Современный период в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, связан с коренной трансформацией мировоззрения, пересмотром базовых ценностей, многократно возросшей ответственностью личности и общества за выбор социально-ценностных ориентиров. С одной стороны, по мере расширения международной интеграции происходит интернационализация культуры и быта, т. е. значительно увеличивается взаимовлияние и взаимообогащение разных культур. С другой стороны, быстрыми темпами растет национальное самосознание, которое выражается в повышенном интересе к традициям и ценностям исторического прошлого и культурного наследия, к сохранению национального языка, обычаев, фольклора, искусства, декоративно-прикладного творчества.
Рост национального самосознания порождает самые разнообразные по направленности, глубине и силе воздействия процессы. Национальные интересы не могут не учитываться сегодня при решении любого вопроса, стоящего перед современным обществом. Особенно важны они в решении проблем национального образования, т. к. национальные интересы в самом широком плане включают значительный круг интеллектуальных, исторических, нравственных и культурных ценностей. Стремление народов к самоопределению и упрочению самостоятельности обостряет потребность в формировании национального самосознания подрастающего поколения, что, в первую очередь, затрагивает школу и педагогическую науку.
Образовательным учреждениям принадлежит особая роль в формировании
национального самосознания личности, т.к. система образования призвана
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и
развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и
культурному наследию всех народов населяющих Россию, воспитание патриотов,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную толерантность,
уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, что
отражено в национальной доктрине образования Российской Федерации. В ней
определены основные цели и задачи государства в решении выше поставленных задач
в сфере образования:
– гармонизация национальных и этнокультурных отношений;
– сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности
народов России, гуманистических традиций их культур;
– сохранение языков и культур всех народов РФ [6].
Учитывая современные условия, когда отмечается подъем гражданственности, социальной активности, уровня национального самосознания, интереса к культурно-историческим ценностям и традициям татарского народа появляется необходимость в подготовке специалистов, являющихся носителями национальной культуры, менталитета, психологии, способных пробудить интерес к национальной культуре своего народа, формировать национальное самосознание подрастающего поколения средствами национальной культуры.
Постановка вопроса о сущности формирования национального самосознания студентов педагогических факультетов педвуза обусловлена изменениями в общественных отношениях, которые возникли в связи с тенденциями регионализации, реализующимися на государственно-политическом, экономическом уровнях и транслируются в сфере образования. В соответствии с основными направлениями регионализации становится необходимым обеспечение единой политики в области подготовки кадров с высоким уровнем сформированности национального самосознания, соответствующих запросам общества, с одной стороны, и сохранение, возрождение и преобразование ценностей и традиций национальной культуры народов конкретного региона, переосмысление их исторического опыта, национальных ценностей, выражающих нравственные принципы народа и воплощенных в духовности народа, с другой.
Степень развития личности студента как носителя национальной художественно-педагогической культуры определяется на интеллектуальном уровне – целостностью и систематизированностью знаний о национальной культуре; на эмоционально-ценностном уровне интересом и направленностью личности на овладение национальной культурой; умением идентифицировать явления национальной культуры; на поведенческом уровне – умением использовать элементы национальной культуры в предстоящей педагогической деятельности. С точки зрения ряда ученых (О.А.Абдуллина [1], К.Т. Гизатов [3], Г.В. Мухаметзянова [4], Г.В. Мухаметзянова [5]) методическую основу концепции национального образования составляет соответствие структуры содержания образования и воспитания этнофилософским традициям и особенностям, национально-специфическим характеристикам гармонического единства физической стороны, психоэмоциональной сферы и духовно-интеллектуальных сил представителей нации.
Актуальность включения национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс определяется углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания. Одним из основных противоречий, сопровождающих весь процесс развития педагогики, являются противоречия между “…универсальной общечеловеческой миссией образования и его столь же неотъемлемой функцией механизма передачи уникального этнокультурного наследия и сохранения национальной идентичности” [8]. Существует как минимум два подхода в разрешении этой проблемы. Часть философов, психологов, педагогов считают необходимым интеграцию национальных образовательных систем в единое мировое общеобразовательное пространство, сохраняя и поддерживая при этом “…национальные особенности и приоритеты интегрируемых образовательных систем” [2]. Другие уверены, что школа и вся система образования должны быть, прежде всего, ориентированы на личность с определенными национальными характеристиками. Личность не может быть самобытной без национального своеобразия: “Чем выше духовное чувство национального, тем глубже осознание внутренней сущности и исторической роли своего народа, тем ярче личность человека” [7]. Отсюда, задача современной российской школы – формирование национального самосознания подрастающего поколения, способствующего воспитанию духовной личности, готовой служить верой и правдой своей Родине и своему народу.
Одним из определяющих факторов самосознания современных народов является, прежде всего, осознание общности культурных ценностей как достояния народов и человечества. Относительно нациеобъединяющей роли культуры Э. Геллнер отмечал: “Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения” [2]. Именно культура, по мнению многих ученых, лежит в основе национальной дифференциации общностей и национальной самоидентификации индивида.
Национальная культура является одним из средств формирования национального самосознания, она представляет собой определяющий фактор жизнедеятельности любого народа и является базой и стимулирующим фактором для развития национального самосознания как личности, так и общности в целом.
Исследования и анализ истории развития и особенностей декоративно-прикладного искусства татарского народа позволяют судить о высоком педагогическом потенциале народного творчества татар в эстетическом воспитании, художественном образовании и формировании национального самосознания личности как будущих учителей начальных классов так и их воспитанников-учащихся младшего школьного возраста.
Использование национальных художественных традиций в подготовке учителя начальных классов к формированию национального самосознания может быть осуществлено в процессе изучения разработанного нами интегрированного с дисциплиной “Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом” и педагогической практикой студентов в школе, специального курса “Декоративно-прикладное искусство татарского народа”.
При моделировании состава, структуры и содержания специального курса по профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов к формированию национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа мы учитывали:
1. Основные элементы структуры учебно-воспитательного процесса в
педагогическом вузе:
– усвоение знаний в их двойной функции как расширяющих научный, культурный
кругозор, так и одновременно выступающих средством формирования национального
самосознания студентов;
– вооружение студентов умениями организации учебной, внеучебной, воспитательной
работы, направленной на формирование национального самосознания учащихся;
– формирование активной жизненной позиции, саморегуляции поведения личности
будущего учителя с позиции носителя и транслятора художественной культуры своего
народа.
2. Составляющие системы художественного образования и эстетического
воспитания студентов в педвузе:
– совокупность эстетических и художественно-практических знаний о
декоративно-прикладном искусстве татарского народа как части общечеловеческой
культуры, особом типе художественного творчества;
– совокупность способов и опыта художественно-творческой деятельности на основе
принципов декоративно-прикладного искусства татар;
– опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности и искусству
(личностная ориентация на огромное общественное значение татарского ДПИ в
формировании национального самосознания младших школьников).
3. Новейшие направления школьной и вузовской педагогики и методики обучения и
воспитания:
– знание теоретических основ методики формирования национального самосознания
младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского
народа;
– функциональное владение методикой формирования национального самосознания
средствами татарского ДПИ на уровне современных научно-педагогических и
методических требований;
– моделирование учебно-творческих заданий при освоении декоративно-прикладного
искусства татарского народа, влияющих на формирование национального самосознания
младших школьников.
Разрабатывая структуру и основное содержание спецкурса, как совокупность теоретической, художественно-практической и методической подготовки студентов средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа можно выделить три блока подготовки и содержание этих блоков:
1. Теоретическая подготовка – изучение декоративно-прикладного искусства татарского народа как части общечеловеческой культуры, его роли и значения в формировании национального самосознания, художественном образовании и эстетическом воспитании младшего школьника.
2. Художественно-практическая подготовка – изучение на практике творческих принципов художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация), освоение педагогического рисунка как основы художественно-практической подготовки студентов к обучению и воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства.
3. Методическая подготовка – знание и применение на практике научно-методических основ обучения, воспитания и формирования национального самосознания младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства татарского народа.
Таким образом, национальная культура, народные традиции, декоративно-прикладное искусство являются важным педагогическим средством, использование которого в педагогической деятельности делает процесс воспитания и формирования национального самосознания более целенаправленным.
Литература
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.
- Геллнер Э. Нации и национализм. – М., 1991. – С. 35–37.
- Гизатов К. Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. – Казань: Тат. кн. изд-во, 1982. – 126 с.
- Мухаметзянова Г.В. Проблема создания национальных систем образования // Национальное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования: Тез. международ. научн.-практ. конф. – Казань, 1994. – С. 39–41.
- Мухаметзянова Г.В. Региональная система профессионального образования // Специалист. – 1994. – № 5 – 6. – С. 18-20.
- Постановление Правительства РФ от 04. 10. 2000. – Национальная школа: концепция и технология развития. Доклады и материалы международной конференции. – Якутск, 1993. – 320 с.
- Тхагапсоев Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика. – 1998. – № 4. – С. 66–72.
- Шаймарданов Р.Х. Теория и технология интенсивного развития профессиональной личности учителя в ВУЗе: Автореф. дисс… д-ра пед. наук. – Казань, 1998. – 39 с.