Формирование духовно-ориентированной педагогической среды

Разделы: Администрирование школы


1. Тема проекта: Инновационный проект «Формирование  духовно-ориентированной педагогической среды» разработан на основе Национальной образовательной инициативы президента Российской Федерации Д.А.Медведева  «Наша новая школа» и является нормативно-организационной базой, которая определяет стратегию модернизации и инновационного развития школьной системы образования.

Проект разработан по направлению «Развитие образовательной среды современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов» на период с 2010  по 2015  г. В проекте отражены основные тенденции развития школы, охарактеризованы  главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. 

Образовательная среда – основа эффективности школы, включающая ряд характеристик, таких, как стиль общения, психологический климат, эмоциональное благополучие детей в школе, поощрение творчества, узость-богатство культурного содержания и прочее.

Образовательная среда – это совокупность условий для обучения, развития и социализации учащихся, которая обеспечивает возможность проявления и развития их способностей в соответствии с природными задатками и интересами  и социальным запросом на образование (В.И.Панов)

Одним из основных условий развития образовательной среды является установление толерантности, доверия и психологического комфорт в системе общего образования. Другими словами – выполнение конвенции о правах ребенка, в которой написано: «…цельюобразования является всестороннее развитие личности и способностей ребенка; подготовка к активной жизни во взрослом возрасте, воспитание уважения к родителям, к основным правам человека, к природе, к ценностям своей собственной культуры и всех других культур и национальностей, подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения»(статья 29). Основой проектирования современной  школы как ресурса толерантности, психологического комфорта и доверия являются требования психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.

Психологический комфорт – это состояние благополучия, эмоциональной стабильности, сбалансированности отношений с миром, переживание базового доверия, безопасности и  доброжелательности в отношениях с «миром людей» и «миром вещей». Психологический комфорт предполагает отсутствует насилия в любой форме. В свою очередь толерантность означает следующее: способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение; готовность и способность без протеста воспринимать личность или явление; взаимопонимание; уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов; уважение, принятие, правильное понимание богатого мира многообразных культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; проявление терпимости к представителям других культур, верований и стран; стремление решать конфликты без насилия;  способность и стремление к диалогу.

2. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта

Цели:

  • проектирование современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов; (Толерантность, доверие, психологический комфорт)
  • разработка норм организационного поведения; (Внедрение норм организационной культуры)

Задачи:

  • Обновить содержание образования согласно федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Обеспечить доступность качественного образования.
  • Обеспечение толерантности, доверия и психологического комфорта и создание условий уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов в школьном коллективе.
  • Совершенствовать  систему работы с одаренными детьми. Развивать спектр образовательных услуг, удовлетворяющих потребностям и интересам  обучающихся.
  • Обеспечить школу квалифицированными педагогическими кадрами. Повышать у работников школы мотивацию к эффективной педагогической деятельности, внедрению современных образовательных технологий.
  • Сохранять и укреплять нравственное, психическое, физическое здоровье обучающихся.

Какими же характеристиками должны обладать  требуемые результаты в отношении образовательной среды, учебной деятельности и сотрудничества как условий толерантности, психологического комфорта и доверия в современной школе:

  • личностное, социальное, познавательное  развитие учащихся на основе полной реализации личностного, духовно-нравственного и интеллектуального потенциала каждого  учащегося;
  • принятие самоценности учащегося, приоритет гуманистических ценностей в образовании;
  • становление и развитие субъектности учебной деятельности каждого учащегося с перспективой перехода к деятельности самообразования и саморазвитию;
  • учебное сотрудничество. Ключ к развитию социальной компетентности личности лежит в проектировании и организации совместных социальных действий (Асмолов А.Г.)
  • индивидуально-дифференцированный подход, учет образовательных интересов и склонностей детей;
  • индивидуальная психологическая безопасность как психологическая защита каждого участника образовательного процесса от травли и буллинга
  • мобильность образовательной среды как способность к эволюционным прогрессивным изменениям
  • социально-психологическая комфортность образовательной среды включающая следующие показатели:
  • взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями субъектов образовательного процесса;
  • преобладающее позитивное настроение участников образовательного процесса;
  • авторитетность;
  • авторитетность администрации и педагогов;
  • степень участия всех субъектов в управлении образовательного процесса соответственно мере компетентности;
  • сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса;
  • продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса;
  • способность образовательной среды обеспечивать удовлетворение всего иерархического комплекса потребностей образовательного процесса, создавая их мотивацию.

Так что же является критериями обеспечения толерантности, доверия  и психологического комфорта в современной школе?  Их несколько:

  • реализация целей развивающего образования, включая социальное, личностное познавательное развитие личности;
  • духовно-нравственное воспитание учащихся как формирование гражданской идентичности, нравственности, патриотизма в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
  • формирование толерантности учащихся как личностной черты и стратегии поведения;
  • физическая, социальная, психологическая безопасность, как индивидуальная, так и групповая;
  • высокая эффективность общения в учебном и деловом сотрудничестве;
  • взаимопонимание, доверие и уважение в межличностных отношениях всех участников образовательного процесса;
  • высокий уровень школьных достижений, адекватный  потенциалу возможностей учащихся и особенностям их образовательных потребностей;
  • эмоциональная стабильность, отсутствие выраженной школьной тревожности,
  • эмоционально-позитивное отношение к школе у всех участников образовательного процесса,
  • согласованность интересов всех участников образовательного процесса – общества, государства, школы, семьи, учащегося.

3. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

  • Создание в школе атмосферы психологического комфорта, увеличение индивидуальное общение «учитель-ученик».
  • Предоставление учащимся многообразных знаний и видов деятельности (разнообразной образовательной среды, опирающейся на возможности школы и социума) для апробирования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
  • Переход от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием самостоятельной работы: вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм
  • Предоставление одаренным детям условий для развития и обучения на своем высоком уровне и расширение этой зоны для других. Максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого учащегося.
  • Совершенствование учительского корпуса.

4. Внедрение проектной разработки в образовательную практику ОУ.

Основным видом деятельности ребенка в школе является учение. Оно должно быть организовано на основе индивидуальных особенностей учащихся и образовательный процесс должен современным требованиям. Практическую реализацию развития образовательной среды как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта мы связываем с осуществлением следующих современных продуктивных идей:

  • ориентация на личность, её индивидуальные особенности и возможности;
  • целостность воспитательно-образовательного процесса и развития личности;
  • вариативности, разноуровневости и разнопрофильности образования;
  • субъектности позиции учащихся в учебно-познавательной деятельности;
  • свободы выбора учебных программ, вида и уровня сложности учебно-познавательной деятельности;
  • здоровьесберегающей направленности учебно-воспитательного процесса;
  • практико-ориентированной деятельности во 2 половине учебного дня.

Реализация данного проекта ведется на следующих ключевых направлениях:

  • компетентностный подход к обучению и воспитанию младших школьников (школа – пилотная площадка по данному направлению Академии социального направления)
  • введение курса «Этическая грамматика» в учебный план 1-9 классов (пилотная площадка учреждения Академии Наук РФ « Институт семьи и воспитания»),
  • введение курса «Духовное краеведения Подмосковья» в  учебный план 8-9 классах,
  • функционирование школы как базовой для районного методического объединения классных руководителей
  • психологическое сопровождение проекта.

Ресурсное обеспечение толерантности, доверия и психологического комфорта в образовательном учреждении возможно только при определенных условиях:

  • развитие учебного сотрудничества ученик-учитель, переход от субъект-объектной логике к логике со-действия, со-трудничества, когда учитель и ученик выступают как партнеры совместного развития;
  • сотрудничество как партнерские равноправные отношения, исключающие манипуляцию, авторитаризм, доминирование;
  • эффективное педагогическое общение;
  • конструктивное разрешение конфликтов в системе ученик-учитель, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация  учитель– родитель, родитель-администрация;
  • создание психологической службы в школе (функции психологической профилактики, коррекции, реабилитации, психологической помощи в кризисной ситуации, социально-психологическое обучение через систему тренингов и социально-психологических игр, психолого-педагогическое сопровождение личностного, социального, профессионального сопровождения молодежи);
  • активное противодействие всем видам насилия, отвержения, интолерантности силами педагогического и ученического коллектива;
  • создание индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения для каждого учащегося с учетом избирательности интересов,  познавательных потребностей и склонностей учащихся;
  • использование передовых психолого-педагогических образовательных технологий;
  • использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
  • применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • постоянно действующая система повышения квалификации и профессионального роста педагогов;
  • развитие системы школьного самоуправления;
  • открытость школы к развитию, инновациям, преобразованиям, связанным с модернизацией системы общего образования;
  • соответствие материально-технической базы, обеспеченности помещениями, их оборудованием требованиям санитарно-гигиенических норм.

5. Описание форм сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями.

  • Школа является ресурсным центром для организации повышения квалификации классных руководителей школ района и педагогов, преподающих этику как предмет: на базе школы проводятся регулярно три раза в год семинары по вопросам преподавания курса, осуществляются индивидуальные консультации.
  • Школа сотрудничает по вопросам преподавания курса «Духовное краеведения Подмосковья» с воскресной школой, организованной настоятелем храма Святой Троицы о.Романом Челышкиным.
  • Ежегодно учреждение издает сборники методических разработок по курсу «Этическая грамматика», классных часов, которые предлагаются участникам семинаров, проводимых на базе школы.

6. Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения: school-2067.ru