Тип урока:
Комбинированный. Одновременно с усвоением нового материала идёт повторение пройденной ранее темы.
Основной метод - метод проблемного диалога.
Цели урока:
- Сравнивая Древний Рим с Древней Грецией, научить делать выводы о схожести или различии этих двух цивилизаций.
- Выявляя общее и различное в формах правления государством у древних римлян и древних греков, научить сравнивать римскую республику и греческий полис.
- Из фактов двух первых этапов истории Древнего Рима – « царского» и «республиканского», научить выявлять причины смены формы правления в Риме.
- Научить определять и объяснять свои оценки поступкам такой исторической личности как Марк Юний Брут с нравственной и гуманистической точки зрения.
Обязательный минимум содержания: Древний Рим, особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республиканскую (власть Сената, народного собрания, выборные должности). Латинский алфавит.
Наглядные пособия:
Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс, авт.: Д.Д. Данилов, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, А.А. Николаева и рабочая тетрадь к нему.
План урока.
Опорос домашнего параграфа 32 по вопросам на стр. 222.
Постановка проблемы урока: Древний Рим – это особая цивилизация и часть древнегреческой?
Поиск решения: необходимо сравнить цивилизацию Древнего Рима и цивилизацию Древней Греции и выявить общее и различное.
Решения проблемы и примерный вывод по проблеме.
Домашняя работа.
Ход урока
Опорос домашнего параграфа 32 по вопросам на стр. 222.
Учитель:
1. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения царя Хаммурапи.
2. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения стратега Перикла.
3. Сравни справедливость эллинистических порядков с точки зрения Александра Македонского.
4. Зачитай с тетради столбик «факты слияния Запада и Востока».
5. Зачитай с тетради столбик «факты раздельного существования Запада и Востока».
Создание проблемной ситуации
Учитель: Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу, и называется она …
Учащиеся: Цивилизация Древнего Рима (стр. 203).
Учитель: Какой период времени она охватывает?
Учащиеся: На векторе времени (стр. 281) отмечают временной промежуток с VIII – I века.
Учитель: Давайте с вами узнаем, какое мнение высказали учёные об этой цивилизации? Открываем с. 209, читаем разговор Источниковеда и Археолога (один из учеников начинает читать текст до слов: « …с греческой цивилизацией»).
-Читайте вслух, пожалуйста!
-Какое мнение высказал Источниковед?
-Сформулируем…
Учащиеся: римляне подчёркивали свою родовую связь с греками.
- И это значит – римляне и греки похожи!
Учитель фиксирует на доске-
1 факт: Римляне и греки – …похожи!
Учитель: читаем дальше, вы, пожалуйста! Другой ученик продолжает читать текст: «…отличаются от греческих».
Учитель: какие факты привёл Археолог?
- Обычаи римлян отличаются от греческих.
- Римляне и греки – отличаются!
Учитель: т.е. …2 факт: Римляне и греки – отличаются!
Фиксирует на доске.
Учитель: сравните мнения и факты, приведённые двумя учёными. В чём противоречие, какой возникает вопрос?
- Древний Рим - это особая цивилизация или часть древнегреческой?
Учитель: какие версии, предположения у вас возникают в связи с данным вопросом?
-Выразите их одной краткой фразой.
Могут предложить версии:
1) Особая цивилизация.
2) Часть древнегреческой цивилизации.
3) В чём то особая, а в чём то похожа на Древнюю Грецию
Учитель: чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам надо сделать?
- Сравнить признаки древнегреческой цивилизации с признаками Древнего Рима. Сделать соответствующий вывод.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
С/р Цивилизация Древнего Рима и Древней Греции
(учитель работает с таблицей на доске, а учащиеся с таблицей в рабочей тетради)
|
Древняя Греция. |
Древний Рим. |
Хозяйство |
|
|
Власть |
|
|
Общество |
|
|
Культура |
|
|
1. Хозяйство:
-С помощью текста на с. 204 узнайте, какие племена проживали на Апеннинском полуострове, и чем они занимались? |
Индивидуально самостоятельно работают с текстом учебника (п.1)
-Апеннинский полуостров со всех сторон окружён водой, морских бухт мало, но есть плодородные равнины и горные луга, река Тибр. Италия, точно так же как и Греция разделена горами на различные области, где проживали разные народы. |
-Вспомните, чем занимались древние греки? |
Земледелие (оливки, виноград), виноделие, ремесло и торговля. |
- Сравните факты. Похожи или нет? |
Делают вывод, что хозяйственная деятельность в чём-то похожа, например, земледелие, а в чём-то нет (разведение овец, телят). |
-Какой вклад в восхождение римлян на ступень цивилизации внесли греки, этруски, сами римляне? |
-Это говорит о том, что римляне многое заимствовали у греков. |
2. Устройство государства. -Запишите главные факты ключевыми словами в таблицу. |
Работая в парах выделяют общее и различное.
Делают вывод о том, что римская республика это то же самое, что и греческий полис, только называется по другому. Столбик «Власть». |
3. Слои общества. |
Делают вывод о том, что и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах. |
4.Культура. |
-В театре, на стадионах. -На арене цирка. |
Т.о. получается таблица.
|
Древняя Греция. |
Древний Рим. |
Хозяйство |
Земледелие (оливки, виноград)+ |
Земледелие (пшеница, ячмень)+ |
Власть |
Греческий полис – демократия + |
Римская республика + |
Общество |
Аристократы – родовая знать + |
Патриции – знатные роды + |
Культура |
Театр - знание поэм |
Латинский язык |
Выражение решения проблемы.
Вывод:
Учитель: какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Мы решили проблему?
-Какие версии подтвердились?
Примерный вывод по проблеме:
1. Хозяйство
Примерный вывод по проблеме: хозяйственная деятельность в чём - то похожа, например, земледелие, а в чём- то нет (разведение овец, телят).
2.Устройство государства.
Примерный вывод по проблеме: римская республика это то, же самое, что и греческий полис, только называется по-другому. Это позволяет сделать вывод о том, что в устройстве государства Древняя Греция и Древний Рим похожи.
3.Слои общества.
Примерный вывод по проблеме: и в Греции и в Риме общество делилось на знатных и незнатных, между которыми шла борьба за уравнение в правах.
4. Культура.
Примерный вывод по проблеме: В культуре римляне имели свои особенности и традиции, отличные от греков, хотя и взяли за основу для своего алфавита - греческий.
-Древний Рим это цивилизация, которая во многом похожа на древнегреческую, но имеет свои отличительные черты.
Закрепление изученного материала:
Учитель: прочитайте ещё раз название параграфа.
Как вы понимаете смысл этого названия?
-В 510 годку до н.э. патриций Марк Юний Брут возглавил восстание против римского царя Тарквиния Гордого. Прочитайте о нём на с. 207. Оцените его поступок с нравственной точки зрения с позиции человека XXI века и с позиции его современника.
-Назовите ключевые слова урока.
Домашняя работа
-Сравните древний и современный смысл римских и греческих слов: республика и демократия, диктатор и тиран.
-Задание к рисунку на с. 206.
-Прочитайте название следующего параграфа. Какие вопросы у вас возникают к этому названию?
-Прочитайте дома параграф 34 и проверьте свои предположения, что бы лучше понять эту тему приготовьте ответы на вопросы пред параграфом.
Подготовьте ответы на вопросы на стр. 209.