Параметры урока | Содержание параметров |
Программа, учебник, особенности | Образовательная система “Школа
России” Программа “Русский язык” (Т.Г. Рамзаева) Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В основе курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология оценования достижений. |
Тема урока | Неопределённая форма глагола |
Место урока в системе уроков | Урок 148 в разделе “Глагол”. |
Форма и тип урока | Урок открытия нового знания (ОНЗ) Форма проведения – деловая игра. |
Образовательная цель и задачи | Основная цель: формировать понятие о
неопределённой форме глагола. Задачи: - учить делать выводы по теме; - развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания; - воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль. |
Ресурсы урока | - карточки с текстами для заданий; - словарные слова; - оформление доски-карточки с надписями: “Детективное агентство”, “Агент”, “Детектив”, “Иметь зоркий глаз”, “Уметь слушать и слышать”, “Быть внимательным”; “Фоторобот”, “Глагол”,“Что делать?”, “Что сделать?”, “-ть”, “-ти”, “неопределённая форма” |
Предметные результаты | Учащиеся должны уметь: - отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов по вопросам; - по окончанию находить глаголы в неопределённой форме; - правильно записывать глаголы в неопределённой форме. |
Метапредметные результаты | Регулятивные УУД - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на уроках открытия новых знаний. - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Познавательные УУД - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - делать выводы в результате совместной работы класса. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД. - донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; - слушать и понимать друг друга. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. |
Личностные результаты | Является формирование следующих
умений: -определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. Средством достижения этих результатов является парно-групповая работа. |
Структура урока(ОНЗ, проблемно-диалогическая технология) | I этап. Мотивация к учебной
деятельности. II этап. Словарная работа III этап. Актуализация опорных знаний. IV этап. Открытие нового и формулирование темы урока. V этап. Закрепление. VI этап. Рефлексия учебной деятельности. |
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на данном этапе:
- Мысленно скажите себе: я сосредоточен, внимателен, догадлив, сообразителен, уверен в себе. Сегодня мы проводим урок в форме деловой игры. Ребята, кто такой детектив? (Агент сыскной полиции; специалист по расследованию уголовных преступлений).
- А кто такой агент? (Человек, который действует в чьих-либо интересах; служит чьим-либо интересам).
- Какими качествами он должен обладать? (Высказывания детей. Учитель прикрепляет на доску:
1. Иметь зоркий глаз.
2. Уметь слушать и слышать.
3. Быть внимательным.
- Итак, ребята, представьте, что вы детективы, а наш кабинет “Детективное агентство” (прикрепить на доску).
- В наше агентство поступило сообщение “Помогите определить форму слова” Что будем делать? (Собирать информацию) - учитель прикрепляет на доску.
- Что же должен уметь делать детектив? Читаем!
- Эти высказывания нам пригодятся на уроке.
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
II. Словарная работа.
Цель: зафиксировать представления о новых словарных словах.
Организация учебного процесса на данном этапе:
- Перед вами слова: агент, детектив. (Прикрепить на доску) Какие орфограммы встретились в данных словах? (Непроверяемые безударные гласные, парные согласные). Запишите данные слова в тетради, подчеркните орфограммы.
III. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать представления о глаголе; зафиксировать ситуацию демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса на данном этапе:
На доске записаны слова: р..шаешь, пл..сал, выл...тит, ух..жу, п..сали, поб..гут.
- Вставьте пропущенные орфограммы (1 ученик у доски).
- Что объединяет все эти слова? (Орфограмма – безударная гласная в корне слова. Все слова являются одной частью речи – глаголом).
- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? Что делал? что сделал? Например..).
- На какие три группы можно разделить глаголы? (Настоящее, прошедшее и будущее время).
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? (Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь ?что делает? что делаем? что делаете? что делают? Например...).
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? Что делали? что сделали? Например...).
- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? (Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать Например...)
- Распределите глаголы по временам и запишите в тетрадь (1 ученик у доски).
н.в. пр.в. б.в. решаешь плясал вылетит ухожу писали побегут
- Проверим, правильно ли выполнено задание?
- Мы знаем, что глаголы изменяются по временам. А как ещё могут изменяться глаголы? (по числам, а в прошедшем времени ед. числа по родам).
- Итак, с какой частью речи будем работать на уроке? (с глаголом).
- Чем занимаются детективы? (ищут, собирают информацию)
- Мы детективы, значит должны составить фоторобот (прикрепить на доску).
- Как вы думаете, о чём будем собирать информацию? (о глаголе) – прикрепить на доску.
IV. Открытие нового и формулирование темы урока (постановка проблемы).
Цель: согласовать и зафиксировать цель и тему урока; построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на данном этапе:
- Из этих высказываний выпишите только глаголы:
иметь, уметь, слушать, слышать, быть, собирать.
- Определите у данных глаголов время, число. (Не определяется).
- Что же это за форма глагола, у которой ничего не можем определить? (неопределённая форма глагола) – прикрепить.
- Значит, это глаголы в неопределённой форме.
- Итак, тема нашего урока. (Тема: “ Неопределённая форма глагола”. Цель: формировать понятие о неопределённой форме глагола).
- Поставьте вопросы к этим глаголам. (Что делать?) – прикрепить на доску.
- Откройте учебник с.130. Прочитайте правило.
- Какую дополнительную информацию вы получили о глаголах неопределённой формы? (Отвечают на вопрос Что сделать? – прикрепить на доску. (Имеют суффиксы –ть, -ти)
- Ребята, в настоящее время, в русском языке среди учёных нет общего мнения: являются –ти и –ть суффиксами или окончаниями, поэтому давайте просто будем говорит: “Оканчиваются на –ть и –ти)
- Глядя на наш фоторобот, сделайте полный вывод.
(Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? стоят в неопределённой форме. Эти глаголы оканчиваются на -ть и –ти. Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.)
V. Закрепление.
Цель: зафиксировать во внешней речи знания .
Организация учебного процесса на данном этапе:
1. Упражнение 413 стр.181
- Вдумчиво прочитайте задание.
- Что нужно сделать? (Записать в 2 столбика)
- Выпишите по 5 глаголов в каждый столбик. (1 ученик у доски)
- Проверяем.
2. Упражнение 414
- Задание прочитали. Что значит однокоренной? Какие слова являются однокоренными? (Однокоренные (родственные) слова – это слова, которые имеют одинаковый корень и сходны по смыслу) .(1 ученик у доски)
(Дети выполняют задание. При проверке спросить: “Как образовали новые глаголы, при помощи чего?”) (приставки).
3. Физкультминутка
Внимание на меня: “Повернуть голову направо, налево, поднять руки вверх, опустить на парту, сесть правильно”.
- Какие слова я использовала? (Глаголы в неопределённой форме).
- Глагол в неопределённой форме называют “инфинитив”,что в переводе с греческого языка как раз и обозначает – неопределённая форма глагола. Глаголы в этой форме отвечают на вопросы? (Что делать? Что сделать?)
- Кроме того, инфинитив легко узнать, т.к. показателем его является (-ть и ти).
- Легко вам по фотороботу определить форму глагола?
- Мы собрали информацию?
- А какую?
4. Работа в группах
1 группа.
Прочитайте советы – как приготовить домашнее задание по русскому языку. Выпишите глаголы в неопределённой форме.
1. Вспомнить, что изучали на уроке. Выучить по учебнику правило.
2. Внимательно прочитать задание к упражнению, что требуется для его выполнения. Потом прочитайте его целиком. Затем прочитать каждое предложение и записать в тетрадь.
3. Следите за почерком. Работу выполнять чисто, без ошибок.
4. Проверить выполненное упражнение.
- Проверка
2 группа. Замените словосочетания глаголами в неопределённой форме.
- Привести в исполнение –
- Принять участие –
- Задать вопрос –
- Оказать помощь –
3 группа. Исключите в каждом столбике лишнее слово и докажите.
катать гулять дружить пароль сорить навещать сеять считать рисовал помочь думаю прочитать
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить свою работу и работу класса на уроке; обсудить домашнее задание; наметить направление будущей деятельности.
Организация учебного процесса на данном этапе:
1. Подведение итогов.
- Подведём итог работы нашего агентства.
- На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме? (что делать? что сделать?)
- Что является показателем неопределённой формы? (Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти)
- Какие трудности остались?
2. Обсуждение домашнего задания (упр. 415 стр.181).
3. Оценивание работы на уроке.
- Вы, молодцы! Все хорошо работали.
- Оцените свою работу в дневниках.
- Поднимите кружок, который соответствует вашему настроению.
Прозвенел опять звонок,
И закончился урок.
Вы, ребятки, отдохните,
Силы новой наберите.
Это нужно детворе
Для здоровья при игре.
- Спасибо за работу на уроке?