Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: 7 класс, Н-НН в страдательных причастий, Н-НН в суффиксах страдательных причастий, Н-НН в отглагольных прилагательных, Н-НН в словах-исключениях, алгоритм отличия причастия от отглагольного прилагательного, Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Базовый учебник Русский язык. 7 класс учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.:науч.ред.Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2009 

Цель урока: познакомить с правилом написания Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Задачи:

  • обучающие: сформировать умения выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени; сформировать умения составлять алгоритм рассуждения по заданной теме;
  • развивающие: развивать умения разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, образованные от глаголов; развивать умения и навыки работы с источниками учебной информации;
  • воспитательные: пробуждать интерес к изучаемому предмету; способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения

Тип урока: урок – введение нового материала

Формы работы учащихся: парная, фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс на 7 мест, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Структура и ход урока

1. Организация начала урока (1 мин)

2. Изучение нового материала (15 мин)

Тема, цель урока. (Слайды 1,2)

- Прочитайте тему урока

- Сформулируйте цель урока.

- Знания и умения, полученные на уроке, помогут справиться с экзаменационными заданиями на ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Постановка проблемной задачи.

- Когда в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных пишется Н? НН?

- Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

- Чтобы ответить на данные вопросы, проведём небольшое исследование.

Исследование нового материала.

1.Самостоятельное изучение теоретических сведений по новой теме и составление схем в тетрадях для опор.

(Электронный учебный модуль информационного типа представлен интерактивным текстом. Скриншот.) (Слайды 3,4) <Рисунок 1>,< Рисунок 2>

2. Выступления учащихся с информацией по данной теме. Краткая схематичная запись в тетради для опор. (Слайд 5)

3. Отчет о выполненной дома работе: изучение теоретического материала (Приложение 1) и составление алгоритма отличия причастия от отглагольного прилагательного. (Слайды 6-8) (Приложение 2)

4. Запись схемы в опорах. (Слайд 2 из детской презентации)

3. Зарядка для глаз. (3 мин) (Слайды 9-13)

4. Закрепление учебного материала (12 мин)

1. Устная работа. Игра “Футбол” (Приложение 3)

- Для закрепления учебного материала предлагаю сыграть в футбол. (Слайды 15-25)

(Авторская интерактивная игра “Футбол”)

- Игра содержит 10 заданий. Выбираем правильный ответ и бьем по мячу. Если ответ верный, появится слово “гол!” и аплодисменты, неверный - “мимо!”, выбираем другой.

- Объясните выбор “мяча”.

2. Распределительный диктант. Упражнение 119.

(2 человека за доской, остальные в тетради. Проверка: сверяют с доской.)

- Графически обозначьте правописание Н или НН.

Приложение 4

5. Контроль полученных знаний (5 мин)

- С целью проверки усвоения темы выполним контрольный тест. (Карточки) (Приложение 2)

Задание: вставьте буквы Н или НН.

- Проверим тест. (Слайд 26)

(Открываю ответы и озвучиваю - учащиеся проверяют).

6. Подведение итогов урока Рефлексия (3 мин)

- Чему учились на уроке?

- В скольких случаях в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных пишется одна буква Н? две НН?

- Закончите фразу (Слайд 27): “Я доволен своей работой на уроке, потому что…” или “Я не очень доволен своей работой на уроке, потому что…”

7. Домашнее задание (1 мин)

П.21, прочитать. Выучить схемы в опорах.

Упр.118, списать, уметь обосновать выбор вставленной орфограммы.

Слайд 28 заканчивает урок