Технология ведения дома. Раздел "Художественные ремесла". 5-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Количество часов: 4 часа.

Цель урока: формирование у учащихся представлений о техниках росписи ткани, истории и особенностях этого древнего искусства в ходе проведения урока технологии с использованием ИКТ путем построения интегративных связей.

Задачи урока:

Образовательная:

  1. учащиеся научатся владеть инструментами, приспособлениями и материалами, использующимися при росписи ткани;
  2. учащиеся овладеют методами, принципами и техническими приемами работы в технике “холодный батик”;
  3. учащиеся углубят эстетические познания в декоративно-прикладном искусстве.

Развивающая:

  • учащиеся будут развивать учебно-познавательную компетенцию в графических умениях декоративной трактовки цветового мотива, творческое мышление, мелкую ручную моторику;
  • учащимся будет прививаться интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
  • учащиеся будут развивать компетенцию личностного самосовершенствования в области эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, творческие способности через обогащение визуального опыта в результате знакомства с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Воспитательная:

  • у учащихся будет воспитываться любовь к декоративно-прикладному искусству;
  • у учащихся будет воспитываться аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, информационно-развивающий, практический, эмоционального стимулирования (поощрение).

Формируемые УУД:

  • Личностные: уважение к своему народу, гордость за свой край, за его прошлое, толерантность, принятие особенностей культур других народов; способность к самостоятельной, творческой деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками; основы экологического мышления.
  • Метапредметные: действия по планированию времени и последовательности выполнения отдельных операций и работы в целом; осуществлению самоконтроля и оценки качества готового изделия, анализу ошибок.
  • Предметные: действия по нахождению и представлению информации о росписи ткани в России (современной и в исторической перспективе); изготовлению аппликации “Медвежонок” в технике “холодного” батика с использованием навыков простегивания изделия.

Словарь терминов: шелк, батик, резервирующий состав, “холодный” батик, солевая техника.

Дидактический материал: образцы аппликации “Медвежонок” и вариаций на эту тему, презентация к уроку, оценочный лист на каждую ученицу, технологическая карта на изготовление аппликации, музыкальное сопровождение.

Оборудование: рабочие тетради, жетоны для игры, шаблоны рисунка (Приложение 5), копировальная бумага, шелковая белая ткань 30*60 см, клей ПВА (или резервирующий состав), краски для ткани, кисти, пяльцы, крупные кристаллы соли, фен, синтепон 30*30 см, белые нитки, ручная игла, наперсток, ножницы, мультимедийная установка.

Тип занятия: методологической направленности.

Профориентационные связи: швея, историк, художник-оформитель, искусствовед.

Межпредметные связи: ИЗО, музыка, история, МХК, биология, география, психология.

Ход урока

I. Мотивация.

1.1. Контроль готовности учащихся к уроку.

1.2. Психологическая подготовка. Модификация цветового теста Люшера. Сегодня у нас урок не совсем обычный и начнем мы его тоже не так, как всегда. Ваш рабочий день в школе подходит к концу, у каждого из вас сегодня были и плохие, и хорошие моменты. Сейчас я вам предлагаю измерить ваше настроение на начало урока с помощью цветового теста (дети выбирают цвет своего настроения и фиксируют его у себя в рабочих тетрадях) (слайд 2).

II. Этап проверки домашнего задания.

Учитель выясняет уровень усвоения учащимися раннее изученных тем, на материал которых будет опираться при изучении новой темы.

Вопросы для повторения (слайд 3):

Расскажите о разнообразии видов декоративно-прикладного искусства нашей страны (роспись по дереву, вязание, вышивка, изготовление народных кукол, кружевоплетение и т.д.).

Вспомните законы сочетания цвета (вспомнить цветовой круг, о сочетании родственных цветов и правиле “треугольника”).

О каких народных традиционных куклах вам удалось узнать?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

III. Этап актуализации новых знаний.

В 53 г. до н. э. под Карфагеном около реки Евфрат происходило сражение между легионами римского полководца Марка Лициния Красса и парфянами (слайд 4). Отступавшие парфяне вдруг остановились и обстреляли своих преследователей градом стрел. Отважные легионеры, возможно, скоро оправились бы от неожиданности, но произошло следующее: под ужасающие крики парфяне развернули огромные шелковые полотнища и стали размахивать переливающимися яркими красками под ослепительным солнцем знаменами (слайд 5). Это зрелище испугало римлян настолько, что они в беспорядочном бегстве поспешили покинуть это “ужасное место”.

Учитель: Девочки, как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Обучающиеся формулируют тему и цель урока, учитель корректирует (слайд 6).

Учитель: Обратите внимание на словарь терминов (слайд 7), в течение урока вам необходимо сформулировать и записать определения к этим понятиям.

III. Этап формирования новых знаний.

Итак, легионеры Красса были первыми римлянами, которым столь ужасным способом довелось познакомиться с шелком, который называют “жемчужиной” среди тканей за ее неподражаемый блеск и уникальные свойства. Правда, представления о производстве этой драгоценной ткани в те далекие времена были абсолютно неверными. Тайна изготовления шелка – на радость китайцам (слайд 8) и торговцам шелкового пути, еще долго оставалась неразгаданной.

Одни считали, что шелковые нити вычесывались с особых пород деревьев, другие считали, что его получают из какого-то пустынного цветка. Шелк, эта струящаяся, нежная на ощупь ткань, ценилась на вес золота и была символом могущества и власти.

Более 3 тысячелетий Китаю удавалось сохранять тайну разведения тутового шелкопряда, маленькой гусеницы, из кокона которой получают шелковую нить (демонстрация куколки шелкопряда, слайд 9). Но все тайны когда-нибудь раскрываются. Так произошло и с производством шелка. Сначала некая самоотверженная китайская принцесса в IV в. н.э., выйдя замуж за короля малой Бухары, принесла ему в дар яйца шелковичного червя, спрятав их в своей прическе. Спустя примерно 200 лет, в 552 г., к императору Византии Юстиниану (слайд 10) явились два монаха, которые предложили за хорошее вознаграждение доставить из далекого Китая яйца шелкопряда. Юстиниан согласился. Монахи отправились в опасное путешествие и в том же году вернулись, принеся яйца шелкопряда в своих полых посохах. Так началось “победоносное шествие” шелка по миру.

Считается вполне вероятным, что история росписи по шелку началась на ранних этапах его изготовления (слайд 11). Самой древней из известных науке росписей более 2000 лет. Это двухметровое полотнище нашли в месте захоронения одной знатной дамы. На хорошо сохранившейся росписи видны темные фигуры, выполненные минеральной краской.

Иначе искусство росписи ткани называется батик.

Задание на дом. Выясните, используя ресурсы Интернет, страну происхождения этого слова и его дословный перевод с языка этой страны.

Творческая галерея.

Демонстрация работ, выполненных учителем и детьми на уроках. Комментарии к работам (слайд 12-15).

Материалы.

Далее наш урок продолжим игрой-соревнованием, которая называется “Загадка из черного ящика”. Вам предстоит разделиться на две команды, за каждый правильный ответ команда будет получать жетон (в ходе игры ученицы выставляют себе балл за активность, правильность ответов в оценочный лист – Приложение 1).

Роспись по ткани – одно из самых увлекательных творческих занятий. Успех зависит от правильности подбора необходимых материалов (слайд с загадками).

Это изделие получают на ткацком станке путем переплетения продольных и поперечных нитей (ткань, слайд 16). Лучше всего учиться рисовать на шелковой ткани, она гладкая, струящаяся. Но сегодня, на первом в вашей жизни уроке росписи по ткани, мы попробуем работать на хлопчатобумажной ткани.

Руки красные и рот,
Разноцветный я, как в сказке.
Не лентяй, не обормот, —
Просто постарались... (краски, слайд 17)

Выбор красок для росписи ткани достаточно велик. Отличаются они лишь способом закрепления на ткани: одни нужно закреплять горячим утюгом, другие – влагой или паром. После закрепления красок, изделие можно стирать в теплой воде с моющими средствами.

Чинишь рваную тетрадь?
Им листы намажь скорей.
Нужно крепко их прижать,
Чтоб быстрее высох... (клей, слайд 18)

Для чего же нам будет нужен клей? По ткани краски растекаются лучше, чем по бумаге, поэтому для получения четких границ рисунка их обводят особым составом, который называется контурный состав или резерв. В качестве резерва мы будем использовать клей ПВА.

Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль, слайд 19).

Солью посыпают расписанные, еще влажные участки, соль притягивает мельчайшие частички краски, не дает ей растекаться. В результате получаются оригинальные, причудливые узоры.

Копировальная бумага нужна для перевода рисунка на ткань (слайд 20).

Рабочие инструменты

Ткань держать устали пальцы,
Мне пришли на помощь... (пяльцы, слайд 21)

Рама или пяльцы – один из самых необходимых предметов для росписи ткани, т.к. ткань не должна касаться стола и должна быть туго натянута.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (кисточка, слайд 22)

Кисти – самый важный рабочий инструмент для росписи. От них зависит качество работы. Научные исследования показывают, что уже в 3000 г. до н.э. в Китае существовал инструмент, который обладал всеми качествами современной кисти. Нам понадобится по крайней мере 2 размера кисти: тонкая и широкая.

Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди … (феном, слайд 23)

Фен ускоряет процесс высыхания краски.

То взад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе,
Продырявит море. (утюг, слайд 24)

Утюг нужен для закрепления красок на ткани.

IV. Этап закрепления новых знаний.

Физкультминутка.

В ходе игры некоторые из вас получили жетоны за правильные ответы на загадки. А теперь те, у кого есть жетоны, имеют право задать вопрос команде-сопернице по теме нашего урока и оценить правильность ответа, записав отвечающему баллы в оценочный лист.

Примерные вопросы:

  1. Как давно появилась роспись по ткани как декоративно-прикладное творчество? (более 2000 лет назад)
  2. Какую ткань люди стали расписывать первой? Почему? (шелк, т.к. это скользкая, струящаяся, эффектная ткань)
  3. Какая страна является родиной шелка? (Китай)
  4. Как иначе называется искусство росписи ткани? (батик)
  5. Назовите необходимые для росписи ткани материалы (ткань, краски, резерв, копировальная бумага, соль).
  6. Назовите необходимые для росписи ткани инструменты (пяльцы, кисти, фен, утюг).
  7. Что такое резервирующий состав и зачем он нужен? (чтобы краски не растекались за нужные границы, контуры рисунка обводят составом, который называется резервирующим).

V. Этап формирования умений и навыков.

Техники росписи по ткани.

Роспись по ткани – одна из самых эффектных техник в декоративном искусстве (слайд 25), потому что художественные приемы очень разнообразны, и можно подобрать технику себе по душе.

Сегодня мы будем знакомиться с техникой “холодного” батика с включением элементов солевой техники.

Техника “холодного” батика или техника гутта была разработана русскими художниками в начале XX века. Отличительная особенность этой техники в применении резервирующего состава, который не дает краске растекаться за нужные границы. Чтобы изделие получилось ачественным нужно соблюдать некоторые правила (слайд 26):

  • все контуры, которые обводятся резервом, должны быть замкнутыми и достаточно тонкими;
  • перед нанесением краски резерв должен хорошо просохнуть;
  • всегда начинать работу нужно от светлого цвета к темному (это позволит исправить ошибки);
  • каждый новый тон краски нужно проверять на отдельном лоскутке ткани;
  • чтобы получить более светлые оттенки одного цвета можно использовать прием росписи “по сырому”, предварительно смачивая этот участок водой;
  • работу с большими участками нужно выполнять широкими мягкими кистями.

Практическая работа “Роспись в технике “холодного” батика.

Аппликация “Медвежонок”

Вводный инструктаж. Правила техники безопасности (слайд27).

Помните, что все химические вещества и красители ядовиты, поэтому в работе с ними нужно быть очень осторожными, не допускать их попадания в глаза, рот, нос.

Рабочий стол должен быть укрыт клеенкой.

На рабочем месте соблюдайте порядок, там должны быть только нужные для работы материалы и инструменты.

Текущий инструктаж. Работа по технологическим картам (Приложение 2).

Холодный батик характеризуется четким графическим рисунком, поэтому на туго натянутую в пяльцы ткань мягким карандашом нужно нанести рисунок (слайд28). Сделать это можно двумя способами: или через копировальную бумагу, или, если рисунок просвечивает сквозь ткань, просто обводя контуры.

Теперь основной этап работы. По карандашному рисунку очень аккуратно наносим резерв (слайд29). Следим за тем, чтобы все контуры были замкнутыми. Просушиваем резерв.

Начиная роспись красками, нужно помнить, что на хлопчатобумажной ткани краски хорошо растекаются и впитываются. Подбираем нужные оттенки красок. Начинаем роспись от левого верхнего угла, т.е. от ушек и лобика мишки (слайд 30). Большие участки нужно заполнять быстро, чтобы не допустить появления неравномерных покрытий и ореолов. Кроме того, роспись больших участков лучше осуществлять росписью “по сырому”.

Элементы солевой росписи (слайд 31): влажные еще участки на лобике и брюшке мишки присыпаем крупными кристаллами соли. Сушим изделие.

После полного высыхания фиксируем краски с помощью утюга (слайд 32) в течение 3-5 минут с изнаночной стороны.

На изнаночную сторону аппликации накладываем кусок синтепона и хлопчатобумажной ткани по размеру рисунка. Фиксируем все три слоя в пяльцы. Затем швом “вперед иголка” с размером стежка 3-4 мм аккуратно простегиваем изделие по всем контурам (техника безопасности на слайде, слайд 33). Далее украшаем изделие (пришиваем бусины или стразы на месте носика и глаз (слайд 34)) и вырезаем по контуру, сделав припуск 1-2 мм (слайд 35). Наше изделие готово (слайд 36). Аппликацию можно пришить на одежду, сумку, украсить им шкатулку.

VI. Этап подведения итогов урока.

Закрепление пройденного материала.

Вопросы для повторения:

  1. О каком новом виде декоративно-прикладного творчества вы узнали на уроке?
  2. Насколько и чем заинтересовал вас этот вид рукоделия?
  3. Объясните, каковы отличительные особенности техники, освоенной вами на уроке.

Заключительный инструктаж.

Анализ выполнения практической работы.

Оценка выполненной работы по критериям (Приложение 3). Выставление оценки в оценочный лист себе и соседке по парте. Выведение итоговой оценки за урок.

Разбор типичных ошибок учениц.

VII. Рефлексия (слайд 37).

- Что вам понравилась сегодня на уроке?

- Что вы запомнили важного и главного для себя?

- Что вам могло бы пригодиться в жизни?

Ответы учащихся должны строиться на основе следующих выражений:

  • Мне понравилось…
  • Я научилась……
  • Мне запомнилось….
  • Мне пригодится……

Вторичная психологическая диагностика. Модификация цветового теста Люшера. В начале урока мы измеряли наше настроение. Давайте повторим то, что уже делали и сравним полученные результаты (диагностика, сравнение результатов: что произошло, улучшилось или нет настроение, каким оно стало (активнее, спокойнее и т.д.)) Интерпретация результатов теста – Приложение 4.

Заканчивается урок, давайте подведем итог нашего занятия.

Учитель, анализируя оценочные листы, выставляет отметки за урок, сравнивая баллы самооценки, взаимооценки, свои собственные наблюдения и комментируя их, в спорных ситуациях оценка выставляется в пользу ученицы. Учитель выделяет наиболее активных обучающихся. Осуществляется уборка рабочих мест.

Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали. А теперь перейдем к домашнему заданию.

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

На следующем уроке мы продолжим знакомство с видами декоративно-прикладного творчества, с нетрадиционным применением остатков пряжи для украшения предметов одежды и изготовления игрушек.

К следующему уроку вам нужно отыскать в Интернете значение слова “батик”, страну его происхождения и дословный перевод.

  • Осуществляет мотивацию выполнения д/з.
  • Проводит инструктаж по выполнению д/з.

Приложение 5.