Введение
Я призываю Вас всё проверять, всё оспаривать,
Знание, добытое без личного усилия,
Без личного напряжения, - знание мёртвое.
И только пропущенное через собственную голову
Становится твоим достоянием.
Л.Улицкая
Моя педагогическая концепция “Становление личности в единстве процессов социализации, воспитании и самовоспитания” обращена к педагогам - практикам, к тем, кто навсегда связал свою судьбу со школой, с детьми.
Воспитательная концепция складывалась на протяжении многих лет, она видоизменялась, дополнялась, по мере того, как я приобретала навык профессионального мышления, изучала различные методы профессиональных технологий, приобретала профессиональный опыт.
В основу концепции легли передовые идеи великих педагогов Василия Александровича Сухомлинского, Антона Семёновича Макаренко, Яна Амоса Каменского, современных педагогов Н.Е. Щурковой, Е.П. Павлова, Е.Н. Степанова, В.В. Горшкова и других.
Падение культуры общества и господство обманных ценностей, сопровождаются нарушением жизненно значимых отношений ребёнка, осложнением его взаимоотношений с учителями, родителями, одноклассниками, утратой эмоционального благополучия, чувства защищённости, способности проживать состояние счастья вне зависимости от условий жизни. Как классный руководитель может способствовать социализации личности в единстве процессов социализации, воспитании и самовоспитания и посвящена моя педагогическая концепция.
1. Цели, задачи, принципы воспитательной концепции
Цель – есть запрограммированный результат. Цель определяет чего мы хотим достичь? Куда движемся?
Стратегия – что нужно сделать для реализации этой цели? Как сделать лучше? Каковы этапы этого пути?
Цель воспитательной концепции: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Основные задачи воспитания.
Система воспитания призвана обеспечить:
- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
- развитие субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли;
- формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;
- усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе;
- укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности.
Основные требования к целям воспитания:
1. Объективность
2. Системность.
3. Дифференциация по возрастам учащихся.
4. Реализуемость.
Ключевыми понятиями характеризующими сущность воспитательной системы класса являются:
“Социализация”- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
“Самовоспитание” - сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и минимизации отрицательных качеств.
“Индивидуальность” неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нём единичных, особенных и общих черт, отличающих его от других индивидов.
“Коллектив” - объединение людей, выступающих, как единый организм, функционирующий по общим законам, имеющий сходное мировоззрение, мораль, потребности.
“Педагогическая поддержка” - оказание помощи в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психологическим здоровьем, общением ребёнка. Это процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий.
2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Необходимость выделения принципов воспитательной деятельности обусловлена определением условий для создания воспитывающей среды, направленной на эффективную реализацию обучаемыми своего познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциала. В своей работе классного руководителя я руководствуюсь следующими принципами:
- Духовности и душевности;
- Защищённости и комфорта;
- Доверия и открытости;
- Сотворчества и содружества;
- Индивидуальности и личностной ориентированности и конечно же это принципы:
1. “Само” (умение реализовать себя) – направлен на самостоятельную реализацию человека в любой сфере жизнедеятельности, прежде всего, в самоуправлении (самодеятельность, самоуправление, самовоспитание, самостоятельность и т.д.).
2. Творческой активности (умение искать творческие решения) – может выступать механизмом реализации коллективных дел и личностных задач. Он направлен на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом интересных дел (мобильность, творчество, активность, действие и т.д.).
3. Успешности (умение делать). Основными понятиями его могут быть ощущение нужности, востребованности, желание делать, конкурентоспособность (“Я нужен”, “Я могу”, “Я делаю”).
4. Общения (умение говорить, слушать, понимать) – направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать. В основе его – гуманизм, толерантность, милосердие, воспитание доброго отношения к людям.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Направления воспитания определяются целью, задачами, принципами воспитательной деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями общества к растущей личности и психологическими закономерностями ее формирования. А так же с теми направлениями воспитательной работы, которые определены в воспитательной системе МБОУ Одинцовской гимназии № 14:
1. “Здоровье” спортивно-оздоровительное (соответствует физическому воспитанию учащихся) – организация деятельности по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ), здорового образа жизни, организация туристической и спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа, разума и т.д.
2. “Интеллектуальное”- формирование мировосприятия на основе развития познавательного потенциала личности (познание истины). В процессе приобретения житейских знаний, их систематизации и обогащения в процессе обучения, самостоятельной работы, разнообразной внешкольной и внеклассной деятельности формируется система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений;
3. “ Я и семья” (соответствует семейному воспитанию, работе с родителями) – организация работы с семьей, изучение семейных традиций, организация совместной деятельности семьи и школы, актов милосердия, волонтерского движения, работа по половому просвещению обучаемых, изучение ролевых особенностей в семье, понятий “мать”, “отец”, изучение основ семейных взаимоотношений, понятий “любовь”, “дружба”, “уважение” и т.д.
4. “Сыны Отечества” (соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию) – организация деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур. Воспитание гражданственности, патриотизма, направленное на формирование общероссийской и национально-культурной идентичности (привязанности, сопричастности), активное участие в жизни страны, города. Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
5. “ Правовое ” - формирование мотивационно-ценностного поведения (формирование высших психических функций: потребностей, мотивов, отношений, образа “Я”, помыслов, желаний, устремлений души). Это направление предполагает: воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умении их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик – результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения. Формирование правовой культуры.
6. “Культура” (соответствует эстетическому воспитанию) – организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей задатков, формированию чувства прекрасного и т.д.
7. “Земля – наш общий Дом” (соответствует экологическому воспитанию) – организация деятельности по направлениям “краеведение”, “туризм”, природосообразная деятельность, деятельность по защите природы и т.д.
8. “Труд” (соответствует трудовому воспитанию) – организация трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, профессиональной диагностики, деятельности по воспитанию у учащихся трудолюбия, культуры труда, по экономическому просвещению подростков и молодежи, организации летней трудовой практики.
9. “Человек” (соответствует нравственному воспитанию обучаемых) – организация деятельности педагога, ориентированной на воспитание личности обучающегося, развитие его индивидуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, правовое воспитание, изучение правовых и законодательных норм, умений и навыков противодействовать асоциальным проявлениям и т.д.
В процессе разнообразных видов деятельности, предоставляющих возможность усваивать различные социальные роли, выражается потребность и способность учащегося проявлять заботу о других, создаются условия для воспитания организационной культуры, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, умения подчиняться и требовать, опыта сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, активной творческой позиции, умения самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность, навыков организации и проектирования собственной деятельности, организации самоуправления в классе.
4. МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Воспитательная система должна отражать коллективную потребность, быть престижной, значимой в глазах учащихся, педагогов и родителей, быть естественной, органичной для данного класса, носить коллективный характер.
Воспитательная система в своём развитии проходит через несколько этапов:
I этап Проектный: становление- в основном осуществляется на организационно- педагогическом уровне (ожидание, надежды). Утверждение системообразующей деятельности (выбор основополагающих принципов, направлений, отработка содержания деятельности, структуры системы, новообразование создание зон упорядоченности, введение новаций, определение ступеней роста и др.).
II этап Практический: обработка и закрепление достигнутого на I этапе. Создание базы для дальнейшего развития воспитательной системы через сохранение в ней зон упорядоченности и получения внешнего признания воспитательной системы. Главные цели воспитательной системы сформированы, доведены до сведения детей и родителей .
III этап - характеризуется оформлением системы. Классный коллектив переходит в новое, качественное состояние он всё чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединённых общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью. Создание целого, единого образования (окончательное формирование системы, когда каждый компонент занимает свое место. Работа с коллективом переходит в новое качество на основе самоанализа, творчества, саморазвития - ребёнка не надо переделывать. Классный руководитель лишь помощник, защитник, советник, образец для подражания.
IV этап -Торможение (повторение опыта, возникновение стереотипов).
V этап – обновление и перестройка (революционные и эволюционные пути обновления. Может приобретать характер кризиса).
“Я горжусь своим педагогическим кредо” писал В.А. Сухомлинский и я полностью разделяю его взгляды в этом направлении. Моими любимыми воспитанниками являются не послушные и безропотные, готовые со всем соглашаться и во всём повиноваться, а своенравные, волевые, беспокойные, иногда проказники и шалуны, но бунтари против зла и неправды, готовые отстаивать принципы, которые стали неотделимы от их личности.
Классный коллектив – это сложное взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями. Каждый ученик может внести в коллектив свой фон. Каждый отдельный ученик вносит нечто своё в общую сокровищницу класса, свои только ему одному присущие оттенки восприятий, чувствований, переживаний, мысли, свои особые интонации в постижении прекрасного.
Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой.
Данная система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу.
Говоря о создании единой системы воспитательной деятельности, я подразумеваю, прежде всего, организацию ее управления, постановку единых и осознанных целей и задач, общих принципов, основных доминантных направлений воспитательной работы.
Разрабатывая новую Концепцию воспитательной деятельности, самое главное – не поломать, а сохранять те положительные наработки, которые были получены мной в результате работы как в советской школе старшей пионерской вожатой, так и в условиях современной школы.
Воспитательная система рассчитана на семь лет (5-11 класс)
Этапы работы:
Этап | Класс | Основные направления работы |
I | 5-7 | Развитие позитивного интереса, уважения к людям, приобщение к здоровому образу жизни, организация коллективной деятельности, развитие творчества, коллективистских отношений внутри класса. Признание и принятие окружающей среды. Способность к пониманию. Приобретение знаний, их систематизация и обогащение в процессе жизни, формирование системы социальных, научных, философских, нравственных и эстетических взглядов и убеждений на различных возрастных этапах становления личности |
II | 8-9 | Развитие познавательной активности. Самоуважение, взаимопомощь. Развитие творческого мышления и самостоятельности. Самоуправление. Формирование представления о самопознании и его месте в самовоспитывающей деятельности. Формирование навыков безопасного поведения. Формирование представлений о здоровом образе жизни как гарантии здоровья будущего потомства. |
III | 10-11 | Развитие познавательной потребности. Гражданская позиция. Готовность к профессиональному самоопределению, готовность к личностному и мировоззренческому самоопределению. Формирование жизненной позиции. Признание и готовность к постоянному поиску целей жизни. |
Ступени, направления и принципы воспитательной деятельности взаимозависимы, находятся в постоянном (латентном, или явном) взаимодействии, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.
5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К компонентам содержания воспитательной деятельности можно отнести темы-доминанты, традиционные дела, и.т.д. , характеризующие то или иное направление воспитательной деятельности и раскрывающие его сущность. К направлению “Здоровье” можно отнести следующие темы-доминанты: “Здоровый образ жизни”, “Спорт”, “Туризм”, “Профилактика употребления ПАВ”, “Гармония тела, духа, разума” и др.; к направлению “Семья” – “Малая родина”, “Милосердие”, “Семейные традиции”, “Планета”, “Половое воспитание” и др.; к направлению “Культура” – “Эстетическое воспитание” “Культура поведения”, “Творчество”, “Искусство” и др.; к направлению “Природа” – “Краеведение”, “Защита природы”, “Глобальная экология”, “Экология человека”, “Эколог и Я” и др.; к направлению “Труд” – “Трудовое воспитание”, “Экономические знания”, “Профориентационная деятельность”, “Трудовые бригады”, “Культура труда” и др.; к направлению “Человек” – “Воспитание толерантности”, “Противодействие асоциальным явлениям”, “Правовая культура”, “Культура общения”, “Я и Мы” и др. Эти темы-доминанты должны учитывать возрастные особенности обучаемых и быть сориентированы на возможности в практике реализации различных образовательных структур.
Воспитательная концепция включает в себя как компонент и работу с родителями. Взаимоотношения с родителями выстраиваются как коллега с коллегой, по праву равно заинтересованных союзников. Этапы формирования взаимоотношений с родителями следующие:
- установление связи с родителями;
- выработка единых требований семьи и школы к ребёнку;
- организация коллектива родителей;
- повышение педагогической культуры родителей.
6. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методологическую основу воспитательной концепции составляет совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга подходов:
Системного (ориентация в исследовании и управлении социальными и природными системами посредством опоры на понятия, основополагающие идеи – принципы и методы изучения и преобразования сложных объектов);
Деятельностного (ориентация на оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности – направлении интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания);
Личностно ориентированного (ориентация на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности).
Теоретической основой воспитательной системы является совокупность ведущих идей гуманизма, сотрудничества, поддержки, ценностных ориентаций, формирования единого воспитательного развивающегося пространства.
Руководство: организация работы в классном коллективе по реализации основных направлений Концепции; организация управления внедрением основных положений Концепции (на основе проведённого анализа работы класса за прошедший учебный год и анкетирования учащихся, родителей, утверждение планов мероприятий и др.); контроль за выполнением планов, качеством мероприятий и их эффективностью; Исполнение: составление конкретных планов работ с классом, отдельными группами); включающую возможности всех институтов (семьи, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, СМИ и т.д.);
Функционированию воспитательной системы предшествует ее моделирование (выработка алгоритма действий).
Технологическая цепочка процесса моделирования воспитательной системы как правило, включает следующие звенья:
- формирование инициативной группы моделирования воспитательной системы (учащиеся класса, родители);
- принятие единой концепции воспитательной системы класса
- разработка и утверждение программы, плана действий по реализации основных положений Концепции;
- научно-методическое обеспечение и руководство воспитательным процессом.
Для успешного решения вопросов воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников педагогического процесса в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
Формы воспитания могут быть самыми различными, но они должны быть понятны для ребёнка:
- Он видит, что его любят;
- Он понимает, что о нём заботятся;
- Он осознаёт, что его уважают;
- Он чувствует, что ему рады.
7. Ожидаемый результат
Черты личности выпускника воспитательной системы: “Становление личности в единстве процессов социализации, воспитании и самовоспитания”.
-владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, являющейся основой формирования убеждений, т.е. мировоззрения;
- знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при решении экономических, социальных, политических и экологических задач в рамках своей компетенции;
- способен в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость будущей или приобретенной профессии, знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности;
- умеет на научной основе организовать свой труд;
- умеет критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений;
- проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение;
- владеет навыками сотрудничества;
- владеет способами осуществления познавательной, коммуникативной, преобразовательной, художественно-эстетической деятельности; стремится к творчеству;
- убежден, что высшие ценности человеческой жизни - это добро, красота, любовь к людям;
- умеет управлять собой, своими эмоциями, творчески самосовершенствуется;
- владеет навыками организационной культуры;
- наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям; уважает свой народ и народы других стран;
- способен терпимо относиться к людям другой национальности и вероисповедания;
- умеет противодействовать асоциальным проявлениям.
Заключение
Мой выпускник должен быть счастливым человеком - весёлым, бодрым, здоровым, подтянутым, способным жить и любить жизнь во всех её проявлениях. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день. Чтобы стать настоящим человеком, в процессе социализации, воспитании и самовоспитания, ученик должен прежде всего уважать самого себя, без этого уважения не мыслима человеческая культура. Учитель должен глубоко уважать человеческую личность в своём питомце.
У учителя есть единственный инструмент воспитания - слово. Именно оно воздействует на душу ребёнка. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Главное в слове учителя – честность. Содержание воспитательной концепции может остаться всего лишь красивыми словами на бумаге, если ученики не будут верить своему учителю, увидят в нём показное, не искреннее. У педагога должна быть способность чувствовать человека – чувствовать сердцем тончайшие движения души, уметь увидеть в глазах горе, обиду, одиночество, потребность в человеческом сочувствии, в помощи. Осмелюсь констатировать, что в последнее время наблюдается педагогическая неподготовленность родителей. Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям “можно”, “надо”, “нельзя”. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Воспитание будущих родителей необходимо со школьной семьи.
Не навреди - главная задача наставника Я.А. Каменского “Каждый ребёнок может стать человеком, если его не портить”
Без чувств возвышенных и нежных,
без доброй памяти души,
без восхищений, без надежды
Вам в класс не надобно идти.Терпенье укрепляет душу,
оно желательно для тех,
кто школу без сомненья любит,
он обрекаем на успех.Красив и бодр, оптимистичен,
уверен в детях и в себе,
он роль высокую играет
в ребячьей будущей судьбе.Не мстит, не злобен и способен
прийти на помощь в час любой,
и дети с радостью несутся
за ним весёлою гурьбой.Передаёт свой опыт жизни,
он артистичен и умён,
при этом в меру ироничен,
и если нужно, кстати, смел.Когда к тебе идут народы,
закончив школу, и любя,
то ты – учитель, слава Богу,
и в школе пусто без тебя.Цени в ребёнке откровенность,
потребность в правде, прямоте,
а те, кто хитростью страдает,
они, наверное, не те.