Неопределенная форма глагола. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Параметры урока Содержание параметров
Программа, учебник, особенности Образовательная система “Школа России”

Программа “Русский язык” (Т.Г. Рамзаева)

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В основе курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология оценования достижений.

Тема урока Неопределённая форма глагола
Место урока в системе уроков Урок 148 в разделе “Глагол”.
Форма и тип урока Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Форма проведения – деловая игра.

Образовательная цель и задачи Основная цель: формировать понятие о неопределённой форме глагола.

Задачи:

- учить делать выводы по теме;

- развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания;

- воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль.

Ресурсы урока - карточки с текстами для заданий;

- словарные слова;

- оформление доски-карточки с надписями: “Детективное агентство”, “Агент”, “Детектив”, “Иметь зоркий глаз”, “Уметь слушать и слышать”, “Быть внимательным”; “Фоторобот”, “Глагол”,“Что делать?”, “Что сделать?”, “-ть”, “-ти”, “неопределённая форма”

Предметные результаты Учащиеся должны уметь:

- отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов по вопросам;

- по окончанию находить глаголы в неопределённой форме;

- правильно записывать глаголы в неопределённой форме.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на уроках открытия новых знаний.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- делать выводы в результате совместной работы класса.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД.

- донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать друг друга.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

Личностные результаты Является формирование следующих умений:

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Средством достижения этих результатов является парно-групповая работа.

Структура урока(ОНЗ, проблемно-диалогическая технология) I этап. Мотивация к учебной деятельности.

II этап. Словарная работа

III этап. Актуализация опорных знаний.

IV этап. Открытие нового и формулирование темы урока.

V этап. Закрепление.

VI этап. Рефлексия учебной деятельности.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на данном этапе:

- Мысленно скажите себе: я сосредоточен, внимателен, догадлив, сообразителен, уверен в себе. Сегодня мы проводим урок в форме деловой игры. Ребята, кто такой детектив? (Агент сыскной полиции; специалист по расследованию уголовных преступлений).

- А кто такой агент? (Человек, который действует в чьих-либо интересах; служит чьим-либо интересам).

- Какими качествами он должен обладать? (Высказывания детей. Учитель прикрепляет на доску:

1. Иметь зоркий глаз.

2. Уметь слушать и слышать.

3. Быть внимательным.

- Итак, ребята, представьте, что вы детективы, а наш кабинет “Детективное агентство” (прикрепить на доску).

- В наше агентство поступило сообщение “Помогите определить форму слова” Что будем делать? (Собирать информацию) - учитель прикрепляет на доску.

- Что же должен уметь делать детектив? Читаем!

- Эти высказывания нам пригодятся на уроке.

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

II. Словарная работа.

Цель: зафиксировать представления о новых словарных словах.

Организация учебного процесса на данном этапе:

- Перед вами слова: агент, детектив. (Прикрепить на доску) Какие орфограммы встретились в данных словах? (Непроверяемые безударные гласные, парные согласные). Запишите данные слова в тетради, подчеркните орфограммы.

III. Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализировать представления о глаголе; зафиксировать ситуацию демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

Организация учебного процесса на данном этапе:

На доске записаны слова: р..шаешь, пл..сал, выл...тит, ух..жу, п..сали, поб..гут.

- Вставьте пропущенные орфограммы (1 ученик у доски).

- Что объединяет все эти слова? (Орфограмма – безударная гласная в корне слова. Все слова являются одной частью речи – глаголом).

- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? Что делал? что сделал? Например..).

- На какие три группы можно разделить глаголы? (Настоящее, прошедшее и будущее время).

- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? (Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь ?что делает? что делаем? что делаете? что делают? Например...).

- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? что сделал? Что делали? что сделали? Например...).

- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? (Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать Например...)

- Распределите глаголы по временам и запишите в тетрадь (1 ученик у доски).

н.в. пр.в. б.в.
решаешь плясал вылетит
ухожу писали побегут

- Проверим, правильно ли выполнено задание?

- Мы знаем, что глаголы изменяются по временам. А как ещё могут изменяться глаголы? (по числам, а в прошедшем времени ед. числа по родам).

- Итак, с какой частью речи будем работать на уроке? (с глаголом).

- Чем занимаются детективы? (ищут, собирают информацию)

- Мы детективы, значит должны составить фоторобот (прикрепить на доску).

- Как вы думаете, о чём будем собирать информацию? (о глаголе) – прикрепить на доску.

IV. Открытие нового и формулирование темы урока (постановка проблемы).

Цель: согласовать и зафиксировать цель и тему урока; построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на данном этапе:

- Из этих высказываний выпишите только глаголы:

иметь, уметь, слушать, слышать, быть, собирать.

- Определите у данных глаголов время, число. (Не определяется).

- Что же это за форма глагола, у которой ничего не можем определить? (неопределённая форма глагола) – прикрепить.

- Значит, это глаголы в неопределённой форме.

- Итак, тема нашего урока. (Тема: “ Неопределённая форма глагола”. Цель: формировать понятие о неопределённой форме глагола).

- Поставьте вопросы к этим глаголам. (Что делать?) – прикрепить на доску.

- Откройте учебник с.130. Прочитайте правило.

- Какую дополнительную информацию вы получили о глаголах неопределённой формы? (Отвечают на вопрос Что сделать? – прикрепить на доску. (Имеют суффиксы –ть, -ти)

- Ребята, в настоящее время, в русском языке среди учёных нет общего мнения: являются –ти и –ть суффиксами или окончаниями, поэтому давайте просто будем говорит: “Оканчиваются на –ть и –ти)

- Глядя на наш фоторобот, сделайте полный вывод.

(Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? стоят в неопределённой форме. Эти глаголы оканчиваются на -ть и –ти. Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.)

V. Закрепление.

Цель: зафиксировать во внешней речи знания .

Организация учебного процесса на данном этапе:

1. Упражнение 413 стр.181

- Вдумчиво прочитайте задание.

- Что нужно сделать? (Записать в 2 столбика)

- Выпишите по 5 глаголов в каждый столбик. (1 ученик у доски)

- Проверяем.

2. Упражнение 414

- Задание прочитали. Что значит однокоренной? Какие слова являются однокоренными? (Однокоренные (родственные) слова – это слова, которые имеют одинаковый корень и сходны по смыслу) .(1 ученик у доски)

(Дети выполняют задание. При проверке спросить: “Как образовали новые глаголы, при помощи чего?”) (приставки).

3. Физкультминутка

Внимание на меня: “Повернуть голову направо, налево, поднять руки вверх, опустить на парту, сесть правильно”.

- Какие слова я использовала? (Глаголы в неопределённой форме).

- Глагол в неопределённой форме называют “инфинитив”,что в переводе с греческого языка как раз и обозначает – неопределённая форма глагола. Глаголы в этой форме отвечают на вопросы? (Что делать? Что сделать?)

- Кроме того, инфинитив легко узнать, т.к. показателем его является (-ть и ти).

- Легко вам по фотороботу определить форму глагола?

- Мы собрали информацию?

- А какую?

4. Работа в группах

1 группа.

Прочитайте советы – как приготовить домашнее задание по русскому языку. Выпишите глаголы в неопределённой форме.

1. Вспомнить, что изучали на уроке. Выучить по учебнику правило.

2. Внимательно прочитать задание к упражнению, что требуется для его выполнения. Потом прочитайте его целиком. Затем прочитать каждое предложение и записать в тетрадь.

3. Следите за почерком. Работу выполнять чисто, без ошибок.

4. Проверить выполненное упражнение.

- Проверка

2 группа. Замените словосочетания глаголами в неопределённой форме.

  • Привести в исполнение –
  • Принять участие –
  • Задать вопрос –
  • Оказать помощь –

3 группа. Исключите в каждом столбике лишнее слово и докажите.

катать гулять дружить
пароль сорить навещать
сеять считать рисовал
помочь думаю прочитать

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить свою работу и работу класса на уроке; обсудить домашнее задание; наметить направление будущей деятельности.

Организация учебного процесса на данном этапе:

1. Подведение итогов.

- Подведём итог работы нашего агентства.

- На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме? (что делать? что сделать?)

- Что является показателем неопределённой формы? (Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти)

- Какие трудности остались?

2. Обсуждение домашнего задания (упр. 415 стр.181).

3. Оценивание работы на уроке.

- Вы, молодцы! Все хорошо работали.

- Оцените свою работу в дневниках.

- Поднимите кружок, который соответствует вашему настроению.

Прозвенел опять звонок,
И закончился урок.
Вы, ребятки, отдохните,
Силы новой наберите.
Это нужно детворе
Для здоровья при игре.

- Спасибо за работу на уроке?