Цель:
- Закрепить знания учащихся по теме «Тундра».
- Познакомить с новой природной зоной – тайгой, её растительным и животным миром.
- Развивать память, речь, мышление.
- Воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной природной зоной, её растительным и животным миром
Но прежде проверим домашнее задание.
III. Проверка домашнего задания.
1) Работа с картой.
- По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке?
- Что вы можете рассказать о ней, глядя на карту? (Рассказ о географическом положении зоны тундры.)
2) Тест по теме «Тундра».
1. Зона тундры расположена ...
А) севернее арктических пустынь.
Б) южнее арктических пустынь.
2. Тундра расположена ...
А) на равнине.
Б) на возвышенностях.
В) на горах.
3. В тундре ...
А) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности.
Б) длинная суровая зима и жаркое лето.
В) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.
4. Главное занятие коренного населения ...
А) рыболовство.
Б) оленеводство.
В) земледелие.
5. Растения тундры ...
А) высокие с мощными корнями и широкими листьями.
Б) низкорослые со стелющемся стеблем и мелкими листьями.
6. К тундровым растениям относятся ...
А) верблюжья колючка, саксаул, кактус.
Б) кедр, осина, пальма.
В) карликовая ива, мох-ягель, черника.
7. В тундре обитают ...
А) тюлени, моржи, киты.
Б) песцы, лемминги, волки.
В) верблюды, лошади, коровы.
8. Укажите верную цепь питания ...
А) растения – лемминги – совы.
Б) комары – мошки – полярные куропатки – песцы.
В) растения – кречеты – волки.
9. Тундровый заповедник расположен ...
А) на полуострове Ямал.
Б) на полуострове Таймыр.
В) на Кольском полуострове.
3) Графический диктант.
- Знаком «+» отмечаете своё согласие «да», знаком «–» несогласие «нет».
- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей (+).
- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето (+).
- В тундре зимой только полярная ночь, а летом только полярный день (–).
- В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения (–).
- Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, сокола-сапсана, кречета, стерха, тундрового лебедя (+).
- Растения тундры высоко тянутся к солнцу (–).
- Лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища (–).
- Дикие северные олени обычно живут стадами (+).
- В тундре добывают нефть и природный газ (+).
- Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек (+).
Сверив с доской свой ответ, самостоятельно оцените свою работу: 1-2 ошибки – 4, 3-4 ошибки – 3 и т.д. Сдайте свои работы.
IV. Изучение новой темы.
1) Разгадывание кроссворда.
В путешествиях многое можно узнать
И друзьям своим об этом рассказать,
Новая природная зона приглашает нас,
И опять путешествует класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
- Короткое название ледяной зоны. (Арктика.)
- Арктика – царство снега и … (льда).
- Вид рыбы, обитающий в северных морях. (Сайка.)
- Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля.)
- Мелкие животные, которыми питаются рыбы северных морей. (Рачки.)
- Назовите тему урока. (Тайга.)
2) Рассказ учителя о тайге. (Используется карта «Природные зоны России».)
К югу от зоны тундры находится зона тайги. На карте она выделена тёмно-зелёным цветом. Расположена тайга в умеренном поясе, значит здесь ярко выражены все четыре времени года. Расположена тайга на Восточно-Европейской и Западносибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.
Тайга – это хвойный лес. Зима в тайге холодная, но лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут хвойные деревья, они не очень требовательны к теплу. Хвоя заменяет им листья, они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.
3) Сообщения детей. (Используется материал учебника – Плешаков, Природоведение, 4 класс, с.36.)
4) Работа с карточкой. Дети определяют на рисунках хвойные деревья и подписывают названия, а затем объясняют свой выбор.
V. Физкультурная минутка.
VI. Продолжение темы. Рассказ учителя о животных с использованием рисунков этих животных.
1) Богат и разнообразен животный мир тайги. Здесь обитают как крупные, так и мелкие животные, а также насекомые, птицы – это кедровка, бурундук, белка-летяга, соболь, лось, медведь, лисы, зайцы, волки, рыси, полёвки. Одни из них ложатся в спячку (ежи, медведи), а другие делают запасы на зиму.
2) Отгадывание загадок.
- В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле живёт в тепле? (Белка.)
- Комочек пуха, длинное ухо!
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) - Когда говорят: «Трусливый, как заяц»?
- Хозяин лесной просыпается весной,
а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь.) - Какое сравнение с медведем используем мы иногда в речи и в каких случаях? (Неуклюжий, как медведь.)
- Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, а зовут её … (лиса). - Какое качество лисы приписывают человеку, как говорят о хитром человеке?
- О каком животном говорят, что «его ноги кормят»?
3) Работа с карточкой, на которой надо отметить животных, обитающих в тайге.
- Каких животных вы отметили?
- Где живут остальные?
4) Работа с учебником (с. 100-101).
Составление цепи питания
5) Работа с пословицами по карточке.
Найди продолжение пословицы во 2 столбике и соедини стрелкой обе части.
- Чему учат нас эти пословицы?
VII. Итог урока.
- Какой лес мы называем тайгой?
- Какое особое отличие есть у лиственницы?
- Назовите животное, умеющее летать и прыгать.
- Какой вывод мы обязаны сделать после сегодняшнего урока?
Вывод. Природу нужно любить и беречь. Подтверждение этому мы найдём в стихотворении Ф. Тютчева.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа.
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.
Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней –
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет её очей.
Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа б хотела ей молиться,
А сердце рвётся обожать.