Урок здоровья "Режим дня – основа жизни человека. Волшебство ритмов дня"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: формировать навыки здорового поведения, связанные с режимом дня;

Задачи:

  • формировать знания об основных режимных моментах в течение дня;
  • учить соблюдать режим дня,
  • учить детей выполнять действия, соответствующие режиму дня (зарядка, умывание, еда, прогулка, принятие ванны и т. д.)

Оборудование: иллюстрации с изображениями героев, конверт с заданием, цветок здоровья, диск с песнями, книга сказок “Фырка и Здравик”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Наверное, каждый из вас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать, играть в любимые игры.

Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своём здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему здоровью. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.

- Давайте, определим своё самочувствие. Возьмите Лесенку Здоровья, нарисуйте личико на одной из 7 ступенек, на высоте, которой вы оцениваете своё самочувствие.

- Кто нарисовал своё личико на 7, 6 ступеньке? А кто ниже?

- Почему вы считаете, что у вас хорошее здоровье? Почему плохое?

- Можете ли вы назвать себя закалённым человеком? Приведите примеры закалённых людей.

( На доске 6 признаков здорового и закалённого человека)

  1. Очень редко болеет.
  2. Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
  3. Имеет хороший сон.
  4. Живёт не менее 80 лет.
  5. Может без одышки пробежать 5 километров.
  6. Если заболел, то быстро поправляется.

– Какие признаки вы считаете главными?

- Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почётное звание “долгожитель”?

В нашей стране есть люди, чей возраст перевалил за 100 лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия.

  1. Первый секрет – закалённое тело.
  2. Второй секрет – хороший характер.
  3. Третий секрет – правильное питание и режим дня.
  4. Четвёртый секрет - ежедневный физический труд.

- Как вы думаете, трудно ли выполнять всё это и стать долгожителем?

Попробуем разгадать третий секрет – “Режим дня”. Помогать нам будут жители планеты Семитония. Именно сегодня должен состояться урок здоровья, который проводит Орси.

- Нам пора отправиться в её страну. Какой лепесток выберем? Закроем глаза и произнесём волшебные слова.

Горит сердолик –
Оранжевый лик.

(Вывешиваю изображение Орси)

2. Работа с текстом сказки и музыкальным материалом.

Читаем сказку “Волшебство ритмов дня”.

Надо сказать, что все здоровячки на планете Семитония уже знали историю про Фырку. И каждый день все интересовались тем, какие еще нездоровые привычки удалось у него расколдовать.

— Здравствуй! — ответила Орси. — У меня как раз сегодня должен состояться урок здоровья с Фыркой. Я собираюсь расколдовать еще одну нездоровую привычку Фырки.

Не успела она договорить, как появился Фырка, который только что проснулся, хотя уже было 5 часов вечера, и тут же начал жаловаться:

Фырк, помоги, Орси, у меня очень болит голова.

Фырка, ты ведь не соблюдаешь режим дня, — заметила Орси. — Твое здоровье, поэтому постоянно ухудшается.

И что мне теперь делать? — захныкал Фырка.

Пройти три новых волшебных превращения, — ответила Орси.

Фырк, ладно, давай! Не могу больше терпеть, — сказал Фырка.

— Приступим к первому волшебству! — воскликнула Орси.

— Ты не соблюдаешь режим дня, очень поздно ложишься спать.

— Фырк, я слышал, что тот, кто поздно ложится спать, называется совой. Значит, я сова, — сказал Фырка.

Орси спросила:

— Ты хочешь быть совой?

— Фырк, конечно! Это ух как здорово — поздно ложиться спать. Ух-у-у-у, — ответил Фырка.

И вдруг Фырка вместо того чтобы говорить словами, начал “ухать”. Он почувствовал, что у него появились крылья. Голова стала большой и круглой, а глаза совсем ослепли, потому что совы днем ничего не видят. Он превратился в настоящую сову.

Ой, расколду-у-у-у-у-уй меня скорее! — испуганно “заухал” Фырка-сова. — Расколду-у-у-у-у-у-у-у-у-уй!

Что, Фырка, ты не хочешь больше быть совой? Тогда лети в свой дом, ложись вовремя спать, и утром посмотрим, что произойдет, — произнесла Орси.

Фырка-сова улетел.

Наступило утро. Фырка открыл глаза, тут же потрогал себя и понял, что перестал быть совой.

Фырка так обрадовался, что сразу помчался к Орси.

Орси! — радостно сказал Фырка. — Расскажи мне про все другие ритмы дня. Я хочу узнать об этом побольше.

- Начнём расколдовывать Фырку и узнавать, почему так важно соблюдать режим дня. Послушайте стихи.

1.

Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов.

2.

Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять и завтрак съесть.
А потом за парту сесть!

3.

Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!

4.

Опасайтесь вы машин,
Их коварных чёрных шин.
На занятиях сиди
И всё тихо слушай.
За учителем следи,
Навостривши уши.

5.

После школы отдыхай,
Но только не валяйся.
Дома маме помогай,
Гуляй, закаляйся!

6.

Пообедав, можешь сесть,
Выполнять задания.
Всё в порядке, если есть
Воля и старание.

7.

Соблюдаем мы всегда
Распорядок строго дня.
В час положенный ложимся,
В час положенный встаём.
Нам болезни нипочём...

- О каких режимных моментах вы услышали в этом стихотворении?

Орси предлагает нам спеть песни, которые поют в каждой семье здоровячки страны Орсия. Песня поётся рано утром, после пробуждения.

Ночь прошла.

Ночь прошла, прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Закричал петушок.
Встала маменька,
Открыла ставеньку.
Здравствуй, солнышко-колоколнышко!

Потягушеньки.

Потягушеньки
Моей душеньке.
Тянем ноженьки,
Тянем рученьки.
Сон, скорей уйди,
Сила приходи.
Улыбнись, глазок,
Хоть один разок.

- А теперь танец с присядкой, - сказала Орси и пустилась в пляс.

Мы в городе родились.

Мы в городе родились
И на славу удались:
Ножки, будто калачи.
Щёчки, будто кумачи.

В ручках - прянички,
В щёчках – яблочки,
Глазки – звёздочки,
Губки – розочки.

- Эта песенка для умывания.

Водичка.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 - Какой следующий важный момент режима дня? Завтрак.

- Послушайте стихотворение.

Позавтракай перед школой.

Зайчик сидит над тарелкой с капустой,
Вид у него недовольный и грустный.
- Мама, послушай, я в школу пойду
И по дороге травинку найду.
Вот и поем, а пока не хочу!
Зря за столом я так долго торчу!
Мама – зайчиха ему отвечает:
- Каждый малыш обязательно знает –
В школу голодным ходить не годиться!
Трудно там будет сидеть и учиться,
Будут все мысли твои не о том,
Трудно учиться с пустым животом.

- Кто из вас завтракает утром?

- Ребята, а что вы делаете после школы? ( Ответы по цепочке)

Давайте посмотрим, чем рекомендуют заниматься после школы врачи.

Обед, прогулка, отдых, помощь по дому, занятия любимым делом, занятия в кружке.

Давайте споём прогулочную песенку.

Прогулка.

С тобой гуляем весело,
По улице идём.
И по дороге песенку
Весёлую поём.

Ля-ля-ля-ля,
По улице идём.
Ля-ля-ля-ля,
Мы песенку поём.

Нам солнце улыбается,
У нас довольный вид.
И ветерок ласкается, и ветерок шалит.

Ля-ля-ля-ля,
У нас довольный вид.
Ля-ля-ля-ля,
И ветерок шалит.

А теперь наступает вечер. Что вы делаете вечером?

Продолжение чтения сказки.

Фырка почему-то очень расстроился.

- Что случилось, Фырка? – спросила Орси.

- Я скучаю по своей семье, - ответил Фырка. – С тех пор как Наркотикус заколдовал меня, я не видел свою семью.

- Ничего, Фырка, - успокоила его Орси. – Придёт время – мы расколдуём тебя. Ты вновь вернёшься в свою семью, и мама споёт тебе колыбельную песню.

Баю-баиньки.

Баю-баиньки, птенчик маленький,
В тёплом гнёздышке засыпает.
Баю-баиньки, спят все заиньки,
И тебе пора баю-бай.

Шепчет ветерок: “Баю-бай”,
И сверчит сверчок: “Баю-бай”,
Ручеёк журчит: “Баю-бай”,
Мама говорит: “Засыпай!”

И Фырка спокойно уснул. И мы вместе с Орси сумели расколдовать в Фырке ещё одну нездоровую привычку.

- Чтобы вырасти здоровым, надо знать и соблюдать режим дня.

Помни строго, что режим
В жизни всем необходим.
Как построить режим дня
Повторим с вами друзья.

Работа в группах.

У каждой группы в конвертах лежат полоски с режимными моментами, распределить их правильно.

Проверка.

Открываю правильный режим дня. Поднимите руки, кто выполнил всё верно. Кто сделал ошибки, исправьте.

Рефлексия.

Продолжите предложение.

- Режим дня – это......

- Я буду соблюдать режим дня, потому что....

Я всем раздам схему режима дня, постарайтесь следовать данному распорядку, и тогда вы будете организованы, научитесь ценить время и разумно им пользоваться, вы будете меньше болеть.

Схема режима дня для школьников.

Режимные моменты Время проведения
Пробуждение, гимнастика, закаливающие процедуры 7:00
Завтрак 7:30
Дорога в школу 7:50
Учебные занятия в школе, завтрак на большой перемене 8:30–13:10
Обед 13:20
Послеобеденный отдых 13:45
Пребывание на воздухе 14:45
Приготовление уроков (каждые 35–40 мин. перерыв на 5–10 мин. Во время первого перерыва - полдник) 15:00
Пребывание на воздухе 16:30
Ужин и свободные занятия 18:00
Подготовка ко сну. Сон. 21:00

Литература.

  1. И.П. Товпинец “Уроки здоровья” Книга для чтения в 3-4 классе. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература” 2007г.
  2. М.Л. Лазарев “Здравствуй” - Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Мнемозина Москва 2004г.
  3. М.Л. Лазарев Книга сказок “Фырка и Здравик”. Развивающее учебное пособие для детей дошкольного возраста. Мнемозина Москва 2004г.