Психологические аспекты воспитания культуры поведения личности. Основы поведенческих манер и соблюдения правил этикета

Разделы: Работа с дошкольниками


I. Введение.

Актуальность темы в том, что в настоящее время перед дошкольной педагогической наукой и практикой стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Необходимо с раннего возраста воспитывать любовь, уважение к старшим, дружеские отношения в коллективе, культуру поведения, чувство красоты, развивать познавательные способности, самостоятельность, организованность и дисциплину, воспитание положительного отношения к труду.

Понятие “культура поведения дошкольника” можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в различных видах деятельности.

Цель. Доказать необходимость серьезной воспитательной работы с дошкольниками, направленной на формирование у ребенка культуры поведения, которая включает в себя нравственно-этическое отношение к окружающим людям, красоту поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы нравственного воспитании литературе,
  • Определить систему работы по нравственному воспитанию с детьми.
  • Реализовать на практике систему работы по нравственному воспитанию.
  • Анализ проведенной работы. Разработка рекомендаций для воспитателей (родителей) по нравственному воспитанию дошкольников.

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания. Актер Е.Леонов говорил: “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты виноваты и детский сад, и школа, и конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра”.[2]

II. Главная часть.

2.1. Нравственное воспитание дошкольников – важнейшая и, пожалуй, наиболее сложная задача воспитания. Важнейшая, потому что нравственность – это основа личности, что доказано многими психологами и педагогами (Л.И. Божович, Т.А. Ранина, Я.З. С.Г. Якобсон, Ф.С. Левин – Ширина, В.Г. Нечаева, Л.А. Пеньевская, С.А. Козлова, В.А. Горбачева, С.В. Петерина, Э.К. Суслова, Л.П. Князева, А.М. Виноградова, К.П. Кузовская и др.) [1] творчество, интеллект, воля и нравственность взаимосвязаны. Этот постулат был взят за основу нравственного воспитания. Был обозначен приоритет общечеловеческих ценностей как основы формирования социальных чувств, представлений и отношений детей-дошкольников.

Проводились исследования в области соц. психологии (Т.А. Репина, А.А. Роян, Р.Б. Стеркина и др.) Было доказано, что целый ряд социально – значимых проблем решается в процессе деятельности при условии сформированности положительных взаимоотношений в группе. Обращалось внимание на то, что регулятором отношений между детьми в продуктивной деятельности и в процессе игр являются способы общения.

Плодотворным было научное содружество психологов и педагогов исследовавших проблемы эмоционального развития ребенка – дошкольника (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др). Известно, что положительные и устойчивые эмоции формируются постепенно и только при благоприятных условиях (соответствующее отношение к окружающим – взрослым и детям – и нормам поведения, при котором поступки регулируются определенными мотивами, а также осмысление отношений и действий). Было доказано, что ребенок (особенно в ст. дошкольном возрасте) способен предвосхищать ситуацию, т.е. представлять последствия своего поступка и самостоятельно избрать форму поведении, соответствующую обстоятельствам и правилам, нормам поведения.[4]

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Необходимо с раннего возраста воспитывать у них любовь, уважение к старшим, дружеские отношения в коллективе, культуру поведения, чувство красоты, развивать познавательные способности, самостоятельность, организованность и дисциплину, воспитание положительного отношения к труду.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей 3-го года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе. Эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти – положение в семье и в детском саду, круг его интересов, в которых он участвует.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения, его доброжелательного отношения к сверстникам, поощряли дружные совместные игры, стремление оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач. Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое доводить до конца, не быть небрежным.

Следует также непременно порицать дерзкие поступки, грубый тон отдельных детей, чтобы они не становились дурным примером для других.

Большую эстетическую радость доставляют детям прогулки в природу.

Важное значение имеет методика воспитания у детей гуманных чувств – умение сочувствовать, доброты, честности.

Подготовка ребенка к школе не должна состоять только в обучении его чтению, математике, письму. Нельзя забывать о духовной подготовке – развитии правильного отношения к делу, воспитании чувства ответственности, уважения к окружающим. Наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность в самообслуживании. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходимы ему самому и окружающим.

Таким образом овладение младшим дошкольником навыками самообслуживания является эффективным средством воспитания таких нравственных качеств, как самостоятельность, настойчивость.

Рассмотрим характеристики нравственных качеств: <Приложение 1>

Организованность:

  • Умение следовать цели, поставленной взрослым или выдвигаемой самостоятельно; подчинение ей в своей деятельности; умение руководствоваться планом, предложенным взрослым. И самостоятельное осуществление намеченных последовательных действий;
  • Рациональное использование времени;
  • Умение контролировать свои действия, сравнивать замысел с доступным результатом;
  • Умение справедливо оценивать свою работу и работу товарищей;
  • Внешняя организованность: порядок на рабочем месте; аккуратность в обращении с материалами для работы.[6]

Ответственность:

  • Понимание ребенком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, готовность держать ответ за порученное дело;
  • Умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия, искать наиболее рациональные приемы;
  • Удовлетворение от того, что дали поручение, беспокойство за успех;
  • Умение оценить результат труда.[6]

Самостоятельность:

  • Принятие ребенком предложения что-либо сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, работы;
  • Выполнения задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;
  • Умение выполнять работу без посторонней помощи;
  • Умение преодолевать трудности и достигать результаты;
  • Моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

Дисциплинированность:

  • Охотное и своевременное выполнение требований взрослых, а также поручений и обязанностей.
  • Умение держать себя от поступков. Идущих вразрез с требованием дисциплины.
  • Умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.[6]

Настойчивость:

  • Умение длительное время мобилизовывать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее;
  • Преодоление трудностей и препятствий;
  • Доведение начатого дела до конца.[6]

Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформированы они в виде вполне конкретных требований: привитие необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим миром; формирование начальных элементов трудового воспитания. Понятия культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в различных видах деятельности. Культура поведения тесно связана с нравственными чувствами и представлениями. Уже в дошкольном возрасте должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Так дети старше 4-х лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить поделки для игры, в подарок маме, малышам. Поступки сверстников и свои собственные они начинают осмысливать с позиций общепринятых нравственных норм, а совершив ошибку. Оценивают ее с этих же позиций и стараются исправить. Так у детей формируются навыки нравственного поведения.

В психологии навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его сознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определенным образом.

Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны или в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.

Правила, требования, мотивы поступков, базируются на нравственных чувствах, в основном понятны дошкольнику, поскольку с первых лет жизни связи его с окружающим достаточно разнообразны. Поэтому с полным правом можно говорить об особой роли чувств в воспитании ребенка вообще и культуры поведения в частности.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения.

Чтобы лучше узнать ребенка, педагогу необходимы сведения о его поведении дома.

Режимные процессы – умывание, одевание, сон, питание и т.д. – представляют благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Повторяясь многократно, они сильно влияют на формирование у ребенка чувства времени, необходимой активности, самостоятельности в поведении.

По мере закрепления соответствующих навыков “сфера деятельности” детей постепенно расширяется. Важный залог успеха в воспитании культуры поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещений детского сада, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием. Желание ребенка выполнять требуемое правило (есть аккуратно, мыть руки до появления пены и т.д.) во многом определяется связанным с этим действием чувством приятного или неприятного. Направляя эту деятельность, тактично участвуя в ней, воспитатель формирует духовный мир ребенка, его кругозор, положительную направленность чувств, умение разобраться в том , “что такое хорошо и что такое плохо”. В подобной благоприятной атмосфере воспитания у ребенка навыки культуры поведения, доброжелательность, привычка находить интересную, увлекающую его деятельность, собранность и организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности. <Приложение 2>

Правила поведения дошкольников.

  1. Культурно-гигиенические правила.
  2. Вставай утром всегда в одно и тоже время.
  3. Обязательно делай утреннюю гимнастику.
  4. Тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся.
  5. Мой руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными.
  6. За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол.
  7. Правильно пользоваться столовыми приборами.
  8. Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывай пищу.
  9. На кроши хлеб, отламывай по кусочку.
  10. Косточки от фруктов из компотов с помощью чайной ложки осторожно складывай на блюдце.
  11. Закончив еду клади ложку, вилку на тарелку, у не на скатерть.
  12. Пользуйся салфеткой во время еды.
  13. На бегай с бутербродом, кусками съестного – поешь за столом.
  14. Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней.
  15. Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживаясь за перила.
  16. Пользуйся носовым платком, чихая и кашляя отвернись от собеседника, прикрой рот и нос платком.
  17. После прогулки тщательно вытирай ноги, стряхивай и чисти щеткой пальто.
  18. Сам чисти свою обувь, аккуратно вешай или складывай одежду.
  19. Вечером, прежде чем лечь спать, приведи в порядок свою одежду и обувь.
  20. Ложись спать всегда в одно и тоже время, спи в хорошо проветренной комнате.

Правила культуры общения.

  1. Пользуйся словами вежливого обращения: “здравствуйте, до свидания, пожалуйста, будьте добры, извините, спасибо, благодарю, разрешите войти”.
  2. Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
  3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  4. На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержано, не требуй к себе особого внимания. Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
  5. Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
  6. Умей выслушать товарища, не перебивая.
  7. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
  8. Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
  9. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
  10. Подними и вежливо подай оброненный предмет.
  11. Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорте, в помещение.
  12. Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
  13. Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
  14. Умей признать, что был неправ.
  15. Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться с ним.
  16. Радуйся успеху товарища.
  17. Говори всегда только правду.
  18. Не хвастайся даже самым хорошим поступком – хорошее само за себя говорит.
  19. Дал слово – держи его, дал обещание – выполни!

Правила культуры деятельности.

  1. Не сиди без дела.
  2. Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  3. Доводи начатое дело до конца.
  4. Выполняй работу только хорошо.
  5. Делай все, что умеешь сам, не требуя помощи взрослых.
  6. Делай все, соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке, за своим столом.
  7. Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам.
  8. Люби природу, заботься о животных.
  9. Книгу читай за столом, не загибай углы страниц, бери книги чистыми руками.
  10. Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей.
  11. Будь настойчив в достижении цели.

III. Заключение.

В нашем дошкольном учреждении нравственному воспитанию детей уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Обязательно уважение личности каждого ребенка. Необходимым условием работы является также тесное сотрудничество с родителями.

Я давно задумываюсь над этой проблемой. Перечитала заново методические книги, труды наших классиков – педагогов. пришлось по крупицам собирать рекомендации, советы, предложения. На мой взгляд, вопросам воспитания маленького человека отводится в нашей дошкольной литературе довольно скромное место. А между тем именно в этом возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком.

Последние 3 года я постоянно поднимала вопросы нравственности на педсоветах. много докладов, консультаций, семинаров было проведено по этой теме. На что были направлены мои усилия на первых этапах работы? Училась сама: наблюдать, оценивать, анализировать поступки детей, мотивы их поведения.

<Приложение 3>

Литература.

  1. Анисимова И.М. “Хорошие манеры для детей” СПб,1996г.
  2. Богуславская Н.Е,Купено Н.А. “Веселый этикет”.
  3. Васильева – Ганиус Л.Г. “Азбука вежливости”.
  4. Дурова Н.В. “Очень важный разговор”; беседы, занятия по этикету.
  5. Курочкина Н.Н “Как научить ребенка поступать правильно”. “Этикет для детей и взрослых” Москва 2003г
  6. Козлов С.А. “Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром”.
  7. Мирошниченко И.В. Дем. материал “Беседы по картинкам” Уроки вежливости: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Изд. “Сфера”.2011 г.
  8. Островская Л.Ф. “Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников” Москва. 1987г.
  9. Петерина С.В. “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста”.
  10. Фесюкова Л.Б. “Комплексные занятия по воспитанию нравственности” для детей 4-7 лет. Х.: ЧП “ АН ГРО ПЛЮС”, 2010 г.
  11. Фесюкова Л.Б Дем. материал “Беседы по картинкам” Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы..- Педагогика ХХI век., Изд. “Сфера”.2012 г.
  12. Автор и выходные данные неизвестны. Правила этикета для самых маленьких. Цветные иллюстрации со стихами. Интернет