Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные" (УМК "Школа России"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: уточнить представления детей о диких и домашних животных, показать разнообразие домашних животных, раскрыть их значение для человека, познакомить с некоторыми породами кошек и собак, расширять кругозор детей, развивать любознательность, внимательность, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

Оборудование: 1) таблица с изображением диких и домашних животных, 2) набор открыток «Породы собак», 3) выставка книг по теме, 4) аудиозапись песни «Пропала собака», 5) инструкция по выполнению домашнего задания, 6) мультимедийное сопровождение

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1)

Мир прекрасен и удивителен.
Сколько событий и сколько открытий!
Отправляйся смело в путь,
Ум, смекалку не забудь.

2. Сообщение темы и целей урока.

а) Введение в тему

– Отгадайте загадки: (Слайд 2–9)

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (корова)

В гору бегом,
А с горы кувырком. (заяц)

Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает? (баран, овца, коза)

У кого из всех зверей,
Хвост пушистей и длинней? (лиса)

Живет под крылечком
А хвост колечком. (собака)

Кто по елкам лихо скачет и влезает на дубы, 
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

Хвост крючком,
А нос пяточком? (свинья)

Хозяин лесной просыпается  весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в берлоге снеговой. (медведь)

– Кто это?

– Разделите их на две группы? (Слайд 10)

– Сформулируйте тему урока. (Слайд 11)

– Что нового вы для себя хотите узнать на уроке о диких и домашних животных?

Чем дикие и домашние животные отличаются друг от друга?

Откуда появились домашние животные? (Слайд 12)

Какую пользу они приносят человеку? (Слайд 13)

3. Рассказ учителя.

Как появились домашние животные.

Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было холодно и голодно, они редко находили себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

– Чем платят домашние животные за любовь, ласку, внимание? (Слайд 14)

домашние животные мясо, жир, молоко, кожа, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охрана жилья, транспортное средство, общение человек

– Отгадайте, о каких еще домашних животных говорится в загадках? (Слайд 15-16)

Явился в желтой шубке:
Прощайте две скорлупки! (цыпленок, утенок)

С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица. (рыба, карп)

Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (пчела)

– Домашние животные – это еще и птицы (куры, гуси, утки, индюки), и рыбы, и насекомые (пчелы).

Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных появляются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?

5. Игра «Отгадай детенышей». (Слайд 17)

(учитель называет взрослое животное, а дети – детенышей этого животного)

– свинья
– корова
– утка
– гусь
– лошадь
– овца
– кошка
– курица
– собака

(поросята)
(телята)
(утята)
(гусята)
(жеребята)
(ягнята)
(котята)
(цыплята)
(щенки)

6. Физкультминутка. (Слайд 18)

– Если я называю дикое животное, то вы хлопаете в ладоши, если называю домашнее животное, то вы топаете ногой. (собака, белка, медведь, кошка, ёжик,  курица, корова, барсу, волк)

7. Работа по учебнику «Мир вокруг нас» (автор: А.А.Плешаков) с. 66.

А) – Назовите изображенных животных.

– Какие из этих животных дикие?

– Какие из этих животных домашние?

Б) Чтение статьи «Голуби», с. 50.

8. Кроссворд  «Домашние животные». (Слайд 19)

По горизонтали.

4. Животные, которых разводят люди, кормят их, строят для них жилища, заботятся о потомстве, называют… (домашние)

5. По горам, по долам,
Ходит шуба да кафтан. (овца)

6. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (гусь)

8. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается.
Доят, а не корова. (коза)

9. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (баран)

10. Четыре грязных копытца
Залезли в корытце. (поросенок)

По вертикали.

1.У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (кошка)

2. Посреди двора стоит копна.
Спереди – вилы, сзади – метла. (корова)

3. Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он забияка,
Поутру – часы. (петух)

7. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (собака)

8. Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (курица)

9. Закрепление. Игра «Угадай, кто где живет?» (Слайд 20)

– Соедините стрелками название животного и его жилища.

Корова
Медведь
Куры
Лисы
Лошадь

берлога
хлев
конюшня
курятник
нора

10. Рассказ учителя о собаках.

– Я продолжу рассказ о домашних животных, очень часто заводят в семьях кошку или собаку, а иногда в доме уживается кошка с собакой вместе, живут мирно и не конфликтуют.

Собака – наш самый верный и самый первый друг, прирученный человеком еще в каменном веке. Родоначальником большинства пород собак (лаек, овчарок, легавых, гончих, борзых, болонок) был волк. Сейчас насчитывается более 400 пород собак. И у каждой породы свои особенности.

С давних пор живет рядом с человеком собака. Охраняет его дом, защищает, помогает пасти стадо, охотится на зверя. Каких только собак не бывает – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные.

11. Рассматривание набора открыток «Породы собак». (Слайд 21)

12. Работа по учебнику «Мир вокруг нас» (А.А.Плешаков)

Чтение материала о собаках с. 60-61.

13. Совет по уходу за собакой.

(подготовленный учащийся)

– Ухаживать за собакой непросто. Ее нужно хорошо кормить, расчесывать, чистить, выводить на прогулку, Если ты хочешь завести собаку, подумай, хватит ли у тебя на все это времени и желания. Если нет, лучше собаку не заводить. Помни: человек в ответе за свое здоровье и жизнь своего четвероного друга!

14. Слово учителя.

– Собака –  друг человека. Как часто сам человек забывает об этом. Сначала приручает, заботится, а потом, когда животное надоест, выбрасывает его на улицу, как надоевшую игрушку.

15. Аудизапись песни «Пропала собака» В. Шаинского.

16. Слово учителя.

– Постарайтесь никогда не забывать слова писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». (Слайд 22)

17. Рассказ учителя о кошках.

– Кошка живет рядом с человекам очень давно, более 4000 лет, но так и осталась «неприрученным домашним животным», маленькой пантерой. Если собаку можно дрессировать, научить каким-то командам, то кошки поддаются дрессировке с большим трудом, ведут себя как хотят и едят только то, что хотят.

На свете около 60 разных пород кошек. Но большинство тех кошек,  которые живут в наших квартирах, ни к какой породе не относятся. Их называют просто домашние кошки.

18. Рассматривание иллюстраций пород кошек по учебнику с.78.

– Какие бывают породы кошек? (Слайд 23)

19. Домашнее задание. (Слайд 24)

– Подготовить рассказ о домашних питомцах (кошке или собаке) по плану:

  1. Порода.
  2. Кличка.
  3. Внешний вид.
  4. Особенности характера.
  5. Твое отношение к животному.

20. Итог урока. Оценивание.

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

По вопросам приложений к уроку (презентация, аудиофайл) обращайтесь, пожалуйста, к автору работы.