Цель: уметь читать данные в представленные в таблице.
Задачи:
- ознакомить с наукой – статистикой
- понимать необходимость и правила составления таблиц
- уметь находить данные, записанные в таблице
- уметь делать математические операции в таблицах
- повторить действия с десятичными дробями, вычисления в процентах
- тренировать внимательность, аккуратность, логическое мышление
- воспитывать чувство ответственности и коллективизма
Оборудование: карточки с дидактическим материалом, компьютер, проектор, экран.
План урока
1. Организационный момент. (сообщить тему, мотивация, сформулировать цель урока)
2. Повторение ранее изученного материала (устный счет)
3. Изучение нового материала
- Перепись населения - сбор статистической информации
- Упорядочение полученной информации - составление таблиц .
- Чтение готовой таблицы, подсчеты в таблице.
4. Первичное закрепление (фронтальная работа, самоконтроль)
5. Повторный контроль (работа с последующей взаимопроверкой)
6. Рефлексия (что понравилось)
7. Домашнее задание
8. Подведение итогов
Ход урока
1. Организационный момент
- сообщить тему урока, записать на доске.
- мотивация: Вы понимаете все слова записанные в теме?
- статистические - статистика – Что такое статистика?
(вам или вашим родителям приходилось участвовать в опросах – телевидения, радио, товаров и т.д., т.е. в статистических сборах информации?)
- таблица - зачем нужна таблица?
Что делать с таблицей?
Формулирование цели: уметь читать таблицы.
2. Повторение раннее изученного материала
Учитель: Статистическая информация встречается: в физике (измеряемые величины, характеристики и показатели явлений), географии (население, климат), даже русской литературе. Почему же статистика – раздел математики?
Ученики предлагают свой вариант ответа, например
Вычислять надо, заниматься подсчетами.
Учитель: Вот и посчитаем.
Устный счет ( дидактический материал) фронтальная работа, первый столбик примеров, в случае ошибки проговаривается правило нахождения и решаются соответствующие примеры на это же правило из соседних столбцов. (Приложение 1).
+
- Найдите 50% от 20 (10).
- Найдите 20% от 5 (1).
Проговорить алгоритм нахождения процента от числа.
3. Изучение нового материала
Учитель: Какое словосочетание связывает
Н. В. Гоголь “Мертвые души”, 9 февраля 1897, А.П. Чехова, 14-25 октября 2010 года?
Учащиеся: - перепись населения.
Да, действительно.
Сюжет “Мертвые души” афера, связанная с незнанием государства числа своих жителей,
9.02.1897 - первая всероссийская перепись населения, до этого были переписи, но не Всероссийские.
Например, Московская перепись 1871 года выявила, что Москва – город женихов, а не невест.
Непосредственно участвовал в проведении первой всероссийской переписи писатель А.П. Чехов — руководил группой счётчиков в Серпуховском уезде Московской губернии.
А в октябре 2011 года была последняя всероссийская перепись населения.
Учитель: Зачем переписывать население?
Ученики (например) чтобы государство не обманывали Чичиковы.
Но и каждый для себя в переписи найдет интересное:
- большие по населению города России,
- уровень образования - высшее или среднее,
- сколько русских в России.
А учеников 7 класса заинтересовала информация про то, что Московская перепись 1871 выявила, что Москва – город женихов, а не невест. Значит, они интересуются историей конца девятнадцатого века.
Но перепись можно сделать и в классе.
Давайте? по очереди (называете имя, число полных лет, на какой улице живете)
(всё записывается в строчку)
Аня, 13 лет, 3 Парковая, Маша ..., Паша...
Сколько человек живет на 3 Парковой улице? Кому уже исполнилось 13 лет?
Удобно ли вам было искать? нет
как можно улучшить?
Записать в таблицу.
А как надо было сделать таблицу?
Графы - столбцы, строчки – люди.
Вывод: Таблицы облегчают поиск необходимых сведений, не заставляют изучать всю таблицу. Тем более если данных много, по всей России!
Убедимся в этом.
Учебник, стр. 7. Таблица 1, упражнения устно 1-3,
№4 4581-4989=- 408,
№5 1308-1296=12 тыс. чел.
4. Первичное закрепление.
А сейчас перейдем от главного богатства страны - людей, к ... производству электроэнергии.
Таблица 3 учебника устно №15-18.
письменно №20-21.
(форма работы - за 1999 год фронтально, остальное- по партам )
Обсуждение алгоритма.
Нахождение изменения в кВт*ч (надо вычесть из настоящего значения предыдущее.)
Нахождение процентного отношения (изменение разделить на предыдущий год и умножить на 100%).
Вывод об оформлении таблицы (две строки подсчетов).
год | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
электроэнергия | 827 | 846 | 878 | 891 | 891 | 916 | 931 | 953 | 991 |
изменение по отношению к предыдущему году | 19 | 32 | 13 | 0 | 25 | 15 | 22 | 38 | |
изменение по отношению к предыдущему году % | 2,297 | 3,783 | 1,481 | 0 | 2,806 | 1,64 | 2,363 | 3,987 |
проверка сравнением результатов (на экране с помощью проектора).
Заполнение всей таблицы каждым учеником.
Проговаривается приближенность значений (округление).
Чтение таблицы: ответить на вопросы о наибольшем и наименьшем изменении как в абсолютном, так и в относительном значении.
5. Повторный контроль .
Таблица №2 (стр 8).
- №7-10 – только ответ.
- №7 -15,6 ц/га,
- №8-2001году,
- №9-2002,
- №10- 2000году
№11
Заполнение доли пшеницы
(оговорить нахождение табличных данных)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Производство зерновых | 65,5 | 85,2 | 86,6 | 67,2 | 78,1 | 78,2 | 78,6 |
Производство пшеницы | 34,5 | 47 | 50,6 | 34,1 | 45,4 | 47,7 | 45 |
Доля пшеницы | 52,7 | 55,16 | 58,43 | 50,74 | 58,1 | 61 | 57,3 |
Взаимопроверка (с соседом по парте)
- №12 - 2005
- №13-2003
- №14-2005
6. Рефлексия
Что понравилось?
7. Домашнее задание
п1-2 (читать), Упражнение стр12. (ответы письменно, таблицу не перерисовывать)
8. Подведение итогов
- Какова тема нашего урока?
- Какова была цель?
- Цель достигнута?
Мы достигли цели!
Литература
- Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко Теория вероятностей и статистика, (учебник) 2008 г.