Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока:
- определить уровень усвоения детьми темы, уровень умения выделять морфемы в слове;
- определить уровень понимания роли каждой части слова.
Задачи:
1. Образовательные:
- обобщить знания детей о частях слова;
- закрепить умение проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем;
- подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова.
2. Развивающие:
- развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
- создать условия для коллективной мыслительной деятельности учащихся;
- создать условия для сотрудничества, проявления взаимопомощи, инициативы;
- формировать собственное мнение ученика.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы:
- учебники М.С. Соловейчик «Русский язык. К тайнам нашего языка»;
- тетради, ручки, карандаши, линейки, листы для самооценки;
- компьютер, презентация урока (Приложение), таблицы.
Организация пространства: фронтальная работа, коллективная работа.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.
Ход урока
1. Организационный этап.
Начнем урок русского языка. Я хочу, чтобы урок принес вам новые знания, работа давалась легко и интересно, а выполненная работа принесла радость. Удачи вам!
Каждый ученик оценит свою работу на уроке с помощью оценочного листа.
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 оценка |
Критерии оценивания:
+ хорошо справился с заданием сам;
? затрудняюсь, выполняю с помощью товарища или учителя;
– не могу выполнить задание.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Приложение. Слайд 2
- рСмолснтйахвщ
Уберите непарные согласные, запишите оставшиеся буквы. Прочитайте полученное слово. (Состав.)
Проверьте работу, отметьте результат работы в графе №1.
- Какое значение может иметь слово “состав”?
Приложение. Слайд 3
В словаре Ожегова значение слова состав объясняется так:
Состав – это:
- Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.
- Продукт смеси, соединения чего-нибудь.
- Сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны, поезд.
- Но мы на уроке русского языка. Значит, о каком составе пойдет речь?
Приложение. Слайд 4
- Определите тему урока.
- Тема нашего урока – состав слова.
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? (Повторить правила о составе слова, способы образования слов, вспомнить порядок морфемного разбора.)
Вывод: для того, чтобы достичь намеченных целей, надо решить, что для этого нужно знать и уметь.
Я должен знать: из каких частей состоит слово.
Я должен уметь: разбирать слова по составу.
3. Актуализация знаний.
Давайте вспомним, что мы знаем по этой теме.
- Из каких частей состоит слово?
- Какая часть слова самая главная? (Корень.)
- Что такое корень слова? (Корень слова – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов.)
- Какие части слова служат для образования новых слов? (Приставка, суффикс.)
- Для чего служит окончание? (Окончание служит для связи слов в предложении.)
- Что значит нулевое окончание?
Давайте составим алгоритм разбора слов по составу.
- Что такое основа? (Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания.)
- Какие значимые части слова могут входить в основу? (Приставка, корень, суффикс.)
Заполнение таблицы: приставка, корень, суффикс, окончание.
- Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
- Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)
- Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.)
4. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
Воспроизведение на новом уровне.
На уроке мы закрепим наши знания, выполняя различные упражнения.
О каком дереве говорится в стихотворении Все́волода Алекса́ндровича Рождественского?
Приложение. Слайд 5
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей.
И много задумчивых песен
Поётся в народе о ней. (Берёза.)
Запишите слово. Разберите его по составу.
1 ученик разбирает слово на доске. Проверьте работу.
Каждый ученик оценит свою работу на уроке с помощью оценочного листа, графа №2 .
От слова береза образуйте однокоренное слово с приставкой под-.
Приложение. Слайд 6
- Объясните значение слова подберезовик.
А вот как объясняет значение слова писатель Н. Сладков.
Откройте учебники на стр. 29 № 537. Прочитайте текст.
- Значение какого слова надо уточнить? (Тюбетейка.)
- Где посмотришь? (В толковом словаре учебника стр. 50.)
- Что необычного заметили в 2 словах? (В этих словах 2 суффикса.)
Изучение таких слов нас ждет впереди.
Запишите те предложения, в которых встречаются названия грибов.
1 ученик записывает на доске: Под березами – подберезовики. Под осинками – подосиновики.
Разберите названия грибов по составу слова.
- Какие приставки в этих словах?
- Какая орфограмма в приставке?
- Как решить эту орфографическую задачу?
- Придумайте слова с такой же приставкой.
- Для чего нужны приставки?
- Как пишутся приставки со словами?
- Прочитайте текст еще раз.
- Найдите в тексте другую форму слова береза. (Под березами.)
- Почему эти слова написаны раздельно? (Под – это предлог.) Докажите.
- С помощью чего изменилась форма слова? (С помощью окончания.)
- Можно ли назвать эти слова однокоренными?
Приложение. Слайд 7
С. Есенин написал о березе замечательные строки:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Найдите однокоренное слово к слову береза, запишите, разберите по составу.
1 ученик разбирает слово на доске.
Оцените работу в графе №3.
- Какая часть слова помогла образовать новое слово? (Суффикс.)
- Придумайте слова с таким же суффиксом.
- Какую работу выполняют суффиксы?
- От слова береза образуйте новое слово с помощью суффикса –оньк-. (Березонька.)
Разберите по составу слова. 1 ученик разбирает слово у доски.
Проверьте и оцените работу в графе №4.
- Какое значение у суффикса –оньк-? (Уменьшительно-ласкательное.)
Образуйте признак предмета. (Березовая)
Разберите по составу слова. 1 ученик разбирает слово у доски.
Проверьте и оцените работу в графе №5.
Существует такой фразеологизм: березовая каша…
Получить березовой каши. Узнаешь вкус березовой каши. Как понимаете смысл этих выражений?
Интересные факты.
Выражение «берёзовая каша» означало розги (тонкие прутья, которыми наказывали нерадивых детей за их проступки). Получить березовой каши - выпороть розгами. Отсюда и пословица: тонка берёза, да разуму учит.
5. Физкультурная минутка.
Приложение. Слайд 8
Я буду называть однокоренные слова, если в слове корень лес – руки вверх, корень лис – на пояс, корень лист – вниз.
- Лиса, лес, лист, лесник, лисята, залесье, листики, лесок, лисий, перелесок, листва, лесной, лисичка, лесоруб, листовка.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Приложение. Слайд 9
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | Слово |
походка | слово | сестрицы | река | пословица |
налетели | ученик | куст | молчит | научит |
коньки | мудрец | старость | домик | мудрость |
Выполним интересное задание. Надо выбрать из слов каждого столбика ту часть, которая указана, с ее помощью образовать новые слова.
Выполнять работу будем по рядам: 1 ряд – 1 строка, 2 ряд – 2 строка, 3 ряд – 3 строка.
Проверьте и оцените работу в графе №6.
- Какие слова вы записали? Какую часть слова надо изменить, чтобы связать по смыслу слова в предложении? (Окончание.)
Составьте предложение. (Пословица научит мудрости.)
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Мы выполнили много заданий, разбирая слова по составу.
- А разве нельзя просто посмотреть на слово и сразу определить в нем все части?
- Для чего нужно знать состав слова?
Вывод: чтобы решить орфографические задачи, надо знать состав слова.
Для написания каждой части слова существуют свои правила.
Таблицы: орфограммы в корне слова, написание приставок, суффиксов.
Прочитайте текст на листочках.
- (Под) …кном старого дома растёт б…рё…ка. В…сной её ветви …деваются мал…нькими л…сточ?ками. Х…р…ша б…рёз…нька весной!
Решите орфографические задачи.
- Как вы думаете, какие знания нужны, чтобы выполнить это задание?
- Назовите, в каких частях слова встретились орфограммы?
- В чем вас убедил этот опыт?
8. Рефлексия. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
А теперь давайте подведем итог нашего урока.
- Над чем мы сегодня работали? (Работали над составом слова, учились самостоятельно разбирать слова по составу.)
Итог подводиться с помощью таблиц на доске.
- А кто для се6я решил поставленные задачи, т.е. самостоятельно может разбирать слова по составу?
- Как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания? (Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова находится орфограмма. В зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание в словаре.)
Подведите итоги своей работы. Посмотрите, сколько + и – у вас на оценочных листочках. Поставьте себе отметку в графе №7.
Домашнее задание: стр. 42 № 576.
Наш урок мне бы хотелось закончить стихотворением.
«К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу – «извини меня» –
Это значит: исключи меня «из вины».У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу – «защити меня» –
Это значит – спрячь меня «за щитом».Вслушайся, вникни, не позабудь!
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
Сергей Островой.
Относитесь к словам бережно!