Пояснительная записка:
Метапредметные связи образовательной деятельности объясняются как способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. (http://www.standart.edu.ru)
В данной работе показано как русский язык помогает изучать другие предметы. Продемонстрированы метапредметные связи между следующими предметами: русский язык, литература, мировая художественная культура, история.
Обоснование данной методики изложено в презентации Приложение и в « Памятке для учащихся»- ПРИЛОЖЕНИЕ
Урок содержит тексты и задания, позволяющие формировать важнейшие метапредметные умения.
Цели урока:
. актуализировать знания учащихся о причастии и деепричастии;
. совершенствовать синтаксические умения обоснованно разграничивать
причастный и деепричастный обороты в тексте;
. активизировать интерес к истории Отечества;
. формировать чувство уважения к героическому прошлому нашей страны
на примерах шедевров мировой художественной культуры;
. развивать эрудицию, побуждать желание к познавательной деятельности;
. формировать важнейшие метапредметные умения с ориентацией на ис-
следовательскую или проектную работу.
Универсальные учебные действия:
1) взаимодействовать в группе; учитывать мнение собеседника;
2) находить и устанавливать возможную последовательность фрагментов
текстов;
3) осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной
из различных источников;
4) представлять информацию с учетом заданных условий общения;
5) использовать приемы просмотрового и изучающего чтения;
6) писать сочинение-рассуждение на заданную тему;
7) многомерно осваивать учебный материал.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: интегрированный урок-практикум с элементами учебно-исследовательской работы.
Образовательные технологии: технология встречных усилий (ТВУ).
Оборудование: средства зрительно-слуховой наглядности (таблицы),
мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал(карточки с заданиями, карточки обратной связи), ручки, тетради, учебник, словарь русского языка С.И.Ожегова, поэма А.С.Пушкина «Полтава».
Подход к преподаванию: личностно-ориентированный.
Компетенции: языковая, коммуникативная, культуроведческая.
Педагогические приёмы: «Погружение»; « Отсроченная отгадка», «Лови
ошибку», « Опрос», «Повтор с расширением».
ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ (у каждого ученика на парте)
«Полтавская битва»
1) В XVII веке Швеция, оттеснив Россию от Балтийского моря и захватив земли европейских государств, превратилась в державу, имеющую сильные армию и флот. 2) Балтийское море стали называть «шведским озером». 3) Шведский король Карл XII готовился к войне с Россией, которая началась в 1700 году и получила название Северной.
4) Наша армия значительно уступала шведской, а военные реформы, начатые Петром I, были далеки от завершения. 5) Это позволило шведам одержать сокрушительную победу над русской армией под Нарвой.
6) Карл ожидал, что после такого поражения царь Петр не решится на дальнейшие военные действия. 7) Однако надо было плохо знать характер русского императора, чтобы так думать о нем.
8) Петр I собирает новое войско, строит флот на Ладожском озере, закладывает город-крепость Кронштадт, Петропавловскую крепость и начинает возводить город, названный им Санкт-Петербургом.
9) На очень выгодных для Швеции условиях Петр I предлагает Карлу ХII мир, но шведский король его не принимает. 10) Огромное шведское войско вновь движется на войну с Россией.
11) Главным сражением этой войны стала битва под Полтавой. 12) Именно здесь Петр собрал основные силы русских войск.
13) Накануне сражения солдатам был прочитан царский приказ, в котором были такие слова: «Пришел час решить судьбу Отечества! 14) Не помышляйте, что сражаетесь за Петра; сражаетесь за государство, Петру врученное Богом, за Отечество, за Православную Веру и Церковь. 15) А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога: была бы славна и благоденственна Россия!».
16) Все было в Полтавской битве: артиллерийская канонада и рукопашный бой, русская конница и огонь ружей... 17) Царь Петр сам находился среди вои нов, воодушевляя их на подвиги во славу Отечества.
18) Все усилия шведов оказались тщетны – сражение закончилось их бегством, поспешным и беспорядочным. 19) Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошел перелом в пользу России.
20) День 8 июля 1709 года вошел в историю великих побед русской армии и стал днем воинской славы.
ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ (у каждого ученика на парте)
Метапредметные связи: русский язык и литература.
1. Выпишите из текста синонимы, в том числе и текстуальные, к слову государство.
Слайд 1 |
2. Поэма А.С. Пушкина «Полтава» посвящена событиям Полтавской битвы. Прочитайте приведенные ниже фрагменты. Определите место каждого фрагмента в том или ином абзаце тек ста (укажите номер предложения, после которого можно было бы вставить стихотворные строчки), не нарушая логической последовательности в изложении событий. Ответ запишите в виде последовательности цифр, например: 3, 7, 18...
Слайд 2 ...Но близок, близок миг победы. |
Слайд 3 ...Венчанный славой бесполезной, |
Слайд 4 ...Полки ряды свои сомкнули, |
Слайд 5 ...Была та смутная пора, |
Слайд 6 ...Раздался звучный глас Петра: |
Слайд 7 |
Слайд 8 |
Слайд 9 |
Слайд 10 |
Слайд 11 |
5. Выпишите номера предложений, в которых есть деепричастный оборот.
Слайд 12 |
6. В первых двух абзацах выделены ключевые слова, которые необходимо сохранить при сжатом пересказе текста. Выделите ключевые слова в оставшейся части текста, напишите сжатое изложение.
Метапредметные связи: история и МХК.
Слайды 12-13. |
Слайд 14 |
Слайды 15-16 |
Слайд 17 |
Слайд18 |
Домашнее задание.
Подготовьте небольшую (3–5 слайдов) презентацию, в которой вы покажете произведения скульптуры, архитектуры, живописи, посвященные Полтавской битве, используя предложенный список:
1).Художник В.Нестеренко, картина «Москва встречает героев Полтавы».
2).Художник А. Коцебу, картина « Полтавская битва».
3).Художник И.-Г.Таннауэр, картина «Пётр1 в Полтавской битве».
4).Золотая скульптура «Самсон» в Петергофе работы Б.Растрелли, созданная к 25-летию Полтавской битвы в 1735 году. Могучий Самсон разрывает пасть льва. Лев- символ шведского королевства, Самсон- Пётр1.
5).Храм Иоанна-воина на Якиманке в Москве.
Слайд 12- 13.
В.И. Нестеренко. Москва встречает героев Полтавы. 1997. (http://www.vnesterenko.ru/)
Библиография:
Учебник « Русский язык. Практика.7 кл. : учебник для общеобразоват. Учреждений/ Н.С.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. С.Н.Пименовой.-15-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2008».
П.П.Гнедич « История искусств. Шедевры русской живописи»-М.; Белый город, 2010.
Акишина А.А., Кано Х. Лингвострановедческий словарь.-М., 2011.
Вавилонская башня и другие библейские рассказы. - М., 2011.
Честерфилд Ф. Письма к сыну/ пер.с.анг.-М., 2010.
Гранник Г.Г.. Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Владимирская Г.Н. Речь, язык и секреты пунктуации».- М., 2011.
Большая детская энциклопедия «История России».АСТ «Астрель»,2000.
Пушкин А.С. Поэмы/ Комментарии С.М.Бонди, Худ. Ю.И.Иванов. -М.: Детская литература, 2002.