Тип урока: изучение нового материала.
Программа: “Школа 2100”.
Учебник: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан “Окружающий мир”, 1 класс, часть 2.
Цели.
Образовательные: расширить и систематизировать представления учащихся о живой и неживой природе в летний период; учить учащихся правильному поведению во время грозы, и в жаркий летний период.
Развивающие: развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений объектов природы и их анализе.
Воспитательные: воспитывать умения чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
Оборудование: компьютер, проектор, электронный учебник “Уроки Кирилла и Мефодия, Окружающий мир. 1 класс”, плакат “Лето”, “Круговорот воды в природе”.
Ход урока
I. Организационный момент
Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,
Если рано утром росы гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул
пчелиный,
Если солнышком согрета вся вода в реке до дна,
–
Значит, это уже …. (лето)!
Значит, кончилась …. (весна)! (Е.Трутнева)
II. Актуализация знаний и постановка проблемы
– Как вы думаете, о чём мы будет говорить на уроке?
– О каких временах года говорится в стихотворении? (Весна, лето)
– Какие ещё времена года вы знаете?
– В каком порядке следуют времена года?
– Посмотрите на картину, какое время года здесь изображено? (Плакат “Лето”)
– По каким признакам вы догадались?
– Так о чём мы сегодня говорим на уроке? Какая тема нашего урока?
– Что мы узнаем нового? (Отличительные признаки лета, правила безопасного поведения в летние дни, бережное отношение к природе)
III. Совместное открытие знаний
1. – Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по временам года, давайте все отправимся в гости к лету. У нас в гостях Космик, сказочный герой (слайд 2 урока 13). Он раскроет нам несколько секретов о лете.
Космик. Привет!
Сегодня мы с тобой продолжим путешествие по временам года.
Мы отправимся в гости к лету.
Здравствуй, лето долгожданное!
Солнце, речка и песок, тень березки, ветерок,
Ключ, звенящий в тишине, тёплый дождик при луне,
Трепет крыльев стрекозы и атласный шелк травы.
Земляника и малина, подберезовик у пня,
Голубая паутина, щебет крыльев, шум ручья.
Много радости и света дарит нам с тобою лето!
На полянке посмотри, красочные фонари – это летние цветы. Изучи-ка их и ты.
Посмотри на растения, которые можно встретить летом. Щелкни по очереди на каждую картинку, послушай название растения и постарайся их запомнить.
– Прежде чем выполнять задание Космика, посмотрите, может быть, без подсказки вы узнали какое - либо растение. Если это так, то назовите это растение?
– Прослушайте правильные названия этих растения, и хором повторите. (Луговой василек, цикорий, тысячелистник, клевер, лесная герань)
– Какие ещё летние растения вы знаете? (Работа по плакату)
2. – Весной, только пригреет солнышко, появляются первые насекомые. Они есть везде: и в лесу, и на лугу, и у воды.
– Сейчас наш друг Космик познакомит с некоторыми из них. (Слайд 3 урока 13)
Космик. На лугу, в лесу, у реки много разных насекомых. На цветках растений можно увидеть пчел, шмелей, бабочек. Они кормятся сладким цветочным соком – нектаром. А знаешь ли ты насекомых, которые изображены на картинках? Щелкни по очереди на каждую картинку и послушай названия насекомых, и постарайся их запомнить. (Дневной павлиний глаз, стрекоза-дозорщик, перламутровка, комар-долгоножка, жук клоп-солдатик, жук-дубовый усач)
– Давайте повторим названия насекомых.
– Каких ещё насекомых можно встретить летом?
IV. Физкультминутка
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в сторону, вперед.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Тихо сели и опять начинаем изучать.
V. Совместное открытие знаний
3. – Ребята, в чём же причина происходящих в природе изменений? Почему вокруг всё позеленело, стало много цветов, насекомых, птиц?
(Стало теплее. День становится длиннее, солнце светит ярче, посылая свои яркие лучи на землю)
– Откройте учебник на стр. 80. Прочитайте задание внизу страницы.
(Чтение текста про себя, по ролям)
– Почему на улице зимой в 9 часов темно, а летом светло? (Слайд 4 урока 13)
Космик. Весна закончилась, день все прибывает, он уже обогнал ночь и продолжает отвоевывать у нее часы и минуты. Самые длинные дни в году в конце июня. Один из них называется днем солнцестояния. Найди его на календаре и выдели щелчком.
– Что значит День солнцестояние? (Это самый длинный день в году)
4. – Ребята, посмотрите на верхний рисунок стр. 80. Какое явление природы здесь изображено? (Дождь)
– А как образуется дождь? (Плакат круговорот воды в природе)
(Слайд 6 урока 13)
Космик. Вода несет жизнь и растениям, и животным. В жаркую погоду, когда долго нет дождей, может начаться засуха. А откуда берется дождик? Вода с поверхности озера, реки или моря всегда понемногу испаряется. Она превращается в крошечные капельки воды, в прозрачный пар. Прозрачный пар смешивается с воздухом. Под лучами солнца воздух нагревается и уносит водяные пары вверх. На холоде мельчайшие невидимые частички воды соединяются друг с другом, растут и становятся видимым паром. Пар охлаждается и превращается в туман, образующий облака. Когда каплям в облаке становится еще холоднее, они сливаются друг с другом. Облако превращается в серую тучу. И вот уже тяжелые капли дождя падают на землю.
5. – А если во время дождя гремит гром и сверкает молния, то это уже …… (гроза). А что бывает вначале – гром или молния? (Молния)
– Прочитайте текст на стр. 80.
Послушаем Космика дальше. (Слайд 8 урока 13)
Космик. В глубокой древности все, от мала до велика, боялись грозы. Люди думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы. Но боялись они не столько огненных стрел, сколько грома. Еще бы, как загремит! Земля дрожит, а что гремит непонятно. На самом деле от грома никакого вреда, опасаться надо молнии. Молния – это огромная электрическая искра. В считанные доли секунды она пролетает по небу несколько километров. Воздух на ее пути мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом. С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб - разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена – подожжет, пожар устроит. Если гроза застала тебя во время прогулки за городом, главное - правильно выбрать место для укрытия. Щелчком выбери место, куда нельзя прятаться во время грозы. (Дерево)
– Посмотрите в учебнике, чего нельзя ещё делать во время грозы.
6. (Слайд 7 урока 13)
Космик. Летом из-за большой разницы между дневной и ночной температурой рано утром на траве часто появляются осадки. Какие это осадки? Щелкни по подходящей картинке. (Роса)
VI. Физкультминутка
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки – дружно, веселей!
Застучали наши ножки – громче и быстрей!
По коленочкам ударим – тише, тише, тише.
Ручки наши поднимаем – выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
VII. Совместное открытие знаний
7. – Все изменения в природе происходят из-за того, что становится теплее, солнце светит ярче, посылая свои яркие лучи на землю. Чтобы солнышко нам не навредило, мы должны помнить о правилах поведения в жаркий летний день.
– Что необходимо знать, когда отправляешься летом на прогулку, в жаркое время суток? (Иметь головной убор, долго не загорать)
(Слайд 5 урока 13)
Космик. Посмотри, малыш собрался на прогулку, но на улице очень жарко. Помоги ему выбрать предмет, без которого нельзя находиться на солнце слишком долго.
– Какие правила поведения у воды надо выполнять, что бы ни случилось беды? (Купаться только под присмотром взрослых, не нырять в незнакомом месте, Не заплывать за буйки, не баловаться на воде)
8. (Слайд 10 урока 13)
Космик. Лето – пора созревания плодов и семян. Посмотри, сколько плодов принесли мне друзья. Интересно, а ты знаешь, что это за плоды? Выбери плод, который сорвали с каждого дерева или кустарника. Сначала щелкни по картинке с деревом или кустарником, послушай его название, потом выбери плод, щелкни по нему.
– Посмотрите в учебник на стр. 81. Расскажите, какие изменения происходят летом в жизни животных.
– Потепление отражается на жизни животных. Летом птицы строят гнёзда и откладывают яйца, выводят птенцов. Появляется потомство и у зверей.
– Каким птицам нужно помочь в построении жилищ?
– Как они нас могут за это отблагодарить?
VIII. Самостоятельное применение знаний
– Откройте тетрадь на стр.68. Выполните задание.
– Стр. 67, задание 2.
IX. Итог урока
– Отгадай загадки. (Слайд 9 урока 13)
– Что узнали нового на уроке?
– По каким признакам мы определяем, что пришло лето?
X. Рефлексия
– Какой момент урока вам больше всего запомнился?
– А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?