Урок русского языка по теме "Глаголы прошедшего времени". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: закрепить знания детей об особенностях глаголов в прошедшем времени; формировать навыки правописания родовых окончаний глаголов прошедшего времени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

На доске:

жЖж ЖжЖ желать желтел

– Что объединяет эти слова? (Это глаголы; оба начинаются на букву ж.)

– Чем отличаются? (Суффиксами; неопределённая форма, глагол прошедшего времени.)

– Как определили время глагола желтел? (По вопросу и суффиксу.)

III. Работа со словарем

Словарь: гореть, объяснял, чернеть, работал, сверкать.

– Что объединяет эти слова? (Это глаголы.)

– Назовите «лишние». Почему они лишние? (Стоят в прошедшем времени.)

– Что вы знаете о глаголах прошедшего времени? (Ответы детей.)

IV. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы закрепим знания о глаголах прошедшего времени.

V. Закрепление

1. Работа с текстом.

– Определите тип текста, который я сейчас прочитаю.

Зацвела ива. Каждый ивовый барашек похож на пушистого жёлтого цыплёнка. Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый. Забасил, заворчал. Весь в пыльце измазался.

– Какой это текст? (Текст-описание.)

– Как определили? (Можно задать вопрос «какой?»)

2. Разбор по составу

– Какую особенность в употреблении глаголов заметили, прослушав текст-описание? (Все глаголы стоят в прошедшем времени.)

– Вспомните эти глаголы. Разберите их по составу. Назовите «лишний». (Зацвела.).

– Почему он лишний? (Ответы учеников.)

– Употребите его в мужском роде, в среднем. Сделайте вывод. (Глаголы в прошедшем времени единственного числа изменяются по родам.)

– Какие окончания имеют глаголы мужского рода? Женского рода? Среднего рода? (Ответы учеников.)

– Поставьте эти глаголы во множественном числе. Сделайте вывод. (Глаголы изменяются по числам.)

– Какие окончания имеют глаголы во множественном числе? (Ответы учеников.)

Когда зацветает ива? Какое время года сейчас? Назовите месяц. (Апрель.)

– Что обозначает это слово? (Тёплый, солнечный.)

– Каково его происхождение? (Древнеримское.)

3. Работа с пословицами

– На уроках мы много говорили о приметах весны, знакомились с пословицами. Вспомните пословицы об апреле.

  • Апрель-батюшка в поле зовёт.
  • Апрельский скворец – весны гонец.
  • Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
  • Апрельский цветок сломал снежок.

4. Грамматический разбор предложения

– Запишите в тетрадь последнюю пословицу, разберите её по членам предложения.

На доске:

Апрельский цветок сломал снежок.

5. Составление рассказа по картинке «Сады в цвету»

– Что такое рассказ?

– О чём будем говорить?

– С чего начнём описание?

6. Комментированное письмо

– Записываем полученный рассказ с комментарием.

Наступил апрель. Ласково засияло весеннее солнце. Пришла на Кубань весна. Зацвели сады.

– Назовите имя собственное.

– Что оно обозначает.

– Подчеркните глаголы в тексте.

– Охарактеризуйте их.

– На какие две группы их можно разделить? (Ед.ч. и мн.ч.)

– Подберите синоним к глаголу засияло.

7. Самостоятельная работа

– От данных глаголов образуйте глаголы прошедшего времени и измените их по родам. (Играть, цвести, шуршать, таять, петь.)

– Проверьте написанное друг у друга.

VI. Закрепление

– Прочитайте написанное на слайде.

Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливмя лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.

– Определите жанр. (Стихотворение.)

– Сколько в нём предложений? (Одно.)

– Разберите его по членам предложения. Что особенного в этом предложении? (Оно с однородными сказуемыми.)

– Чем выражены сказуемые? Как изменяются глаголы прошедшего времени? (Ответы учеников.)

VII. Итог урока

– О чём говорили на уроке? Как изменяются глаголы прошедшего времени?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

VIII. Домашнее задание

Упр. 495, с. 213.