Цель: формировать навыки здорового поведения, связанные с режимом дня;
Задачи:
- формировать знания об основных режимных моментах в течение дня;
- учить соблюдать режим дня,
- учить детей выполнять действия, соответствующие режиму дня (зарядка, умывание, еда, прогулка, принятие ванны и т. д.)
Оборудование: иллюстрации с изображениями героев, конверт с заданием, цветок здоровья, диск с песнями, книга сказок “Фырка и Здравик”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать, играть в любимые игры.
Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.
- Давайте, определим своё самочувствие. Возьмите Лесенку Здоровья, нарисуйте личико на одной из 7 ступенек, на высоте, которой вы оцениваете своё самочувствие.
- Кто нарисовал своё личико на 7, 6 ступеньке? А кто ниже?
- Почему вы считаете, что у вас хорошее здоровье? Почему плохое?
- Можете ли вы назвать себя закалённым человеком? Приведите примеры закалённых людей.
( На доске 6 признаков здорового и закалённого человека)
- Очень редко болеет.
- Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
- Имеет хороший сон.
- Живёт не менее 80 лет.
- Может без одышки пробежать 5 километров.
- Если заболел, то быстро поправляется.
– Какие признаки вы считаете главными?
- Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почётное звание “долгожитель”?
В нашей стране есть люди, чей возраст перевалил за 100 лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия.
- Первый секрет – закалённое тело.
- Второй секрет – хороший характер.
- Третий секрет – правильное питание и режим дня.
- Четвёртый секрет - ежедневный физический труд.
- Как вы думаете, трудно ли выполнять всё это и стать долгожителем?
Попробуем разгадать третий секрет – “Режим дня”. Помогать нам будут жители планеты Семитония. Именно сегодня должен состояться урок здоровья, который проводит Орси.
- Нам пора отправиться в её страну. Какой лепесток выберем? Закроем глаза и произнесём волшебные слова.
Горит сердолик –
Оранжевый лик.
(Вывешиваю изображение Орси)
2. Работа с текстом сказки и музыкальным материалом.
Читаем сказку “Волшебство ритмов дня”.
Надо сказать, что все здоровячки на планете Семитония уже знали историю про Фырку. И каждый день все интересовались тем, какие еще нездоровые привычки удалось у него расколдовать.
— Здравствуй! — ответила Орси. — У меня как раз сегодня должен состояться урок здоровья с Фыркой. Я собираюсь расколдовать еще одну нездоровую привычку Фырки.
Не успела она договорить, как появился Фырка, который только что проснулся, хотя уже было 5 часов вечера, и тут же начал жаловаться:
Фырк, помоги, Орси, у меня очень болит голова.
Фырка, ты ведь не соблюдаешь режим дня, — заметила Орси. — Твое здоровье, поэтому постоянно ухудшается.
И что мне теперь делать? — захныкал Фырка.
Пройти три новых волшебных превращения, — ответила Орси.
Фырк, ладно, давай! Не могу больше терпеть, — сказал Фырка.
— Приступим к первому волшебству! — воскликнула Орси.
— Ты не соблюдаешь режим дня, очень поздно ложишься спать.
— Фырк, я слышал, что тот, кто поздно ложится спать, называется совой. Значит, я сова, — сказал Фырка.
Орси спросила:
— Ты хочешь быть совой?
— Фырк, конечно! Это ух как здорово — поздно ложиться спать. Ух-у-у-у, — ответил Фырка.
И вдруг Фырка вместо того чтобы говорить словами, начал “ухать”. Он почувствовал, что у него появились крылья. Голова стала большой и круглой, а глаза совсем ослепли, потому что совы днем ничего не видят. Он превратился в настоящую сову.
Ой, расколду-у-у-у-у-уй меня скорее! — испуганно “заухал” Фырка-сова. — Расколду-у-у-у-у-у-у-у-у-уй!
Что, Фырка, ты не хочешь больше быть совой? Тогда лети в свой дом, ложись вовремя спать, и утром посмотрим, что произойдет, — произнесла Орси.
Фырка-сова улетел.
Наступило утро. Фырка открыл глаза, тут же потрогал себя и понял, что перестал быть совой.
Фырка так обрадовался, что сразу помчался к Орси.
Орси! — радостно сказал Фырка. — Расскажи мне про все другие ритмы дня. Я хочу узнать об этом побольше.
- Начнём расколдовывать Фырку и узнавать, почему так важно соблюдать режим дня. Послушайте стихи.
1.
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов.
2.
Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять и завтрак съесть.
А потом за парту сесть!
3.
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
4.
Опасайтесь вы машин,
Их коварных чёрных шин.
На занятиях сиди
И всё тихо слушай.
За учителем следи,
Навостривши уши.
5.
После школы отдыхай,
Но только не валяйся.
Дома маме помогай,
Гуляй, закаляйся!
6.
Пообедав, можешь сесть,
Выполнять задания.
Всё в порядке, если есть
Воля и старание.
7.
Соблюдаем мы всегда
Распорядок строго дня.
В час положенный ложимся,
В час положенный встаём.
Нам болезни нипочём...
- О каких режимных моментах вы услышали в этом стихотворении?
Орси предлагает нам спеть песни, которые поют в каждой семье здоровячки страны Орсия. Песня поётся рано утром, после пробуждения.
Ночь прошла.
Ночь прошла, прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Закричал петушок.
Встала маменька,
Открыла ставеньку.
Здравствуй, солнышко-колоколнышко!
Потягушеньки.
Потягушеньки
Моей душеньке.
Тянем ноженьки,
Тянем рученьки.
Сон, скорей уйди,
Сила приходи.
Улыбнись, глазок,
Хоть один разок.
- А теперь танец с присядкой, - сказала Орси и пустилась в пляс.
Мы в городе родились.
Мы в городе родились
И на славу удались:
Ножки, будто калачи.
Щёчки, будто кумачи.В ручках - прянички,
В щёчках – яблочки,
Глазки – звёздочки,
Губки – розочки.
- Эта песенка для умывания.
Водичка.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Какой следующий важный момент режима дня? Завтрак.
- Послушайте стихотворение.
Позавтракай перед школой.
Зайчик сидит над тарелкой с капустой,
Вид у него недовольный и грустный.
- Мама, послушай, я в школу пойду
И по дороге травинку найду.
Вот и поем, а пока не хочу!
Зря за столом я так долго торчу!
Мама – зайчиха ему отвечает:
- Каждый малыш обязательно знает –
В школу голодным ходить не годиться!
Трудно там будет сидеть и учиться,
Будут все мысли твои не о том,
Трудно учиться с пустым животом.
- Кто из вас завтракает утром?
- Ребята, а что вы делаете после школы? ( Ответы по цепочке)
Давайте посмотрим, чем рекомендуют заниматься после школы врачи.
Обед, прогулка, отдых, помощь по дому, занятия любимым делом, занятия в кружке.
Давайте споём прогулочную песенку.
Прогулка.
С тобой гуляем весело,
По улице идём.
И по дороге песенку
Весёлую поём.Ля-ля-ля-ля,
По улице идём.
Ля-ля-ля-ля,
Мы песенку поём.Нам солнце улыбается,
У нас довольный вид.
И ветерок ласкается, и ветерок шалит.Ля-ля-ля-ля,
У нас довольный вид.
Ля-ля-ля-ля,
И ветерок шалит.
А теперь наступает вечер. Что вы делаете вечером?
Продолжение чтения сказки.
Фырка почему-то очень расстроился.
- Что случилось, Фырка? – спросила Орси.
- Я скучаю по своей семье, - ответил Фырка. – С тех пор как Наркотикус заколдовал меня, я не видел свою семью.
- Ничего, Фырка, - успокоила его Орси. – Придёт время – мы расколдуём тебя. Ты вновь вернёшься в свою семью, и мама споёт тебе колыбельную песню.
Баю-баиньки.
Баю-баиньки, птенчик маленький,
В тёплом гнёздышке засыпает.
Баю-баиньки, спят все заиньки,
И тебе пора баю-бай.Шепчет ветерок: “Баю-бай”,
И сверчит сверчок: “Баю-бай”,
Ручеёк журчит: “Баю-бай”,
Мама говорит: “Засыпай!”
И Фырка спокойно уснул. И мы вместе с Орси сумели расколдовать в Фырке ещё одну нездоровую привычку.
- Чтобы вырасти здоровым, надо знать и соблюдать режим дня.
Помни строго, что режим
В жизни всем необходим.
Как построить режим дня
Повторим с вами друзья.
Работа в группах.
У каждой группы в конвертах лежат полоски с режимными моментами, распределить их правильно.
Проверка.
Открываю правильный режим дня. Поднимите руки, кто выполнил всё верно. Кто сделал ошибки, исправьте.
Рефлексия.
Продолжите предложение.
- Режим дня – это......
- Я буду соблюдать режим дня, потому что....
Я всем раздам схему режима дня, постарайтесь следовать данному распорядку, и тогда вы будете организованы, научитесь ценить время и разумно им пользоваться, вы будете меньше болеть.
Схема режима дня для школьников.
Режимные моменты | Время проведения |
Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры | 7:00 |
Завтрак | 7:30 |
Дорога в школу | 7:50 |
Учебные занятия в школе, завтрак на большой перемене | 8:30–13:10 |
Обед | 13:20 |
Послеобеденный отдых | 13:45 |
Пребывание на воздухе | 14:45 |
Приготовление уроков (каждые 35–40 мин. перерыв на 5–10 мин. Во время первого перерыва - полдник) | 15:00 |
Пребывание на воздухе | 16:30 |
Ужин и свободные занятия | 18:00 |
Подготовка ко сну. Сон. | 21:00 |
Литература.
- И.П. Товпинец “Уроки здоровья” Книга для чтения в 3-4 классе. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература” 2007г.
- М.Л. Лазарев “Здравствуй” - Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Мнемозина Москва 2004г.
- М.Л. Лазарев Книга сказок “Фырка и Здравик”. Развивающее учебное пособие для детей дошкольного возраста. Мнемозина Москва 2004г.