Взаимодействие специалистов в образовательной деятельности, логопедическая ритмика в работе с детьми с дизартрией

Разделы: Логопедия


Сложная структура речевого нарушения при дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий. Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Это касается как общей так и “тонкой” моторики. Ребенок, у которого лучше развиты моторные функции, быстрее овладевает речью. И наоборот, ребенок, общее моторное развитие которого отстает от возрастной нормы, будет испытывать при обучении речевому процессу большие трудности. В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции дизартрии, определённое место занимает логопедическая ритмика. Между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей – дизартриков страдает. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. У детей с дизартрией при проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и моторики. Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др.). В то же время движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности- игрой: возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом благотворно сказывается на его физическом и эмоциональном состоянии. Большое значение при этом имеет тесная взаимосвязь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Коррекция нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Модель коррекционно- развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательного процесса, включающего диагностический, профилактический и коррекционно- развивающий аспекты, обеспечивающие высокий и надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка. Система коррекционной деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребёнка в специально организованной пространственно- речевой среде.

Графическая модель взаимодействия специалистов при использовании логопедической ритмики

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребёнка (игровую, трудовую и учебную). Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений. На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура), выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.

Взаимосвязь специалистов, особенно логопеда с педагогами, заключается в выборе программы по логоритмике, так чтобы она сочеталась с общеобразовательными программами. Например, воспитатели в повседневной жизни систематически развивают мелкую моторику кисти рук и артикуляционный аппарат, координацию речи и движения. На логоритмических занятиях формируются и корректируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. Основные движения (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание) благоприятно влияли на всестороннее физическое развитие детей: укрепляли и развивали мышцы, улучшали работу сердечнососудистой деятельности и дыхательной системы, обогащали двигательный опыт детей. В коррекционной работе с использованием логоритмики с детьми, страдающими дизартрией можно выделить направления, представленные на рисунке.

Основные направления коррекционной работы с использованием логоритмики с детьми, страдающими дизартрией

Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлялись на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма. Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме с музыкальным сопровождением. Упражнения проводятся без предметов и с предметами. В задачу этих упражнений входит: гармоничное развитие разных групп мышц ребенка, умение управлять движениями, воспитание правильной осанки. Развитие моторики артикуляционного аппарата включает артикуляционную гимнастику,состоящую из статических и динамических упражнения для языка и губ. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики также проводились совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучивались поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. При работе над длительностью речевого высказывания на одном выдохе обращалось особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Для полноценного развития речи и моторики при использовании логопедической ритмики важно проводить работу в системе, для этого был разработан тематический план, позволяющий скоординировать работу всех специалистов: логопеда, воспитателей, музыкального работника. Элементы логопедической ритмики используются в непосредственной образовательной деятельности: Художественное творчество, Познание, Коммуникация, Музыкальное развитие, Физическая культура.

Примерный тематический план взаимодействия специалистов ДОУ на учебный год

Логопед Муз.руководитель Воспитатели
сентябрь Фрон. занятие “Во саду ли, в огороде”

Фронт.занятие “Грибы”

Фронт.занятие “Деревья и кустарники”

Логоритмика “Как на нашей речке”

Логоритмика “Овощи и фрукты”

Развлечение “Праздник урожая”

Логоритмика “По грибы”

ОО Худ. творч-во “Собираем урожай”

ОО Худ. творч-во, Коммуникация Рассматривание картины “Натюрморт”

С/р игра “Овощной магазин”

ОО Худ. творч-во, Коммуникация “Огород”

октябрь Фрон. занятие “Признаки осени. Погода”

Фрон. занятие “Посуда”

Фрон. занятие “Листопад”

Логоритмика “Осень”

Логоритмика “Вальс осенних листьев”

Логоритмика “Животные в осеннем лесу”

Д/игра “Дай отгадаю”

“Путаница”, “Кто больше соберёт подарков осени”

ноябрь Фронт.занятие “ Поздняя осень”

Фронт. занятие “Зимующие и перелётные птицы”

Логоритмика “Птицы нашего леса”

Фронт. занятие “Дикие животные осенью”

“ Золотая осень” (утренник)

Логоритмика “Птицы нашего леса”

ОО Худ. творч-во Коммуникация “Перелетные птицы”

Д\игра “Улетают не улетают”

декабрь Фронт. занятие “Зима”

Фронт. занятие “Семья”

Фронт. занятие “Забавы детей зимой”

Логоритмика “Зимние забавы”

Логоритмика “Снежинки”

Логоритмика “Зимние забавы”

Новогодний утренник

ОО Худ. творч-во, Коммуникация “Пригласительный билет на ёлку”

“ОО Худ. творч-во Коммуникация Ёлочные игрушки” ОО Худ. творч-во Коммуникация “Новогодний праздник”

январь Составление сказки “Ночь накануне Рождества”

Разучивание и проговаривание колядок

Фронт. занятие “Январь- середина года”

Логоритмика “Синичкины забавы”

Развлечение “Коляда накануне Рождества”

Логоритмика “Синичкины забавы”

ОО Худ. творч-во “Подарки к Рождеству”

 

февраль Фронт. занятие “Луна и календарь”

Фронт. занятие “Твои защитники”

Разучивание и проговаривание закличек

Логоритмика

Логоритмика “Твои защитники” ОО Худ. творч-во “Пограничник с собакой”

ОО Худ. творч-во “Изготовление масок к Масленнице. “Поздравление” (игра на детских муз. инстр.)

март Фронт. занятие “Ранняя весна”

Фронт. занятие “Первоцветы”

Разучивание поздравлений для мам

Логоритмика “Прилёт птиц”

Логоритмика “Встреча весны”

Логоритмика “Прилёт птиц”

ОО Худ. творч-во, Коммуникация “Поздравительная открытка для мамы”

ОО Худ. творч-во , Коммуникация “Мои крылатые соседи”

апрель Фронт. занятие “Профессии”

Фронт. занятие “Космос”

Логоритмика “Полёт в космос”

Логоритмика “Строим дом” ОО Худ. творч-во , Коммуникация “Скворечник”

Д/игра “Кто где работает?”

С/р игра “Космический корабль”

май Фронт. занятие

“День Победы”

Фронт. занятие

“Школа”

Фронт. занятие “Цветущий май”

Логоритмика “Весна”

Майские праздники “Игры-путешествия”

Выпускной бал

ОО Худ. творч-во, Коммуникация “Цветы в вазе”

С/р игра “Школа”