1. Тема проекта: Инновационный проект «Формирование духовно-ориентированной педагогической среды» разработан на основе Национальной образовательной инициативы президента Российской Федерации Д.А.Медведева «Наша новая школа» и является нормативно-организационной базой, которая определяет стратегию модернизации и инновационного развития школьной системы образования.
Проект разработан по направлению «Развитие образовательной среды современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов» на период с 2010 по 2015 г. В проекте отражены основные тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.
Образовательная среда – основа эффективности школы, включающая ряд характеристик, таких, как стиль общения, психологический климат, эмоциональное благополучие детей в школе, поощрение творчества, узость-богатство культурного содержания и прочее.
Образовательная среда – это совокупность условий для обучения, развития и социализации учащихся, которая обеспечивает возможность проявления и развития их способностей в соответствии с природными задатками и интересами и социальным запросом на образование (В.И.Панов)
Одним из основных условий развития образовательной среды является установление толерантности, доверия и психологического комфорт в системе общего образования. Другими словами – выполнение конвенции о правах ребенка, в которой написано: «…цельюобразования является всестороннее развитие личности и способностей ребенка; подготовка к активной жизни во взрослом возрасте, воспитание уважения к родителям, к основным правам человека, к природе, к ценностям своей собственной культуры и всех других культур и национальностей, подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения»(статья 29). Основой проектирования современной школы как ресурса толерантности, психологического комфорта и доверия являются требования психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса.
Психологический комфорт – это состояние благополучия, эмоциональной стабильности, сбалансированности отношений с миром, переживание базового доверия, безопасности и доброжелательности в отношениях с «миром людей» и «миром вещей». Психологический комфорт предполагает отсутствует насилия в любой форме. В свою очередь толерантность означает следующее: способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение; готовность и способность без протеста воспринимать личность или явление; взаимопонимание; уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов; уважение, принятие, правильное понимание богатого мира многообразных культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; проявление терпимости к представителям других культур, верований и стран; стремление решать конфликты без насилия; способность и стремление к диалогу.
2. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта
Цели:
- проектирование современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов; (Толерантность, доверие, психологический комфорт)
- разработка норм организационного поведения; (Внедрение норм организационной культуры)
Задачи:
- Обновить содержание образования согласно федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Обеспечить доступность качественного образования.
- Обеспечение толерантности, доверия и психологического комфорта и создание условий уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов в школьном коллективе.
- Совершенствовать систему работы с одаренными детьми. Развивать спектр образовательных услуг, удовлетворяющих потребностям и интересам обучающихся.
- Обеспечить школу квалифицированными педагогическими кадрами. Повышать у работников школы мотивацию к эффективной педагогической деятельности, внедрению современных образовательных технологий.
- Сохранять и укреплять нравственное, психическое, физическое здоровье обучающихся.
Какими же характеристиками должны обладать требуемые результаты в отношении образовательной среды, учебной деятельности и сотрудничества как условий толерантности, психологического комфорта и доверия в современной школе:
- личностное, социальное, познавательное развитие учащихся на основе полной реализации личностного, духовно-нравственного и интеллектуального потенциала каждого учащегося;
- принятие самоценности учащегося, приоритет гуманистических ценностей в образовании;
- становление и развитие субъектности учебной деятельности каждого учащегося с перспективой перехода к деятельности самообразования и саморазвитию;
- учебное сотрудничество. Ключ к развитию социальной компетентности личности лежит в проектировании и организации совместных социальных действий (Асмолов А.Г.)
- индивидуально-дифференцированный подход, учет образовательных интересов и склонностей детей;
- индивидуальная психологическая безопасность как психологическая защита каждого участника образовательного процесса от травли и буллинга
- мобильность образовательной среды как способность к эволюционным прогрессивным изменениям
- социально-психологическая комфортность образовательной среды включающая следующие показатели:
- взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями субъектов образовательного процесса;
- преобладающее позитивное настроение участников образовательного процесса;
- авторитетность;
- авторитетность администрации и педагогов;
- степень участия всех субъектов в управлении образовательного процесса соответственно мере компетентности;
- сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса;
- продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса;
- способность образовательной среды обеспечивать удовлетворение всего иерархического комплекса потребностей образовательного процесса, создавая их мотивацию.
Так что же является критериями обеспечения толерантности, доверия и психологического комфорта в современной школе? Их несколько:
- реализация целей развивающего образования, включая социальное, личностное познавательное развитие личности;
- духовно-нравственное воспитание учащихся как формирование гражданской идентичности, нравственности, патриотизма в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
- формирование толерантности учащихся как личностной черты и стратегии поведения;
- физическая, социальная, психологическая безопасность, как индивидуальная, так и групповая;
- высокая эффективность общения в учебном и деловом сотрудничестве;
- взаимопонимание, доверие и уважение в межличностных отношениях всех участников образовательного процесса;
- высокий уровень школьных достижений, адекватный потенциалу возможностей учащихся и особенностям их образовательных потребностей;
- эмоциональная стабильность, отсутствие выраженной школьной тревожности,
- эмоционально-позитивное отношение к школе у всех участников образовательного процесса,
- согласованность интересов всех участников образовательного процесса – общества, государства, школы, семьи, учащегося.
3. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
- Создание в школе атмосферы психологического комфорта, увеличение индивидуальное общение «учитель-ученик».
- Предоставление учащимся многообразных знаний и видов деятельности (разнообразной образовательной среды, опирающейся на возможности школы и социума) для апробирования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
- Переход от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием самостоятельной работы: вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм
- Предоставление одаренным детям условий для развития и обучения на своем высоком уровне и расширение этой зоны для других. Максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого учащегося.
- Совершенствование учительского корпуса.
4. Внедрение проектной разработки в образовательную практику ОУ.
Основным видом деятельности ребенка в школе является учение. Оно должно быть организовано на основе индивидуальных особенностей учащихся и образовательный процесс должен современным требованиям. Практическую реализацию развития образовательной среды как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта мы связываем с осуществлением следующих современных продуктивных идей:
- ориентация на личность, её индивидуальные особенности и возможности;
- целостность воспитательно-образовательного процесса и развития личности;
- вариативности, разноуровневости и разнопрофильности образования;
- субъектности позиции учащихся в учебно-познавательной деятельности;
- свободы выбора учебных программ, вида и уровня сложности учебно-познавательной деятельности;
- здоровьесберегающей направленности учебно-воспитательного процесса;
- практико-ориентированной деятельности во 2 половине учебного дня.
Реализация данного проекта ведется на следующих ключевых направлениях:
- компетентностный подход к обучению и воспитанию младших школьников (школа – пилотная площадка по данному направлению Академии социального направления)
- введение курса «Этическая грамматика» в учебный план 1-9 классов (пилотная площадка учреждения Академии Наук РФ « Институт семьи и воспитания»),
- введение курса «Духовное краеведения Подмосковья» в учебный план 8-9 классах,
- функционирование школы как базовой для районного методического объединения классных руководителей
- психологическое сопровождение проекта.
Ресурсное обеспечение толерантности, доверия и психологического комфорта в образовательном учреждении возможно только при определенных условиях:
- развитие учебного сотрудничества ученик-учитель, переход от субъект-объектной логике к логике со-действия, со-трудничества, когда учитель и ученик выступают как партнеры совместного развития;
- сотрудничество как партнерские равноправные отношения, исключающие манипуляцию, авторитаризм, доминирование;
- эффективное педагогическое общение;
- конструктивное разрешение конфликтов в системе ученик-учитель, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация учитель– родитель, родитель-администрация;
- создание психологической службы в школе (функции психологической профилактики, коррекции, реабилитации, психологической помощи в кризисной ситуации, социально-психологическое обучение через систему тренингов и социально-психологических игр, психолого-педагогическое сопровождение личностного, социального, профессионального сопровождения молодежи);
- активное противодействие всем видам насилия, отвержения, интолерантности силами педагогического и ученического коллектива;
- создание индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения для каждого учащегося с учетом избирательности интересов, познавательных потребностей и склонностей учащихся;
- использование передовых психолого-педагогических образовательных технологий;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
- применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- постоянно действующая система повышения квалификации и профессионального роста педагогов;
- развитие системы школьного самоуправления;
- открытость школы к развитию, инновациям, преобразованиям, связанным с модернизацией системы общего образования;
- соответствие материально-технической базы, обеспеченности помещениями, их оборудованием требованиям санитарно-гигиенических норм.
5. Описание форм сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями.
- Школа является ресурсным центром для организации повышения квалификации классных руководителей школ района и педагогов, преподающих этику как предмет: на базе школы проводятся регулярно три раза в год семинары по вопросам преподавания курса, осуществляются индивидуальные консультации.
- Школа сотрудничает по вопросам преподавания курса «Духовное краеведения Подмосковья» с воскресной школой, организованной настоятелем храма Святой Троицы о.Романом Челышкиным.
- Ежегодно учреждение издает сборники методических разработок по курсу «Этическая грамматика», классных часов, которые предлагаются участникам семинаров, проводимых на базе школы.
6. Адрес размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения: school-2067.ru