Цель урока: развивать умение учащихся проверять слова с парным согласным звуком на конце слов.
Задачи:
- Формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
- Развивать навыки правописания слов с орфограммой «парный согласный на конце слов», развивать фонематический слух учащихся.
- Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ученики здороваются с учителем и присутствующими на уроке гостями. В тетрадях записывают число и классную работу.
2. Актуализация знаний.
1) Беседа по пройденному материалу.
Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки?
Дети: На гласные и согласные.
Учитель: Дайте характеристику гласным и согласным звукам.
(Дети отвечают полными ответами.)
Учитель: При помощи чего образуется гласный звук?
Дети: При помощи голоса.
Учитель: А согласный звук?
Дети: При участии голоса и шума.
Учитель: Работаем по ленте букв. Почему согласные стоят в 2 ряда? Что обозначают согласные верхнего и нижнего ряда?
Учитель: На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?
Дети: На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.
Учитель: Назовите буквы непарных звонких согласных.
Дети: Н, М, Л, Р, Й.
Учитель: Назовите буквы непарных глухих согласных.
Дети: Х, Ц, Ч, Щ.
Учитель: Назовите буквы парных звонких согласных звуков.
Дети: Б, В, Г, Д, Ж, З.
Учитель: Назовите буквы парных глухих согласных звуков.
Дети: П, Ф, К, Т, Ш, С.
Учитель: По какому признаку согласные являются парными?
Дети: По признаку звонкости и глухости.
Учитель: Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?
Дети: 6.
Учитель: Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?
Дети: 5.
Учитель: Почему неравное количество пар?
Дети: Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.
3. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Над какой темой работали на предыдущем уроке?
Дети: Парные согласные на конце слова.
Учитель: Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов.
(Тема урока появляется на доске (или вывешивается учителем). Тему урока с доски дети читают хором.)
Учитель: Почему парные согласные на конце слов надо проверять?
Дети: На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.
Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?
(Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова.)
Чистописание.
На доске висят карточки со словами: ЗИМА, КРУГ, СУП, ВОДА, РЕКА, ТОРТ.
Учитель: На какие 2 группы в зависимости от орфограммы можно разделить эти слова?
(Двое учащихся выходят к доске.)
Дети: Первая группа – это слова ЗИМА, РЕКА, ВОДА. В этих словах орфограмма «безударная гласная в корне слова». А вторая группа – это слова КРУГ, СУП, ТОРТ. В этих словах орфограмма «парный согласный на конце слова».
(Дети расставляют слова в 2 столбика.)
Учитель: Назовите орфограмму в слове КРУГ.
Дети: Парный согласный Г на конце слова.
Учитель: Почему парный согласный Г надо проверять?
Дети: Он оглушается, стоит в слабой позиции.
Учитель: Назовите проверочное слово.
Дети: Круги.
Учитель: Запишем в тетрадь строчную букву г.
(Аналогично разбираются слова СУП, ТОРТ. В тетради появляются строчные буквы г, п, т в чередовании с наклонными линиями. Далее учащиеся записывают в тетрадь слова с данными буквами: порт, торт, тигр.)
Словарная работа.
Учитель: Следующий этап нашего урока – словарная работа.
(Учащиеся пишут в тетрадях слово СЛОВАРЬ.)
Учитель: Какие слова мы называем словарными?
Дети: Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.
Учитель: Познакомимся с новым словарным словом. А чтобы его узнать, послушайте загадку.
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Дети: Медведь!
Учитель: Правильно!
(На экране интерактивной доски (или телевизора) появляется изображение медведя.)
Учитель: Почему медведя так назвали?
Если знать происхождение слова медведь, легко запомнить его правописание. Слово медведь образовалось от двух слов: мёд и ведать. Слово ведать в старину означало знать.
(Посмотрите на изображение медведя и опишите его. Учитель задаёт наводящие вопросы.)
Дети: Медведь – это крупный хищный зверь с бурой шерстью и толстыми лапами.
Учитель: Каким медведь изображён в сказках?
Дети: Неуклюжим, глуповатым, косолапым.
Учитель: На самом же деле медведь – это умный, ловкий, быстрый, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. А когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.
Учитель: Откройте учебник на стр.99 и найдите внизу страницы наше словарное слово. Произнесите это слово орфоэпически. Какие орфограммы в слове увидели?
(Дети называют орфограммы: безударный гласный е в корне слова, парный согласный д на конце слова, ь – показатель мягкости.)
Учитель: Прочитайте словарное слово орфографически правильно и запишите его себе в тетрадь.
(Дети читают слово хором, затем записывают его в свои тетради, делят на слоги, ставят ударение, подчёркивают орфограммы. Один ученик работает у доски с комментированием.)
Учитель: А какую орфограмму в этом слове можно проверить?
Дети: Парный согласный д на конце слова.
Учитель: Назовите проверочное слово.
Дети: Медведи.
Учитель: Почему оно является проверочным?
Дети: Потому что парный согласный д стоит в сильной позиции – после него стоит гласный звук.
Учитель: Запишите у себя в словаре проверочное слово медведи.
5. Физкультурная минутка.
Учитель: Представим себе, что мы – медведи и идём по лесу.
Мишка шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
Мишка утомился,
На место опустился.
6. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику стр.100, упражнение 14.
Дети читают задание к упражнению вслух, разбирают его, устно подбирают проверочные слова. Затем по цепочке выходят к доске и записывают пары слов: проверочное и проверяемое, подчёркивая орфограммы. В тетрадях и на доске получается следующая запись: тетради – тетрадь, звуки – звук, слоги – слог, кактусы – кактус и т.п.
7. Физкультурная минутка.
Учитель: Ребята, а все ли помнят правила поведения хорошего ученика в школе? Давайте их повторим.
Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
На уроках не болтай, как заморский попугай.
Учитель скажет – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь.
Спросить захочешь – не шуми,
А только руку подними.
8. Продолжение закрепления пройденного материала.
Работа в парах.
На партах учащихся лежат карточки с записанными словосочетаниями, где в словах с парным согласным на конце слова пропущена орфограмма. Рядом в скобках даны варианты написания букв данной орфограммы. Ученики должны выбрать правильную букву, обвести её в кружок, а рядом записать проверочное слово.
Дано 4 варианта данных карточек.
1 вариант | 2 вариант |
белый сне...(г, к) | вкусный пиро...(г, к) |
тёплый шар...(в, ф) | лесной шала...(ж, ш) |
пятый эта...(ж, ш) | длинный но...(з, с) |
3 вариант | 4 вариант |
зимний холо...(д, т) | острый но...(ж, ш) |
карий гла...(з, с) | деревянный стол...(б, п) |
пятнистый жира...(в, ф) | едкий лу...(г, к) |
Проверка фронтальная при помощи «светофоров».
Учащиеся выходят к доске парами по вариантам (по 3-4 пары детей от каждого варианта) и объясняют свой выбор орфограммы, называя проверочное слово.
Остальные ученики с мест «светофорами» сигнализируют своё согласие или несогласие с ответами товарищей.
Игра «Разгадай кроссворд».
Кроссворд может быть выведен на интерактивную доску или, как в данном случае, нарисован на доске. А картинки – отгадки транслируются учителем на большом телевизионном экране. Помимо общего кроссворда, у учащихся на партах лежат карточки с индивидуальными кроссвордами.
Учитель: А теперь проверим ваше умение отгадывать загадки и подбирать проверочные слова к орфограмме «парный согласный на конце слов».
Учитель читает загадки, дети их отгадывают. Ученики по цепочке выходят к доске, называют проверяемое и проверочное слово и записывают отгадку в кроссворд на доске и у себя на карточке.
Загадки:
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь.)Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд.)Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук).Белый братишка
В красном домишке
С братьями дружит,
Живёт и не тужит. (Зуб.)
9. Подведение итогов урока.
Учитель: Над какой темой работали сегодня на уроке?
Дети: Правописание парных согласных звуков на конце слов.
Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?
(Дети хором повторяют правило правописания парного согласного звука на конце слова.)
10. Определение домашнего задания.
Учитель: Ребята, дома придумайте и напишите 5 слов с парным согласным на конце, а также запишите к ним проверочные слова.
11. Рефлексия.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Какое задание вам понравилось? А какое вызвало затруднение?
(Варианты ответов детей.)
Учитель: Молодцы, ребята, сегодня на уроке все работали очень хорошо! Желаю вам в дальнейшем быть такими же любознательными и внимательными учениками, и успех в учёбе будет вам обеспечен. Урок окончен, всем спасибо!