Статистические данные в таблицах

Разделы: Математика


Цель: уметь читать данные в представленные в таблице.

Задачи:

  • ознакомить с наукой – статистикой
  • понимать необходимость и правила составления таблиц
  • уметь находить данные, записанные в таблице
  • уметь делать математические операции в таблицах
  • повторить действия с десятичными дробями, вычисления в процентах
  • тренировать внимательность, аккуратность, логическое мышление
  • воспитывать чувство ответственности и коллективизма

Оборудование: карточки с дидактическим материалом, компьютер, проектор, экран.

План урока

1. Организационный момент. (сообщить тему, мотивация, сформулировать цель урока)

2. Повторение ранее изученного материала (устный счет)

3. Изучение нового материала

  • Перепись населения - сбор статистической информации
  • Упорядочение полученной информации - составление таблиц .
  • Чтение готовой таблицы, подсчеты в таблице.

4. Первичное закрепление (фронтальная работа, самоконтроль)

5. Повторный контроль (работа с последующей взаимопроверкой)

6. Рефлексия (что понравилось)

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов

Ход урока

1. Организационный момент

  • сообщить тему урока, записать на доске.
  • мотивация: Вы понимаете все слова записанные в теме?
  • статистические - статистика – Что такое статистика?

(вам или вашим родителям приходилось участвовать в опросах – телевидения, радио, товаров и т.д., т.е. в статистических сборах информации?)

  • таблица - зачем нужна таблица?

Что делать с таблицей?

Формулирование цели: уметь читать таблицы.

2. Повторение раннее изученного материала

Учитель: Статистическая информация встречается: в физике (измеряемые величины, характеристики и показатели явлений), географии (население, климат), даже русской литературе. Почему же статистика – раздел математики?

Ученики предлагают свой вариант ответа, например

Вычислять надо, заниматься подсчетами.

Учитель: Вот и посчитаем.

Устный счет ( дидактический материал) фронтальная работа, первый столбик примеров, в случае ошибки проговаривается правило нахождения и решаются соответствующие примеры на это же правило из соседних столбцов. (Приложение 1).

+

  • Найдите 50% от 20 (10).
  • Найдите 20% от 5 (1).

Проговорить алгоритм нахождения процента от числа.

3. Изучение нового материала

Учитель: Какое словосочетание связывает

Н. В. Гоголь “Мертвые души”, 9 февраля 1897, А.П. Чехова, 14-25 октября 2010 года?

Учащиеся: - перепись населения.

Да, действительно.

Сюжет “Мертвые души” афера, связанная с незнанием государства числа своих жителей,

9.02.1897 - первая всероссийская перепись населения, до этого были переписи, но не Всероссийские.

Например, Московская перепись 1871 года выявила, что Москва – город женихов, а не невест.

Непосредственно участвовал в проведении первой всероссийской переписи писатель А.П. Чехов — руководил группой счётчиков в Серпуховском уезде Московской губернии.

А в октябре 2011 года была последняя всероссийская перепись населения.

Учитель: Зачем переписывать население?

Ученики (например) чтобы государство не обманывали Чичиковы.

Но и каждый для себя в переписи найдет интересное:

  • большие по населению города России,
  • уровень образования - высшее или среднее,
  • сколько русских в России.

А учеников 7 класса заинтересовала информация про то, что Московская перепись 1871 выявила, что Москва – город женихов, а не невест. Значит, они интересуются историей конца девятнадцатого века.

Но перепись можно сделать и в классе.

Давайте? по очереди (называете имя, число полных лет, на какой улице живете)

(всё записывается в строчку)

Аня, 13 лет, 3 Парковая, Маша ..., Паша...

Сколько человек живет на 3 Парковой улице? Кому уже исполнилось 13 лет?

Удобно ли вам было искать? нет

как можно улучшить?

Записать в таблицу.

А как надо было сделать таблицу?

Графы - столбцы, строчки – люди.

Вывод: Таблицы облегчают поиск необходимых сведений, не заставляют изучать всю таблицу. Тем более если данных много, по всей России!

Убедимся в этом.

Учебник, стр. 7. Таблица 1, упражнения устно 1-3,

№4 4581-4989=- 408,

№5 1308-1296=12 тыс. чел.

4. Первичное закрепление.

А сейчас перейдем от главного богатства страны - людей, к ... производству электроэнергии.

Таблица 3 учебника устно №15-18.

письменно №20-21.

(форма работы - за 1999 год фронтально, остальное- по партам )

Обсуждение алгоритма.

Нахождение изменения в кВт*ч (надо вычесть из настоящего значения предыдущее.)

Нахождение процентного отношения (изменение разделить на предыдущий год и умножить на 100%).

Вывод об оформлении таблицы (две строки подсчетов).

год 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
электроэнергия 827 846 878 891 891 916 931 953 991
изменение по отношению к предыдущему году   19 32 13 0 25 15 22 38
изменение по отношению к предыдущему году %   2,297 3,783 1,481 0 2,806 1,64 2,363 3,987

проверка сравнением результатов (на экране с помощью проектора).

Заполнение всей таблицы каждым учеником.

Проговаривается приближенность значений (округление).

Чтение таблицы: ответить на вопросы о наибольшем и наименьшем изменении как в абсолютном, так и в относительном значении.

5. Повторный контроль .

Таблица №2 (стр 8).

  • №7-10 – только ответ.
  • №7 -15,6 ц/га,
  • №8-2001году,
  • №9-2002,
  • №10- 2000году

№11

Заполнение доли пшеницы

(оговорить нахождение табличных данных)

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Производство зерновых 65,5 85,2 86,6 67,2 78,1 78,2 78,6
Производство пшеницы 34,5 47 50,6 34,1 45,4 47,7 45
Доля пшеницы 52,7 55,16 58,43 50,74 58,1 61 57,3

Взаимопроверка (с соседом по парте)

  • №12 - 2005
  • №13-2003
  • №14-2005

6. Рефлексия

Что понравилось?

7. Домашнее задание

п1-2 (читать), Упражнение стр12. (ответы письменно, таблицу не перерисовывать)

8. Подведение итогов

  • Какова тема нашего урока?
  • Какова была цель?
  • Цель достигнута?

Мы достигли цели!

Литература

  1. Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко Теория вероятностей и статистика, (учебник) 2008 г.