Факультативное занятие по обществознанию в курсе "Я – гражданин России". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (34 МБ)


Цель.

  • Систематизировать знания о великих событиях 1812 года (Отечественная война с Наполеоном). Познакомить с героями Отечественной войны 1812 года.
  • Развивать интерес к прошлому нашей Родины, умение самостоятельно добывать информацию из разных источников.
  • Воспитывать гордость за родную страну, уважение к её защитникам, желание больше узнать и помнить героев. Воспитывать эстетический вкус и целостное восприятие картины мира через интеграцию музыки, живописи и литературы.

Оборудование. Мультипроектор, экран, листочки с кроссвордом на каждую группу, звёзды бумажные для рефлексии (красные, жёлтые и синие) по одной каждого цвета на каждого ребёнка, презентация.

Среда (редактор), в которой выполнена презентация Microsoft Office PowerPoint 2007. Смена слайдов осуществляется по щелчку и автоматически (авт.)

Использованные материалы.

  • Картинки и иллюстрации, рассказывающие о героях, памятниках, залах военной галереи в Эрмитаже.
  • Музыкальное сопровождение:
  • Песня “Скажи-ка, дядя...” в исполнении мужского хора “Валаам” (1 куплет).
  • П.И. Чайковский. Музыкальная увертюра “1812 год”.
  • Романс на стихи М. Цветаевой “Генералам двенадцатого года” (из к/ф “О бедном гусаре замолвите слово”).

Литературные произведения:

  • А.С. Пушкин “Полководец”.
  • Стихи Дениса Давыдова.
  • Статья “Герои Отечественной войны 1812 года” (из учебного пособия Чутко Н. Я. “Я – гражданин России”, С. 118-122)).
  • Репродукция картины И.М. Прянишникова “В 1812 году”.

Ход занятия

Слайд 1 (по щелчку) – титульный.

I. Подготовительный этап. Актуализация знаний.

1. Вступление.

Сегодня мы собрались на очередное занятие, чтобы за круглым столом продолжить разговор о памятном событии 19 века.

Слайд 2 (по щелчку) Звучит 1 куплет песни “Скажи-ка, дядя...” в исполнении мужского хора Валаам (М. Лермонтов “Бородино”)

– Какой поэт и о каком событии написал эти строки?

(М.Ю. Лермонтов, “Бородино”. Стихотворение посвящено Отечественной войне с Наполеоном 1812 года).

– В этом году данному историческому событию уделяется особое внимание. Почему?

Слайд 3 (авт.)

Отечественной войне, великой битве при Бородино исполняется 200 лет.

– Что вы узнали об этой войне на предыдущих занятиях, покажет блиц-турнир под названием “Поле русской славы”

(Дети сидят в группах, учитель задаёт вопрос поочерёдно каждой группе, ответ должен прозвучать сразу, без обсуждения. За правильный ответ группа получает жетон).

Слайд 4 (по щелчку):

2. Блиц-турнир “Поле русской славы”.

1-й щелчок – вопрос;

2-й щелчок – примерный правильный ответ (открывается после того, как команда дала ответ);

3-й щелчок – вопрос и ответ “растворяются” и одновременно появляется следующий вопрос (и так далее); всего – 16 вопросов: по 8 вопросов каждой команде.

  1. Кто такой Наполеон Бонапарт? (император Франции, французский полководец).
  2. О чём мечтал Наполеон? (Покорить весь мир).
  3. Кто такой Михаил Илларионович Кутузов? (Русский полководец, главнокомандующий русской армией).
  4. Какое событие связано с именем Кутузова? (победа над Наполеоном).
  5. Какой великий русский полководец был учителем Кутузова? (Александр Васильевич Суворов).
  6. Какие слова Суворова стали народной поговоркой? (Тяжело в ученье, легко в бою).
  7. Назовите генеральное сражение русских и французов в 19 веке (Бородинская битва).
  8. Когда началось это сражение? (26 августа 1812 года в 5.30 утра).
  9. Где расположено Бородино? (село Бородино находится в 125 км к западу от Москвы).
  10. Почему для сражения выбрали Бородинское поле? (через него, сближаясь, идут две дороги от Смоленска к Москве. Это позволяет перекрыть французам движение к Москве).
  11. Почему русская армия начала отступление? (французы были очень сильны, русская армия понесла большие потери).
  12. С какой целью Кутузов отдал приказ оставить Москву? (Чтобы сберечь армию).
  13. Подмосковная деревня, в которой состоялся военный совет, принявший решение о сдаче Москвы (Фили).
  14. Почему Наполеон был вынужден оставить Москву? (Москва сожжена, голод и болезни настигли французов в Москве).
  15. Сколько времени потребовалось русскому полководцу, чтобы сокрушить Наполеона? (3 месяца).
  16. Почему война 1812 года осталась в истории под названием Отечественной? (На борьбу с врагом за Отечество поднялся весь народ).

II. Введение в тему.

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. На защиту Отечества встали России верные сыны. Отечественная война выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военноначальников. Приглашаю вас познакомиться с наиболее выдающимися из них.

Слайд 5 (по щелчку) На слайде – тема: Герои Отечественной войны 1812 года

Слайд 6 (по щелчку) На слайде – фасад Зимнего Дворца, в котором находится Военная Галерея 1812 года.

Для этого мы отправимся на экскурсию по военной галерее — это одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике.

III. Работа по теме. Заочная экскурсия.

Общее знакомство с залами военной галереи.

Слайды 7-17 (7-й слайд – по щелчку, далее – авт.) На фоне музыки П.И. Чайковского “Увертюра. 1812 год” на экране сменяются слайды с видами залов военной галереи Зимнего Дворца. Учитель (или заранее подготовленный ребёнок) читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Полководец”, который дублируется на слайдах:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой...
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года...

Так А.С. Пушкин описал галерею героев Отечественной войны в стихотворении “Полководец”. Давайте остановимся перед портретами наиболее известных из них.

Слайд 18 (авт.) На слайде – портрет Баркалая-де-Толли

– Стихотворение “Полководец” посвящено одному из героев: главнокомандующему 1-ой армией Барклаю-де-Толли. Далее в стихотворении Пушкин пишет:

(1-й щелчок)

“... Но в сей толпе суровой
Один меня влечёт всех больше...”

(2-й щелчок)

...Он писан во весь рост. Чело, как череп, голый,
Высоко лоснится, и, мнится, залегла,
Там грусть великая. Кругом – густая мгла;
За ним – военный стан. Спокойный и угрюмый
Он, кажется, глядит с презрительною думой.
Свою ли точно мысль художник обнажил,
Когда он таковым его изобразил,
Или невольное то было вдохновенье, -
Но Доу дал ему такое выраженье.

Знакомство с героями Отечественной войны 1812 года.

Подготовленные заранее учащиеся-“экскурсоводы” рассказывают о героях.

Экскурсовод 1.

Слайды 19 (по щелчку), 20, 21, 22 (авт.) На слайдах - Барклай-де-Толли Михаил Богданович (1761–1818), князь, российский полководец, герой Отечественной войны 1812. Иллюстрации с изображением памятников герою.

– В первый период войны в качестве военного министра осуществлял общее руководство русскими войсками. После вторжения Наполеона 12–14 июня отошел к укрепленному лагерю , чтобы дать французам генеральное сражение, но, трезво оценив ситуацию (недостаток сил, неудачная позиция), решил сначала соединиться со Второй армией П.И.Багратиона и отступить к Витебску. Настаивая на дальнейшем отступлении и заманивании Наполеона вглубь страны с целью его максимального ослабления, вызвал сильное недовольство при дворе и в армии.

25 августа Барклай-де-Толли был освобожден от должности военного министра, но остался командующим Первой армией. Во время Бородинской битвы 26 августа руководил правым флангом и центром, прикрывая дорогу на Москву; проявил мужество и хладнокровие; был награжден орденом Св. Георгия 2-й степени. На военном совете в Филях 1 (13) сентября высказался, вопреки позиции большинства, за оставление столицы ради спасения армии; его поддержал М.И.Кутузов.

Его отличали уважительное отношение и одновременно требовательность к своим подчиненным. Был противником муштры и палочной дисциплины.

Экскурсовод 2.

Слайды 23 (по щелчку). 24 (авт.) На слайдах – М.С. Воронцов: портрет и памятник.

– Генерал Михаил Семёнович Воронцов со своей дивизией при Бородине оборонял флеши. Орудия противника осыпали флеши ядрами, их атаковали пехота и тяжёлая кавалерия. Флеши не сдавались, но защитники гибли. Из четырёх тысяч солдат Воронцова уцелело менее трёхсот, из восемнадцати штаб-офицеров - только трое. Сам генерал был ранен ударом штыка в ногу.

Экскурсовод 3.

Слайды 25 (по щелчку), 26, 27 (авт.) На слайдах – Н.Н. Раевский: портрет, сцены боя, бюст героя.

Генерал кавалерии Николай Николаевич Раевский был храбр и находчив в самых опасных сражениях: у Бородина, у Смоленска, у Малоярославца, его корпус при отступлении прикрывал переправу русских войск через Днепр. О его храбрости слагали легенды. Говорили, что, когда русские были окружены под Могилёвом, Раевский поднялся в атаку вместе со своими сыновьями-подростками. Младший держался за руку отца, по другую сторону был старший со знаменем Смоленского полка. Солдаты последовали за командиром, и окружение было прорвано.

Экскурсовод 4.

Слайды 28 (по щелчку), 29, 30, 31, 32 (авт.) На слайдах – А.П. Ермолов: портрет, сцена атаки, памятник, бюст, памятник на коне.

– Алексей Петрович Ермолов – генерал артиллерии. В разгар Бородинской битвы вторая атака на батарею Раевского принесла французам успех. Однако Ермолов сумел организовать отступившие части и стремительной контратакой вернул оставленную позицию.

Экскурсовод 5.

Слайды 33 (по щелчку), 34, 35, 36 (авт.) На слайдах – П.И. Багратион: портрет, ранение, вынос с поля боя раненого Багратиона, бюст героя.

– Огромной любовью солдат пользовался любимец А.Суворова, главнокомандующий 2-ой армией князь Петр Багратион. Генерал. Пётр Иванович Багратион командовал войсками, которые обороняли Семёновские укрепления-флеши. Французы с самого утра пытались взять их. Было семь атак – одна страшнее другой, но все безуспешные. Близился полдень, когда Наполеон приказал начать восьмую. Огонь по флешам открыли 400 орудий. 45 тысяч пехоты и кавалерии двинулись на русских.

Солдаты очень любили Багратиона. “Бог рати он” - так объясняли его фамилию. Они не сомневались, что с Багратионом их ждёт победа. Когда французы были уже близко, Багратион приказал атаковать их и на коне поскакал вперёд. Но тут осколком ядра ему раздробило ногу. Он старался удержаться в седле, но не смог, упал на руки адъютантов. По войску пронеслась весть: “Багратион убит!” Короткого замешательства было достаточно, чтобы противник занял флеши...

Нет, Багратион не умер. Над ним хлопотали врачи. А он, придя в сознание, пытался по грохоту битвы понять, как идёт бой. Но рана оказалась смертельной.

Экскурсовод 6.

Слайды 37 (по щелчку), 38, 39, 40, 41 (авт.) На слайдах – Д.В. Давыдов: портрет, сцены боя, памятники, теплоход “Денис Давыдов”.

– Гибельной для захватчиков стала “малая война”, под которой Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов. Героем партизанской войны стал Денис Давыдов – гусар, храбрец, поэт.

Денис Васильевич Давыдов, как и многие другие офицеры, командовал конными партизанскими отрядами, ни днём ни ночью не давая покоя войскам Наполеона. “Великая армия” в стычках с партизанами потеряла почти столько же солдат, сколько в Бородинском сражении. Давыдова называли отцом партизанской войны. Было “отцу” тогда 28 лет. О делах отряда – захваченных обозах, пленных, среди которых был и генерал, об истреблении мародёров - об этом Давыдов написал книгу.

Он писал и стихи. Сам Александр Сергеевич Пушкин называл его, как и Василия Андреевича Жуковского, своим учителем в поэзии.

А вот стихи самого Дениса Давыдова (учебное пособие “Я – гражданин России”, 4 класс, стр. 121):

...Но коль враг ожесточённый
Нам дерзнёт противустать,
Первый долг мой, долг священный –
Вновь за Родину восстать...

Слайд 42 (по щелчку) На экране – Денис Давыдов и его четверостишие (см. выше). Звучит вступление к романсу на стихи М. Цветаевой. На фоне музыки – слова учителя.

Учитель. Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли писателей и поэтов, художников и композиторов. Сегодня мы уже услышали увертюру П.И. Чайковского “1812 год”, отрывки из стихотворения “Полководец” А.С. Пушкина. Когда вы станете старшеклассниками, вы познакомитесь с бессмертным романом Л.Н. Толстого “Война и мир”. А сейчас мы послушаем стихотворение М. Цветаевой “Генералам двенадцатого года”. Оно положено на музыку и стало романсом. Вместе с этим вы узнаете новые имена героев, чьи портреты помещены в военной галерее. Внимание на экран.

Слайды 43-54 (авт.) Звучит романс “Генералам 12 года”. На его фоне сменяются слайды с портретами героев Отечественной войны 1812 года.

Слайд 55 (по щелчку, по окончанию романса) На слайде – М.И. Кутузов.

Учитель. Многих героев мы вспомнили, однако всех их объединяет фигура главного героя 1812 года – фельдмаршала М. И.Кутузова, о котором мы много говорили на прошлом занятии. Что вы можете рассказать об этом легендарном фельдмаршале?

(Свободные ответы детей)

Учитель. Ребята, а откуда мы узнаём о прошлом? (рассказывают историки).

- Источником изучения прошлого могут быть и воспоминания свидетелей событий. Прочитайте отрывок из воспоминаний женщины, которая в детстве видела войну 1812 года.

(Чтение отрывка в учебном пособии, стр. 121)

Слайд 56 (по щелчку) Рассматривание картины И.М. Прянишникова.Свободные высказывания детей. Обобщение учителя.

- На стр. 121 и на экране вы видите картину художника Иллариона Михайловича Прянишникова “В 1812 году”, на которой изображены французы, пленённые партизанами. Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона.

Слайд 52 (переход по гиперссылке: стрелка в нижнем правом углу).

Учитель. По окончанию войны у Тверской заставы была сооружена деревянная триумфальная арка, через 20 лет она была заменена каменной. Теперь это главное украшение святого места – Поклонной горы.

О славе и доблести нашей армии говорят величайшие памятники: Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинской битвы. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков и проездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, памятники героям, которые воздвигнуты в разных городах России, аллея героев. Всё это мы видели на экране.

IV. Рефлексия

Кроссворд.

- Проверить, знаете ли вы историю Отечественной войны 1812 года и её героев, поможет кроссворд, который вы заполните в группах.

Дети работают в группах. Каждая группа получает листок с кроссвордом, на заполнение которого даётся 3 минуты. Проверка – на экране через 3 минуты.

Слайд 57 (переход с 52-го слайда по гиперссылке: стрелка в правом нижнем углу)

1-й щелчок – вопрос;

2-й щелчок – ответ.

 

По вертикали:

1. Генерал, командующий Первой армией, который настаивал на отступлении и заманивании французов вглубь страны.

2. Главнокомандующий русской армией, ученик А. Суворова.

3. Генерал, командующий 2-й армией, оборонявшей Семёновские укрепления - флеши.

4. Город, от которого к Москве шли две дороги: Старая и Новая.

5.Русский император, в годы правления которого происходило Бородинское сражение.

6. Крестьяне и гусары, воюющие в тылу врага.

7. Война, в ходе которой на защиту Отечества встаёт весь народ.

8. Гусар, храбрец, поэт – отец партизанской войны.

По горизонтали:

1. Историческое место, где произошло сражение, решившее исход войны.

Самооценка.

На магнитной доске вывешивается плакат с изображением Триумфальной арки.

– У вас на партах – звёзды трёх цветов. Подарите героям свою одну звезду:

Красную – если понравился урок и сможете рассказать другим о героях Отечественной войны 1812 года.

Жёлтую – если понравился урок, узнали много интересного, но рассказать другим затрудняетесь.

Синюю – если ничего не запомнили, было скучно и не интересно.

Дети прикрепляют свои звёзды вокруг Триумфальной арки.

V. Итог.

– Ребята, вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.

– В материалах, которые познакомили вас с историей Отечественной войны 1812 года, какие слова вы считаете обращёнными к вам, к вашим близким и даже к вашим будущим детям и внукам? (ответы детей)

Слайд 58 (по щелчку) На экране слова Дениса Давыдова:

...Но коль враг ожесточённый
Нам дерзнёт противустать,
Первый долг мой, долг священный –
Вновь за Родину восстать...
Эти слова поэта актуальны и в наше время.

Слайд 59 (по щелчку)Спасибо за сотрудничество. До следующей встречи.

Слайд 60: список литературы и интернет-ресурсов.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Начальная школа. Методическая газета для учителей начальных классов. № 12-2011 г. – изд. дом “Первое сентября”.
  2. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. – М.: Худож. лит., 1985. С. 564.
  3. Чутко Н. Я. Я – гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): Учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса.- Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2011.
  4. http://muzofon.com/search/1812
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/