Цели урока:
- систематизировать материал по теме;
- формировать навыки правильного употребления в речи составных сказуемых;
- способствовать развитию устной и письменной речи;
- закрепить навык использования в тексте составных сказуемых.
Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, мультимедиа, карточки для индивидуальной работы, тексты, вопросы, словари, слайды.
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
Должны
- Знать
- Основные элементы составного сказуемого
- Определять способ выражения простого и составного сказуемого
- Уметь
- Использовать в тексте простые и составные сказуемые
2. Комплексный анализ текста
(статья А.И.Ильина о А.С.Пушкине).
(Текст у каждого учащегося находится на парте.)
Текст
Пушкин был первым, кто признавал и поощрял малейшие р...стки д...рования, и все его совреме..ики, поэты и прозаики: Жуковский, Кольцов, Дельвиг, Гоголь, Баратынский, Давыдов, Погодин, имели счастье пользоваться его ра...пол...жением и од...брением.
Всякий чужой успех, хорошее стихотворение, всякое богатство духа в другом – для него радость. Его друзья сумели нам трогательно поведать о его верности.
Его интеллект (не)редко просто поражал2 его друзей и совреме...иков4.
Жуковский сказал как(то) Гоголю: “Когда Пушкину было восемнадцать лет, он думал как тридцатилетний человек; ум его созрел гораздо раньше, чем характер”.
...Можно сказать о его памяти: в ней осталось только самое верное, самое (не)обходимое и вечное, (не)исти..ое в ней (не)сохра...нялось.
Поэт Жуковский ра...казывает, что Пушкин мог без запинки повт..рить только, что услыша..ые строфы чужого стихотворения. Если же он забывал какую(нибудь) стр...ку, Жуковский уже знал, что стр..ка была (не)удачной.
(А.И.Ильин)
Учитель: “Послушайте текст (текст читает учитель) и ещё раз прочитайте про себя.”
- Определите тему текста.
(Пушкин как поэт)
- Какие основные мысли высказывает автор статьи о Пушкине?
а) умел видеть и по достоинству оценить талант писптеля;
б) бескорыстная доброта за чужой успех;
в) высокий интеллект.)
Работа со словарем:
- объясните значение слова интеллект.
Учитель:
- Что говорит автор о памяти Пушкина? Прочитайте вслух.
(неистинное в ней не сохранялось)
- Как понимать это выражение?
(Пушкин умел ценить добро, талант, красоту, много работал над собой, превыше всего для него духовные и нравственные ценности)
- Что собой представляет это выражение с точки зрения выразительности языка?
(метафора)
- Подумайте, какой можно подобрать заголовок? Запишите заголовок на листе.
(Пушкин как поэт)
- Подчеркните в нём грамматическую основу.
- Почему нет знаков препинания в предложении?
3. Орфографическая работа.
Задание: ручкой в тексте вставьте пропущенные орфограммы и графически обозначьте.
- На какое орфографическое правило пропущены орфограммы?
(обобщить, если учащиеся допустили ошибки, исправить и вынести на поля)
4. Пунктуация.
Задание: графически объясните постановку тире в предложении второго абзаца.
(обобщить, назвать все случаи постановки тире в простом предложении)
5. Главные члены предложения.
Задание: произвести синтаксический разбор предложения
“Его интеллект нередко просто поражал его друзей и современников.”
Задание: выписать словосочетание с подчинительной связью:
- I ряд – согласование;
- II ряд – примыкание;
- III ряд – управление.
- Что не является словосочетанием?
(подлежащее и сказуемое)
- Какие бывают сказуемые?
(простые и составные)
Задание: подчеркните в тексте грамматическую основу предложения, укажите какими частями речи выражена.
В это время у доски один учащийся выписывает из текста подлежащее и указывает какой частью речи выражено; второй учащийся выписывает составное глагольное сказуемое; третий учащийся – составное именное сказуемое; четвертый – простое сказуемое. Обобщаем материал. Устно дают определение, что такое подлежащее, простое и составное сказуемое.
6. Творческая работа.
Учитель: “О Пушкине оставили свои воспоминания не только писатели, литературоведы, друзья, но и художники. Вам хорошо знаком портрет А.С.Пушкина, выполненный художником В.А.Тропининым в 1827 году.”
Портрет А.С. Пушкина
Портрет В.А Тропинина
Портрет – один из распространённых жанров живописи. Через описание внешности человека художник раскрывает его внутренний мир, показывает, какие мысли и чувства волнуют его, отмечает черты характера и поведение. Детали костюма, обстановка, поза, выражение лица, жесты помогают передать свойства характера и переживания человека.
Василий Андреевич Тропинин был талантливым крепостным художником графа Маркова. Портрет Пушкина художник писал по просьбе друга Пушкина Соболевского.
Соболевский был недоволен всеми имеющимися портретами поэта. Они ему казались парадными, пышными. Соболевскому хотелось сохранить облик поэта таким, каким его знали близкие друзья.
Давайте всмотримся внимательно в это знакомое нам лицо, присмотримся к деталям одежды поэта. Пушкин позировал в халате, в котором часто работал дома, повязав шарфом открытую шею. Поэт сидит в спокойной, непринуждённой позе. Всё в нём просто, естественно и скромно.
Но всё-таки Тропинину не удалось показать Пушкина обыкновенным человеком. Перед нами гениальный поэт.
- Какая деталь об этом говорит? (лицо)
Вы заметили, что Пушкин на портрете как будто к чему-то прислушивается, нет высокомерности и презрительности. Лицо его сосредоточенно, видимо, он обдумывает какие-то строки своих стихов.
- Как мы говорим о лице, на котором ясно отражаются мысли и чувства, испытываемые человеком? (выразительное, одухотворённое)
- Какая ещё очень важная деталь в портрете? (глаза)
Обратите внимание на выражение глаз поэта. В них светится высокая мысль и поэтическое вдохновение.
Приступаем к работе над сочинением. Сочинение будет коллективным. Нам помогут вопросы.
Вопросы.
- Когда был написан портрет?
- Кто автор этого портрета?
- Кем был Тропинин?
- По чьей просьбе им был написан портрет А.С. Пушкина?
- Каким Соболевский хотел видеть Пушкина на портрете?
- В какой одежде он изображён?
- Какое лицо у поэта?
- Каким же показан Пушкин на портрете Тропинина?
(Вопросы напечатаны на карточках, которые раздаются учащимся)
Постарайтесь в своих предложениях-ответах использовать как можно больше составных сказуемых. (Работа выполняется в тетради). Озаглавливаем сочинение: “Портрет А.С. Пушкина работы художника Тропинина”.
Сочинение:
Портрет А.С. Пушкина был написан в 1827 году. Автором его является В.А. Тропинин. Тропинин был талантливым крепостным художником. Портрет А.С. Пушкина был написан по просьбе друга поэта Соболевского, который был недоволен прежними портретами. Они казались ему парадными, неестественными. Соболевский хотел видеть Пушкина таким, каким он был дома, каким его знали близкие друзья. Поэтому Пушкин одет в белую рубашку. Поверх её накинут халат, открытая шея повязана шарфом. На портрете представлены две детали: край стола и раскрытая книга. Художник хотел показать этим, что главное занятие Пушкина – чтение и творчество. Лицо поэта выразительное, одухотворённое. Пушкин на портрете Тропинина – великий поэт, мыслящий, чувствующий, вдохновенный.
(Учащиеся подчёркивают составные сказуемые, определяют их тип, указывают чем они выражены)
Учитель: “Прочитаем, что у нас получилось. В этом сочинении употреблено много составных сказуемых. Такой тип сказуемого часто употребляется при описании. При характеристике человека.”
7. Подвести итог урока.
8. Домашнее задание.
Выписать из повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” гл.II “Вожатый” по три примера на каждый вид сказуемого. Устно ответить на вопрос: Когда в этом отрывке преобладают простые глагольные сказуемые, а когда – составные именные?