Цель: закрепить знания детей об особенностях глаголов в прошедшем времени; формировать навыки правописания родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Минутка чистописания
На доске:
жЖж ЖжЖ желать желтел
– Что объединяет эти слова? (Это глаголы; оба начинаются на букву ж.)
– Чем отличаются? (Суффиксами; неопределённая форма, глагол прошедшего времени.)
– Как определили время глагола желтел? (По вопросу и суффиксу.)
III. Работа со словарем
: гореть, объяснял, чернеть, работал, сверкать.Словарь
– Что объединяет эти слова? (Это глаголы.)
– Назовите «лишние». Почему они лишние? (Стоят в прошедшем времени.)
– Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? (Ответы детей.)
IV. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы закрепим знания о глаголах прошедшего времени.
V. Закрепление
1. Работа с текстом.
– Определите тип текста, который я сейчас прочитаю.
Зацвела ива. Каждый ивовый барашек похож на пушистого жёлтого цыплёнка. Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый. Забасил, заворчал. Весь в пыльце измазался.
– Какой это текст? (Текст-описание.)
– Как определили? (Можно задать вопрос «какой?»)
2. Разбор по составу
– Какую особенность в употреблении глаголов заметили, прослушав текст-описание? (Все глаголы стоят в прошедшем времени.)
– Вспомните эти глаголы. Разберите их по составу. Назовите «лишний». (Зацвела.).
– Почему он лишний? (Ответы учеников.)
– Употребите его в мужском роде, в среднем. Сделайте вывод. (Глаголы в прошедшем времени единственного числа изменяются по родам.)
– Какие окончания имеют глаголы мужского рода? Женского рода? Среднего рода? (Ответы учеников.)
– Поставьте эти глаголы во множественном числе. Сделайте вывод. (Глаголы изменяются по числам.)
– Какие окончания имеют глаголы во множественном числе? (Ответы учеников.)
Когда зацветает ива? Какое время года сейчас? Назовите месяц. (Апрель.)
– Что обозначает это слово? (Тёплый, солнечный.)
– Каково его происхождение? (Древнеримское.)
3. Работа с пословицами
– На уроках мы много говорили о приметах весны, знакомились с пословицами. Вспомните пословицы об апреле.
- Апрель-батюшка в поле зовёт.
- Апрельский скворец – весны гонец.
- Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
- Апрельский цветок сломал снежок.
4. Грамматический разбор предложения
– Запишите в тетрадь последнюю пословицу, разберите её по членам предложения.
На доске:
Апрельский цветок сломал снежок.
5. Составление рассказа по картинке «Сады в цвету»
– Что такое рассказ?
– О чём будем говорить?
– С чего начнём описание?
6. Комментированное письмо
– Записываем полученный рассказ с комментарием.
Наступил апрель. Ласково засияло весеннее солнце. Пришла на Кубань весна. Зацвели сады.
– Назовите имя собственное.
– Что оно обозначает.
– Подчеркните глаголы в тексте.
– Охарактеризуйте их.
– На какие две группы их можно разделить? (Ед.ч. и мн.ч.)
– Подберите синоним к глаголу засияло.
7. Самостоятельная работа
– От данных глаголов образуйте глаголы прошедшего времени и измените их по родам. (Играть, цвести, шуршать, таять, петь.)
– Проверьте написанное друг у друга.
VI. Закрепление
– Прочитайте написанное на слайде.
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливмя лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
– Определите жанр. (Стихотворение.)
– Сколько в нём предложений? (Одно.)
– Разберите его по членам предложения. Что особенного в этом предложении? (Оно с однородными сказуемыми.)
– Чем выражены сказуемые? Как изменяются глаголы прошедшего времени? (Ответы учеников.)
VII. Итог урока
– О чём говорили на уроке? Как изменяются глаголы прошедшего времени?
(Выслушиваются ответы учащихся.)
VIII. Домашнее задание
Упр. 495, с. 213.