Правописание парных согласных звуков на конце слов. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: развивать умение учащихся проверять слова с парным согласным звуком на конце слов.

Задачи:

  1. Формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
  2. Развивать навыки правописания слов с орфограммой «парный согласный на конце слов», развивать фонематический слух учащихся.
  3. Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ученики здороваются с учителем и присутствующими на уроке гостями. В тетрадях записывают число и классную работу.

2. Актуализация знаний.

1) Беседа по пройденному материалу.

Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки?

Дети: На гласные и согласные.

Учитель: Дайте характеристику гласным и согласным звукам.

(Дети отвечают полными ответами.)

Учитель: При помощи чего образуется гласный звук?

Дети: При помощи голоса.

Учитель: А согласный звук?

Дети: При участии голоса и шума.

Учитель: Работаем по ленте букв. Почему согласные стоят в 2 ряда? Что обозначают согласные верхнего и нижнего ряда?

Учитель: На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?

Дети: На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

Учитель: Назовите буквы непарных звонких согласных.

Дети: Н, М, Л, Р, Й.

Учитель: Назовите буквы непарных глухих согласных.

Дети: Х, Ц, Ч, Щ.

Учитель: Назовите буквы парных звонких согласных звуков.

Дети: Б, В, Г, Д, Ж, З.

Учитель: Назовите буквы парных глухих согласных звуков.

Дети: П, Ф, К, Т, Ш, С.

Учитель: По какому признаку согласные являются парными?

Дети: По признаку звонкости и глухости.

Учитель: Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?

Дети: 6.

Учитель: Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?

Дети: 5.

Учитель: Почему неравное количество пар?

Дети: Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.

3. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Над какой темой работали на предыдущем уроке?

Дети: Парные согласные на конце слова.

Учитель: Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов.

(Тема урока появляется на доске (или вывешивается учителем). Тему урока с доски дети читают хором.)

Учитель: Почему парные согласные на конце слов надо проверять?

Дети: На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

(Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова.)

Чистописание.

На доске висят карточки со словами: ЗИМА, КРУГ, СУП, ВОДА, РЕКА, ТОРТ.

Учитель: На какие 2 группы в зависимости от орфограммы можно разделить эти слова?

(Двое учащихся выходят к доске.)

Дети: Первая группа – это слова ЗИМА, РЕКА, ВОДА. В этих словах орфограмма «безударная гласная в корне слова». А вторая группа – это слова КРУГ, СУП, ТОРТ. В этих словах орфограмма «парный согласный на конце слова».

(Дети расставляют слова в 2 столбика.)

Учитель: Назовите орфограмму в слове КРУГ.

Дети: Парный согласный Г на конце слова.

Учитель: Почему парный согласный Г надо проверять?

Дети: Он оглушается, стоит в слабой позиции.

Учитель: Назовите проверочное слово.

Дети: Круги.

Учитель: Запишем в тетрадь строчную букву г.

(Аналогично разбираются слова СУП, ТОРТ. В тетради появляются строчные буквы г, п, т в чередовании с наклонными линиями. Далее учащиеся записывают в тетрадь слова с данными буквами: порт, торт, тигр.)

Словарная работа.

Учитель: Следующий этап нашего урока – словарная работа.

(Учащиеся пишут в тетрадях слово СЛОВАРЬ.)

Учитель: Какие слова мы называем словарными?

Дети: Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.

Учитель: Познакомимся с новым словарным словом. А чтобы его узнать, послушайте загадку.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Дети: Медведь!

Учитель: Правильно!

(На экране интерактивной доски (или телевизора) появляется изображение медведя.)

Учитель: Почему медведя так назвали?

Если знать происхождение слова медведь, легко запомнить его правописание. Слово медведь образовалось от двух слов: мёд и ведать. Слово ведать в старину означало знать.

(Посмотрите на изображение медведя и опишите его. Учитель задаёт наводящие вопросы.)

Дети: Медведь – это крупный хищный зверь с бурой шерстью и толстыми лапами.

Учитель: Каким медведь изображён в сказках?

Дети: Неуклюжим, глуповатым, косолапым.

Учитель: На самом же деле медведь – это умный, ловкий, быстрый, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. А когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

Учитель: Откройте учебник на стр.99 и найдите внизу страницы наше словарное слово. Произнесите это слово орфоэпически. Какие орфограммы в слове увидели?

(Дети называют орфограммы: безударный гласный е в корне слова, парный согласный д на конце слова, ь – показатель мягкости.)

Учитель: Прочитайте словарное слово орфографически правильно и запишите его себе в тетрадь.

(Дети читают слово хором, затем записывают его в свои тетради, делят на слоги, ставят ударение, подчёркивают орфограммы. Один ученик работает у доски с комментированием.)

Учитель: А какую орфограмму в этом слове можно проверить?

Дети: Парный согласный д на конце слова.

Учитель: Назовите проверочное слово.

Дети: Медведи.

Учитель: Почему оно является проверочным?

Дети: Потому что парный согласный д стоит в сильной позиции – после него стоит гласный звук.

Учитель: Запишите у себя в словаре проверочное слово медведи.

5. Физкультурная минутка.

Учитель: Представим себе, что мы – медведи и идём по лесу.

Мишка шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
Мишка утомился,
На место опустился.

6. Закрепление пройденного материала.

Работа по учебнику стр.100, упражнение 14.

Дети читают задание к упражнению вслух, разбирают его, устно подбирают проверочные слова. Затем по цепочке выходят к доске и записывают пары слов: проверочное и проверяемое, подчёркивая орфограммы. В тетрадях и на доске получается следующая запись: тетради – тетрадь, звуки – звук, слоги – слог, кактусы – кактус и т.п.

7. Физкультурная минутка.

Учитель: Ребята, а все ли помнят правила поведения хорошего ученика в школе? Давайте их повторим.

Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
На уроках не болтай, как заморский попугай.
Учитель скажет – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь.
Спросить захочешь – не шуми,
А только руку подними.

8. Продолжение закрепления пройденного материала.

Работа в парах.

На партах учащихся лежат карточки с записанными словосочетаниями, где в словах с парным согласным на конце слова пропущена орфограмма. Рядом в скобках даны варианты написания букв данной орфограммы. Ученики должны выбрать правильную букву, обвести её в кружок, а рядом записать проверочное слово.

Дано 4 варианта данных карточек.

1 вариант 2 вариант
белый сне...(г, к) вкусный пиро...(г, к)
тёплый шар...(в, ф) лесной шала...(ж, ш)
пятый эта...(ж, ш) длинный но...(з, с)
3 вариант 4 вариант
зимний холо...(д, т) острый но...(ж, ш)
карий гла...(з, с) деревянный стол...(б, п)
пятнистый жира...(в, ф) едкий лу...(г, к)

Проверка фронтальная при помощи «светофоров».

Учащиеся выходят к доске парами по вариантам (по 3-4 пары детей от каждого варианта) и объясняют свой выбор орфограммы, называя проверочное слово.

Остальные ученики с мест «светофорами» сигнализируют своё согласие или несогласие с ответами товарищей.

Игра «Разгадай кроссворд».

Кроссворд может быть выведен на интерактивную доску или, как в данном случае, нарисован на доске. А картинки – отгадки транслируются учителем на большом телевизионном экране. Помимо общего кроссворда, у учащихся на партах лежат карточки с индивидуальными кроссвордами.

Учитель: А теперь проверим ваше умение отгадывать загадки и подбирать проверочные слова к орфограмме «парный согласный на конце слов».

Учитель читает загадки, дети их отгадывают. Ученики по цепочке выходят к доске, называют проверяемое и проверочное слово и записывают отгадку в кроссворд на доске и у себя на карточке.

Загадки:

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь.)

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд.)

Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук).

Белый братишка
В красном домишке
С братьями дружит,
Живёт и не тужит. (Зуб.)

9. Подведение итогов урока.

Учитель: Над какой темой работали сегодня на уроке?

Дети: Правописание парных согласных звуков на конце слов.

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

(Дети хором повторяют правило правописания парного согласного звука на конце слова.)

10. Определение домашнего задания.

Учитель: Ребята, дома придумайте и напишите 5 слов с парным согласным на конце, а также запишите к ним проверочные слова.

11. Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу на уроке. Какое задание вам понравилось? А какое вызвало затруднение?

(Варианты ответов детей.)

Учитель: Молодцы, ребята, сегодня на уроке все работали очень хорошо! Желаю вам в дальнейшем быть такими же любознательными и внимательными учениками, и успех в учёбе будет вам обеспечен. Урок окончен, всем спасибо!