рассматриваемой проблемы, поскольку в современной научной и психолого-педагогической литературе об этом говорилось уже многое:

  • Во-первых, активизация познавательной деятельности является одной из приоритетных задач современного образования,
  • Во-вторых, в условиях глобальной информатизации общества одним из важнейших аспектов деятельности человека становиться умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы.
  • В-третьих, несмотря на обилие материалов, на данный момент отсутствует единая система критериев познавательной активности, и в практической деятельности учителю приходится самостоятельно определять показатели для измерения активности познавательной деятельности.

Именно третий вывод заставил меня провести тщательное изучение первоначального состояния познавательной деятельности учащихся. Ниже приведены методы исследования, которые были применены. (Приложение 1).

  1. Для изучения общей школьной мотивации была применена анкета Н. Г. Лускановой.
  2. Для установления интенсивности познавательной потребности учащихся были проанкетированы родители.
  3. Для выявления активных фаз урока использовалось наблюдение за работой учащихся на уроке.
  4. Для выявления отношения к предмету “Информатика” учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты.
  5. Для выявления уровня познавательной активности учащимся также было предложено выполнить проверочную работу. Оценивание проводилось по критериям А.К. Марковой, А.Г. Лидерс, Е.А. Яковлевой.
  6. Для измерения времени активности учащихся на уроке была использована методика математической статистики.

На основании полученных данных были сформированы группы учащихся с различными уровнями активности. На мой взгляд, наиболее действенной оказалась градация Е.В.Коротаевой. Она выделила следующие уровни познавательной активности:

  1. нулевой;
  2. относительно-активный;
  3. исполнительно-активный;
  4. творческий.

В идеале конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Иначе говоря, стратегия учителя должна заключаться в переориентации сознания учащихся, а именно учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Но это в идеале. Для себя я ставила цели:

  • Уменьшение количество учащихся с нулевой активностью до 4–5 % (1 ученик),
  • Увеличение процент времени активности учащихся до 95%,
  • Обеспечение переход учащихся на более высокий уровень активности.

Из всего вышеизложенного следует: деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы активность учащихся неизменно повышалась. Для этих целей теоретически сформулированы и обоснованы:

  1. Принципы активизации (принцип проблемности, принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач, принцип взаимообучения, принцип исследования изучаемых проблем, принцип индивидуализации, принцип самообучения, принцип мотивации).
  2. Факторы, побуждающие к активности (профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональное воздействие).
  3. Методы активизации (учебные ролевые игры, проблемная ситуация, словесные методы, самостоятельная работа с текстом, наглядные методы, практические методы, проектный метод, контроль знаний, индивидуализация обучения).

На основании теоретических положений и практически полученной информации мною было составлено перспективно-тематическое планирование на 3-й класс. Целью планирования являлась реализация поставленных в проекте задач. (Приложение 2).

Данное перспективно-тематическое планирование подразумевает корректировку в ходе реализации в зависимости от степени усвоения материала и уровня активности учащихся на уроках.

Как видно из планирования, для достижения поставленной цели были созданы следующие условия:

  • использование групповых форм работы на уроке;
  • проведение нестандартных уроков;
  • применение заданий нешаблонного характера;
  • использование индивидуальных карточек с заданиями;
  • включение в уроки заданий с элементами игры;
  • создание “состязательной” мотивации;
  • использование различных приемов развития познавательной активности младших школьников: разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, постановка проблемных вопросов, использование игровых ситуаций, путешествие в страну сказок, виртуальные экскурсии, применение мультимедийного проектора и различного программного обеспечения, информационное лото, прохождение лабиринтов, таблицы с вопросами и другое.
  • а так же использование программы “Виртуальная лаборатория: “Интерактивный задачник” для индивидуализации практической работы.

Предлагаю рассмотреть конкретные приемы активизации.

1. На этапе повторения пройденного материала, на уроке были использованы презентации-опросы. Презентация-опрос – замена устного опроса на мини-викторину, с использованием видеоряда и звукового ряда, в которой каждый из учащихся может принять участие, а значит – заработать хорошие оценки. В качестве конкретного примера предлагаю презентацию-опрос по теме “Источники и приемники информации” (Приложение 3).

2. На этапе закрепления изученного материала можно использовать прием самооценки по заданным критериям, причем наиболее эффективно действует данный прием, когда ученики сами составляют критерии. Рассмотрим пример по теме “Носители информации”. В качестве практического задания ученикам предлагается изобразить в графическом редакторе носители информации, о которых не упоминалось на уроке. После выполнения задания, ученикам предлагается придумать критерии оценивания своих работ. Ребята предложили следующее: “является ли объект носителем информации”, “является ли объект новым, неупомянутым на уроке”, “является ли рисунок достаточно эстетичным”. Главное преимущество этого приема состоит в том, что учащиеся не боялись критиковать свою работу, если ошиблись и говорили об этом вслух. Все учащиеся находились в равных условиях, а значит, даже ученик с малой активностью принимал участие в работе. Таким образом, активность всех учащихся возрастала.

3. Так же на этапе закрепления и изучения нового материала может быть эффективен прием работы в парах и группах. Он позволяет ребятам активнее включатся в учебный процесс, работать увлеченно, учится находить общий язык. У них вырабатываются навыки совместной работы. Конечно, это один из самых шумных способов работы учеников, зато очень продуктивный и активный. Со временем ученики научаться слушать друг друга и начнут эффективно работать в парах. Рассмотрим фрагмент урока “Отношения между объектами”. Учащимся было предложено прочитать статью учебника и показать новые знания парами. Каждая пара учеников получила карточку с видом отношений и должна была их изобразить так, чтобы остальные учащиеся догадались, о чем идет речь. На подготовку им было дано всего две минуты. Вот что у нас получилось: “высокий – низкий” – один ученик стоял, а второй сидел; “большой – маленький” – один стоял и раздувал щеки, а второй сидел и прятал голову; “начальник – подчиненный” – один стоял и грозил указательный пальцем, а второй кивал головой и соглашался и другое. Данный вид деятельности вовлекает в деятельность всех учащихся, а значит, активность в целом увеличивается.

4. Очень эффективным приемом на этапе усвоения новых знаний является ролевая игра. Как известно, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в определенных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Как любая игра, ролевая позволяет отвлечься ученикам от прямого изучения материала. Данный вид деятельности способен активизировать даже самых неактивных учеников, ведь все дети любят играть. Рассмотрим фрагмент урока по теме “Существенные свойства и принятие решений”. После того, как ученики получили новую информацию, им предлагается сыграть в игру “Выбор подарка”. Цель игры: уяснить и закрепить полученную информацию. Описание игры: принимают участие каждый раз пара учеников – покупатель и продавец; задача покупателя – купить маме подарок на день рождения, с учетом ее вкусов и располагаемой суммой денег; задача продавца – предложить товары, соответствующие требованиям. В результате игры ученики активно усваивают основные понятия и выводы урока.

5. Еще один прием – внеклассное мероприятие. Соревновательный характер данной формы урока повышает познавательную активность учащихся, развивает умения совместной деятельности. Конкретный пример урока по теме “Информация – страна загадок” представлен на сайте фестиваля. Я его использовала как в 3-м классе в конце года, так и в 4-м – в начале года в качестве повторения материала прошлого года.

Остальные разработки постараюсь представить по мере сил и возможностей.

Таким образом, было доказано, что интерес к уроку информатики, а вместе с ним и познавательная активность школьников возрастает с применением рассмотренных методик.

Список основной используемой литературы:

  1. Коротаева Е. В. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995. № 10.
  2. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. /Сов. педагогика. – 1989 – № 5. – С. 10–14.
  3. Маслова А.И. Условия активизации познавательной деятельности младших школьников
  4. Матвеева Н.В. Обучение информатике в 3-м классе: Метод. пособие / Н.В. Матвеева, Н.Е. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П.Панкратова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 431 с.: ил.
  5. Русакова О. Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с учениками начальной школы./ Информатика. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. – № 31. – 2000. 45 с.
  6. Челак Е. Н., Конопатова Н. К. Развивающая информатика. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 208 с.
  7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1983.
  8. Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. – № 9. –С. 29–43.
  9. www.ed.gov.ru